г. Москва |
|
22 октября 2014 г. |
Дело N А40-62579/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Поташовой Ж.В., |
при ведении протокола |
секретарем Жильцовой М.П. |
рассмотрев заявление Открытого акционерного общества "Моссельмаш" (ОГРН 1027700317501)
к ответчикам/заинтересованным лицам: 1. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии; 2. Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в г. Москве; 3. Управлению Росреестра по Москве
3-и лица: 1. Департамент городского имущества г. Москвы; 2. ФГБУ "ФКП Росреестра";
о признании незаконными решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
при участии:
от заявителя: Боярская Ю.С. по доверенности от 18.01.2013; Грицевич Г.Ю. по доверенности от 16.04.2013;
от ответчиков/заинтересованных лиц: 1) Помагаева О.В. - по доверенности от 30.12.2013 N 22473/13; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен;
от 3-х лиц: 1) Вейн К.В. - по доверенности от 27.12.2013 N 33-Д-960; 2) не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Моссельмаш" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр), Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в г. Москве о признании незаконным решения от 15.04.2013 г. N 51-37/2013 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 г. N П/481 в г. Москве при территориальном органе в г. Москве, и обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 г. N П/481 в г. Москве при территориальном органе в г. Москве, принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка 77:09:0001015:6 в размере его рыночной стоимости 295 448 383 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 2 977 руб. 80 коп. за 1 кв.м., определенной по состоянию на 01.01.2012 г.
Решением от 24.10.2014 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования, мотивировав принятый судебный акт тем, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с принятым решением, Управление Росреестра по Москве и Департамент городского имущества г. Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционных жалоб их податели указали, в числе прочего, что суд первой инстанции рассмотрел дела без извещения привлеченных к участию в деле третьих лиц.
При рассмотрении апелляционных жалоб, судом апелляционной инстанции установлены основания, предусмотренные п.2 ч.4 ст.270 АПК РФ, для отмены судебного акта и рассмотрении дела в соответствии с ч. 61 ст. 268 АПК РФ по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, о чем вынесено определение от 21.01.2014.
По ходатайству Департамента городского имущества г. Москвы Девятый арбитражный апелляционный суд приостановил производство по делу до опубликования мотивированного Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по делу N А33-11257/2012.
17.09.2014 производство по делу возобновлено, в связи с указанной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по делу N А33-11257/2012 позицией, Управление Росреестра по Москве привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, указав также, что в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя просит обязать: Комиссию по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.12.2012 N А/481 в г. Москве при территориальном органе в г. Москве, принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка 77:09:0001015:6 в размере его рыночной стоимости -129 188 875,2 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости - 2 977,8 руб. за 1 кв.м. определенной по состоянию на 01.01.2012; Управление Росреестра по Москве предпринять меры, направленные на внесение сведений о кадастровой стоимости земельного участка 77:09:0001015:6 в размере 129 188 875,2 руб. в государственный кадастр недвижимости; Департаменту городского имущества г. Москвы применять внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка в целях расчета арендной платы с 01 по 31 января 2013 г.
Представитель Росреестра в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое решение было принято на основании представленных заявителем документов, в полном соответствии с требованиями Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности". При рассмотрении отчета, представленного заявителем установлены разногласия в части указания площади земельного участка. Комиссия по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости в настоящее время рассматривает иной отчет об иной кадастровой стоимости.
На вопрос суда представитель Росреестра пояснил, что несоответствие информации о площади земельного участка являлось технической ошибкой, допущенной Департаментом земельных ресурсов г. Москвы, что подтверждено Арбитражным судом г. Москвы в соответствующем судебном акте.
Представитель Департамента земельных ресурсов г. Москвы поддержал позицию Росреестра, считает, что внесение в кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка в настоящее время не возможно, поскольку в кадастре содержатся иные сведения, принятые по состоянию на 01.01.2014.
ФГБУ "ФКП Росреестра" будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителя организации.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/).
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает заявленные требования о признании незаконным решения Комиссии подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, ОАО "Моссельмаш" является арендатором участка с кадастровым номером 77:09:0001015:6.
03.04.2013 г. Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории г. Москвы с заявлением, в котором просило пересмотреть, утвержденные Постановлением Правительства Москвы "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель г. Москвы" от 27.12.2012 г. N 670-ПП результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Солнечногорская, вл. 4, кадастровый номер 77:09:0001015:6, на основании установления в отношении указанного участка его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка 77:09:0001015:6 на момент обращения составляла 689 207 913 руб. 99 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - 6 946 руб. 47 коп. за 1 кв.м.,
Согласно отчету N 03-ОЦ-13 от 20.03.2013 г. рыночная стоимость составила - 295 448 383 руб., удельный показатель рыночной стоимости - 2 977 руб. 80 коп. за 1 кв.м. Указанный отчет прошел экспертизу и ему дано положительное экспертное заключение N 173/03/13 от 21.03.2013 г., подготовленное НП СРО "Деловой союз оценщиков".
