г. Чита |
|
22 октября 2014 г. |
Дело N А19-11784/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Радуга" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 сентября 2014 года по делу N А19-11784/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Радуга" (ОГРН 1103850021417, ИНН 3849010935; место нахождения: 664080, Иркутская обл., Иркутск г., Топкинский мкр, 41) к Службе по тарифам Иркутской области (место нахождения: 664025, Иркутская обл., Иркутск г., Марата ул., 31) о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении от 18.06.2014 г. N 51-п-14,
суд первой инстанции, судья Дмитриенко Е.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Радуга", обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Службы по тарифам Иркутской области от 18.06.2014 г. N 51-п-14 по делу об административном правонарушении.
Решением суда первой инстанции заявителю отказано в удовлетворении требований полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о соблюдении административным органом порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200279925805.
Из апелляционной жалобы следует, что суд не дал оценки всем обстоятельствам дела и немотивированно не применил ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200279925812.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Служба просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 26.09.2014.
Согласно пункту 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Оспариваемым постановлением N 51-п-14 по делу об административном правонарушении от 18.06.2014, общество признано виновным в совершении правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. (т. 1, л. 15).
Диспозиция ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Субъектом ответственности по данной статье являются лица, обязанные в силу закона применять регулируемые государством тарифы. К указанным лицам относятся те субъекты, которые осуществляют деятельность на основании тарифов утвержденных им Службой в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, обществу вменяется то, что в июне 2013 года, оно, при начислении гражданам платы за услуги горячего водоснабжения (лицевой счет N 0001529) применило тариф в размере 55, 359 руб./м3, в то время как приказом Службы по тарифам Иркутской области от 18.05.2012 N 48-спр установлен тариф на горячую воду для филиала "РЭУ" "Иркутский", обеспечивающего горячее водоснабжение потребителей микрорайона Зеленого города Иркутска, в размере 83, 09 руб./м3.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 18.05.2012 N 48-спр "Об установлении тарифов на горячую воду для филиала ОАО "РЭУ" "Иркутский", в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", руководствуясь Положением о службе по тарифам Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 1 августа 2011 года N 208-пп, учитывая итоги рассмотрения данного вопроса на заседании Правления службы по тарифам Иркутской области 18 мая 2012 года, установлены и введены в действие с 1 июля 2012 года на срок не менее одного года тарифы на горячую воду для филиала ОАО "РЭУ" "Иркутский", для потребителей население, согласно приложению:
Город Иркутск (за исключением микрорайона Зеленый) 52,34 куб./куб.м.
Город Иркутск (микрорайон Зеленый) 83,09 руб./куб.м.
Статьей 4 Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлено, что правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок, утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, разработанные в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (далее - надбавки к тарифам), тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение (далее - тарифы на подключение), а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - предельные индексы).
Из анализа Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 18.05.2012 N 48-спр "Об установлении тарифов на горячую воду для филиала ОАО "РЭУ" "Иркутский" следует, что утвержденные тарифы направлены на соблюдение паритета интересов, как поставщика коммунальной услуги, так и его контрагента.
Из Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 18.05.2012 N 48-спр "Об установлении тарифов на горячую воду для филиала ОАО "РЭУ" "Иркутский" следует, что регулируемый государством тариф установлен для филиала ОАО "РЭУ" "Иркутский", который обязан в гражданско-правовых сделках осуществлять продажу товаров (работ, услуг) по указанному тарифу.
Таким образом, названный тариф является обязательным для филиала ОАО "РЭУ" "Иркутский", лица, оказывающего услугу, стоимость которой подлежит государственному регулированию
Как следует из материалов дела, управляющая компания каких-либо регулируемых приказом N 48-спр от 18.05.2012 услуг потребителям не предоставляет, в связи с чем, с собственников помещений в многоквартирном доме вправе собирать плату, для расчетов с филиалом ОАО "РЭУ" "Иркутский" в соответствии с требованиями Жилищного кодекса
Статьей 157 ЖК РФ, установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.1).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч.2).
Статьей 157.1 ЖК РФ установлено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Статьей 155 ЖК РФ установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (ч.7.1).
Из выше указанного следует, что, во-первых, запрет установлен только на повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов.
Во-вторых, из указанного следует, что контрагент филиала ОАО "РЭУ" "Иркутский", каковым в данном случае является Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Радуга" вправе рассчитываться с поставщиком услуг средствами, полученными из разных источников исходя из своей хозяйственной деятельности.
Так Жилищный и Гражданский кодексы Российской Федерации допускают, что оплату коммунальных услуг можно осуществлять за счет средств полученных владельцами помещений в многоквартирном жилом доме от использования общего имущества, сэкономленных средствах или полученных из иных источников.
Таким образом, внесение собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей компании денежных средств за потребление коммунальных услуг в меньшем размере, чем предстоит внести управляющей компании поставщику коммунальной услуги, не охватывается диспозицией ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Более того, поскольку Службой для Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Радуга" какой-либо регулируемый государством тариф не утверждался, административный орган не вправе в отношении данного лица проводить какие-либо проверочные мероприятия, поскольку Положение о службе по тарифам Иркутской области утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 N 303-пп "О службе по тарифам Иркутской области", этого не предусматривает, т.к. возлагает контроль только за установленными ею тарифами и в отношении организаций, которым такие тарифы утверждены.
Статья 20 ЖК РФ, относит контроль за ограничениями изменений размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в компетенцию органов жилищного надзора.
При этом сведения о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги являются основанием для проведения внеплановой проверки данным органом (ч. 4.2 ст. 20ЖК РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьями 28.2 и 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности должны быть отражены в числе прочего событие административного правонарушения и обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела не подтверждается наличие в действиях общества состава правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии со ст. 270 АПК РФ, как принятое при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Поскольку по делам об оспаривании актов о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается, суд апелляционной инстанции считает необходимым вернуть ООО УК "Радуга" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 руб. уплаченную платежным поручением N 170 от 09.09.2014 (т. 2, л. 15 ).
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "01" сентября 2014 года по делу N А19-11784/2014 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Постановление Службы по тарифам Иркутской области об административном правонарушении от 18.06.2014 г. N 51-п-14 признать незаконным и отменить полностью.
Вернуть ООО УК "Радуга" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11784/2014
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "РАДУГА"
Ответчик: СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