г. Хабаровск |
|
20 октября 2014 г. |
А73-7233/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гетмановой Т.С.
судей Михайловой А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.
при участии в заседании:
от РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации : Ковалева Т.С., доверенность от 16.01.2013 б/н.
от Администрации города Хабаровска: Хворост Ю.Е., доверенность от 30.12.2013 N 1.1.27-277.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 13.08.2014
по делу N А73-7233/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Д.Л. Малашкиным,
по иску Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107; адрес (местонахождения): 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66; далее - Администрация)
к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360; адрес (местонахождения): 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1; далее - Минфин России)
о взыскании 4 965 000, 00 руб.
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Хабаровска обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о взыскании с Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю за счет средств казны Российской Федерации, убытков в размере 4 965 000,00 рублей, возникших при исполнении государственных полномочий.
Решением суда от 13.08.2014 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взысканы убытки в размере 1 639 000,00 руб., судебные расходы в размере 1 651,00 рублей. В удовлетворении остальной части отказано. Отказ связан со сроком исковой давности, о применении которого ходатайствовал ответчик при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашается с решением суда в части взыскания с Минфина России в пользу истца убытков в размере 1 639 000 руб., просит решение в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указывает на то, что ответственность за исполнение обязанности по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих граждан от имени Российской Федерации возложена на Минобороны России. Настаивает на том, что истцом не доказан факт наличия у муниципального образования спорных убытков, а также факт предоставления муниципального жилого помещения военнослужащему, выразил несогласие с размером заявленных убытков и представленным расчетом. Полагает необходимым исчислять размер заявленных убытков исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Хабаровском крае, равной 44 979 руб., установленной приказом Минстроя России от 14.04.2014 N 182/пр.
Подтверждая правильность своей позиции, Министерство приводит ссылку на судебную практику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 3334/13.
До начала судебного разбирательства Администрацией представлен отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Минфина России поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Администрации в заседании суда отклонила доводы жалобы, по основаниям изложенными в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку в апелляционном порядке обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции, при отсутствии возражений сторон, в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) пересматривает дело только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, заслушав в судебном заседании представителя Минфина России, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Спор возник в связи с признанием в судебном порядке за военнослужащими и членов их семей права пользования жилыми помещениями, которые переданы в собственность муниципального образования г. Хабаровска.
Установлено, что решением Железнодорожного суда г. Хабаровска от 05.04.2011, оставленным без изменения апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 22.06.2011, за Давыдовой О.В. признано право пользования жилым помещением N 18 в доме N 1 по ул. Барабинской г. Хабаровска по договору социального найма на основании статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих (далее - Закон о статусе военнослужащих)".
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 05.04.2011, оставленным без изменения апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 22.06.2011, за Воробьевым В.В., Половинкиной Т.В., Половинкиной Я.Г. признано право пользования жилым помещением N 64 в доме N 46 квартала ДОС (Большой аэродром) по договору социального найма.
Между тем, Администрацией в материалы дела не представлены договоры социального найма указанных квартир, заключенных с Давыдовой О.В., Воробьевым В.В., Половинкиной Т.В., Половинкиной Я.Г.
Администрация г. Хабаровска, полагая, что расходы, связанные с предоставлением спорных квартир военнослужащим и членам их семей, подлежат возмещению за счет федерального бюджета, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Размер исковых требований относительно рыночной стоимости квартир определен по отчетам N 119 и 120 ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества":
квартиры N 18 в доме N 1 по ул. Барабинской в г. Хабаровске - 1 639 000 руб.;
квартиры N 64, д 46 квартал ДОС (Большой Аэродром) - 3 326 000 руб.
Расходы по рыночной оценке квартир в размере 55 000 руб. определены исходя из 2 500 руб. за оценку одной из квартир.
Проверив обоснованность доводов изложенных в жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ, Закон о статусе военнослужащих) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 14 статьи 15 названного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан (и членов их семей), имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.
Частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жилой площадью по установленным законодательством нормам согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
В силу положений статей 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 названного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В подтверждение понесенных истцом убытков, Администрацией представлены отчеты по определению рыночной стоимости квартир, переданных военнослужащим, составленные ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества" N 119,120 от 27.05.2014. Согласно представленным отчетам рыночная стоимость квартир, составила 4 965 000, 00 рублей.
Администрацией выполнена обязанность по предоставлению жилых помещений военнослужащим и членам их семей, при этом федеральный орган государственной власти встречную обязанность не исполнил, расходы администрации не компенсировал.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.06.2010 N 2280/10, пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Соответствующая правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10.
В связи с чем, истцом заявлено требование о взыскании с Минфина России издержек понесенных Администрацией при проведении оценки передаваемых квартир.
В подтверждение понесенных расходов истцом представлены: решения суда общей юрисдикции от 05.04.2011, от 14.04.2011; муниципальный контракт на оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества N б/н. от 27.05.2014, заключенный между Администрацией города Хабаровска (заказчик) и ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества" (исполнитель); отчеты об оценке N 119, 120 от 27.05.2014; платежное поручение N 111528 от 16.06.2014 на сумму 55 000 руб.
В соответствии с пунктом 1.1 муниципального контракта заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по определению рыночной стоимости имущества согласно приложению N 1 к контракту "Задание на оценку".
Установив факт оказания услуг и оплату со стороны Администрации, суд первой инстанции удовлетворил требования истца в данной части в размере 55 000 руб. за оценку 22 объектов, из расчета стоимости одного объекта - 2 500 руб.
Апелляционная жалоба не содержит возражений в указанной части.
Истцом обязанность по предоставлению военнослужащему жилого помещения выполнена. Вместе с тем федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы Администрации города Хабаровска на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Таким образом, истцом доказан факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Минфина России обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих, размера понесенных Администрацией города Хабаровска расходов, причинной связи между этими обстоятельствами.
Довод апелляционной жалобы о том, что Минфин России является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению, поскольку обязанность Российской Федерации по возмещению указанных выше расходов обусловлена самим фактом предоставления жилого помещения определенным в Законе о статусе военнослужащих и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
В силу вышеизложенного апелляционным судом отклоняются доводы Минфина России о необоснованности оспариваемого решения и о нарушении судом первой инстанции норм материального права.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13 августа 2014 года по делу N А73-7233/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.С. Гетманова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7233/2014
Истец: Администрация города Хабаровска
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерство финансов РФ