Таким образом, отличие рыночной стоимости от кадастровой составило 57% кадастровой стоимости.
К заявлению N 23999/2013 от 03.04.2013 г. ОАО "Моссельмаш" приложило: рыночный отчет N 03-ОЦ-13 от 20.03.2013 г., подготовленный ООО "НОК "ПРОФИТ ЛАЙН", положительное экспертное заключение N 173/03/13 от 21.03.2013 г., подготовленное НП СРО "Деловой союз оценщиков", кадастровый паспорт N 77/501/13-11263 от 24.01.2013 г., нотариально заверенную копию договора аренды земли от 03.07.1997 г. N М-09-009147.
Решением Комиссии от 15.04.2013 г. N 51-37/2013 заявление ОАО "Моссельмаш" отклонено.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иному правовому акту и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспаривания ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Однако в силу ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
При этом ст. 390 НК РФ, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает в порядке определения последней в соответствии с земельным законодательством.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.
Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Правительство РФ постановлением от 08.04.2010 г. N 316 утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки земель согласно пункту 10 Правил утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В соответствии со ст. 24.19. N 135-ФЗ от 29.07.1998 г. "Об оценочной деятельности в РФ", физические и юридические лица, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, могут оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Как следует из положений ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности N 135-ФЗ, комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта РФ. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта РФ, органа осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, Национального совета по оценочной деятельности. Типовые требования к порядку создания и работы комиссии устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: кадастровый паспорт объекта недвижимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в порядке создания и работы комиссии. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления. В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Порядок создания и работы комиссии определен приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее -Порядок).
В пункте 20 Порядка указано, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, которая отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков).
Из заявления, поданного заявителем в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, решения Комиссии от 15.04.2013 г. N 51-37/2013 об отклонении заявления следует, что к заявлению заявителем было приложено положительное экспертное заключение N 173/03/13 от 21.03.2013 г., выполненное НП СРО "Деловой союз оценщиков".
На основании вышеизложенного, оснований для принятия решения об отклонении заявления ЗАО "Моссельмаш" о пересмотре кадастровой стоимости у Комиссии не имелось.
Оспариваемое решение Комиссии противоречит закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, следовательно, должно быть признано незаконным.
Девятый арбитражный апелляционный суд считает невозможным в рассматриваемом случае применить положения ст. 201 АПК РФ по восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не является юридическим лицом, а также постоянно действующим органом.
ОАО "Моссельмаш" обращался в Комиссию об оспаривании кадастровой стоимости спорных земельных участков, рассчитанной в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы".
Однако с 01.01.2014 введены в действие результаты новой кадастровой оценки, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 751-ПП) по состоянию на 01.01.2013. Данные сведения внесены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного, результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, утвержденные Постановлением N 670-ПП, с 01.01.2014 являются неактуальными.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
С учетом изложенного, в настоящее время Комиссия рассматривает споры по оспариванию результатов кадастровой оценки, утвержденных Постановлением Правительства Москвы N 751-ПП.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.06.2014 г. N 818/14 изменение кадастровой стоимости в судебном порядке возможно только на будущее время, т.е. размер кадастровой стоимости земельного участка не может быть внесен в ГКН на истекший период.
Суд также лишен возможности обязать Департамент городского имущества г. Москвы применять внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка в целях расчета арендной платы с 01 по 31 января 2013, поскольку ДГИМ не является ответчиком по делу, к нему не заявлено самостоятельных требований, а применение положений п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ к третьим лицам, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, не предусмотрено действующим законодательством.
О переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции выносит определение. По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
В связи с удовлетворением заявленных требований, судебные расходы подлежат распределению в соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266-269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2013 по делу А40-62579/2013 отменить.
Признать незаконным решение от 15.04.2013 г. N 51-37/2013 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 г. N П/481 в г. Москве при территориальном органе в г. Москве.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве в пользу открытого акционерного общества "Моссельмаш" (ОГРН 1027700317501) расходы по госпошлине в размере 2 000 (две тысячи) руб. 00 коп.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62579/2013
Истец: ОАО МОССЕЛЬМАШ
Ответчик: Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в г. Москве, Федеральная служба государственной регистрации,кадастра и картографии
Третье лицо: ДГИ, Департамент городского имущества города Москвы, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в г. Москве, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ, ФГБУ "ФКП Росреестра"