г. Челябинск |
|
23 октября 2014 г. |
Дело N А47-6568/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Малышевой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке упрощённого производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургский пригородный вокзал" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.08.2014 по делу N А47-6568/2014 (судья Шабанова Т.В.).
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбургский пригородный автовокзал" (далее - заявитель, общество, ООО "Оренбургский пригородный автовокзал") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - ответчик, Управление, административный орган, Роспотребнадзор по Оренбургской области) о признании незаконным и отмене постановления N 703-114-02 от 10.06.2014 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 5 000 руб. (л.д.3-5).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощённого производства в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 84-88).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Оренбургский пригородный автовокзал" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на тот факт, что для осуществления своей деятельности ООО "Оренбургский пригородный автовокзал" арендует часть помещений, расположенных в здании пригородного автовокзала, и территории, прилегающей к зданию по адресу: г.Оренбург, ул. Терешковой,10, по договору аренды N 48/14 от 01.04.2014, заключенному с ЗАО "Автовокзалы Оренбуржья".
В соответствии с п. 4.4 данного договора арендатор имеет право оборудовать, переоборудовать помещения, сети, осуществлять перепланировку и вносить неотделимые улучшения только с письменного согласия арендодателя. Общество не однократно обращалось в адрес собственника здания с просьбой на частичное переоборудование арендуемых помещений либо передачу имеющегося в помещении платного туалета в аренду, однако, все предложения оставлены без ответа, в связи с чем общество считает, что приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства.
Роспотребнадзор по Оренбургской области отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились.
В соответствии со ст. 123, 156,210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Оренбургский пригородный автовокзал" зарегистрировано в качестве юридического лица 07.12.2009 за основным государственным регистрационным номером 1095658027948 и осуществляет деятельность по организации пассажирских перевозок (л.д. 11).
На основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 21.04.2014 N 10-99-П в период с 15.05.2014 по 21.05.2014 должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, с целью выполнения плана проверок на 2014 год, проведена плановая выездная проверка (далее по тексту - проверка).
Задачами проверки явились осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункт 5 распоряжений).
О времени и месте проведения проверки общество было извещено уведомлением от 28.04.2014 N 10-469, о чём свидетельствует подпись директора Палагиной Е.Г. 30.04.2014 на уведомлении и распоряжении о проведении проверки.
В ходе проверки были составлены акты обследования от 15.05.2014 и от 21.05.2014, в которых, в числе прочего, зафиксировано, что на автовокзале (с торца здания) расположен туалет, принадлежащий собственнику здания, в котором предоставляются бесплатные услуги перевозчикам и их персоналу, а услуги пассажирам, в том числе имеющим билеты, сроки действия которых не истекли, осуществляются на платной основе (акт от 15.05.2014).
С торца здания (со стороны ул. Терешковой) имеется туалет, на входной двери которого с наружной стороны размещена информация о том, что туалет мужской и женский с режимом работы с 08 час. 00 мин. до 20 час. 30 мин., технический перерыв с 13 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин. Аналогичная информация о режиме работы вывешена на внутренней стороне двери и с улицы видно, что возле кассы до потребителя доведена информация о стоимости услуги (10 руб.).
Какая-либо иная информация об исполнителе услуг по пользованию туалетом и о предоставлении пассажирам права на бесплатное пользование туалетом, если у них есть билеты, срок действия которых не истёк и которые обеспечивают право проезда по маршруту регулярных перевозок с этого автовокзала, около помещения туалета отсутствует. Иных туалетов в помещениях и на привокзальной площади автовокзала не обнаружено. В иных местах автовокзала информация о праве пассажиров на бесплатное пользование туалетом при наличии вышеуказанных билетов отсутствует. Договор аренды либо иной договор пользования имеющимся туалетом на момент обследования не предоставлен (акт от 21.05.2014).
Таким образом, в нарушение требований п. 21 "Правил перевозок и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (утверждённых Постановлением Правительства от 14.02.2009 N 112), ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" исполнителем (обществом) не приняты меры по реализации права потребителей, у которых есть билеты, срок действия которых не истёк и которые обеспечивают право проезда по маршруту регулярных перевозок с этого автовокзала, на бесплатное пользование туалетом.
По результатам проверки управлением в отношении общества составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица N 10-99-П от 21.05.2014.
В связи с выявлением указанного факта 27.05.2014 Управлением в присутствии законного представителя - директора составлен протокол N 000226 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ. Копия данного протокола в тот же день (27.05.2014) была вручена указанному представителю общества под роспись в нем.
О времени и месте составления названного протокола заявитель был уведомлен письмом от 23.05.2014 N 10-561, которое вручено нарочным, о чём свидетельствует подпись Палагиной Е.Г.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 10.06.2014 административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 703-14-02 (далее по тексту - постановление). Согласно данному постановлению заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 5 000 руб. Копия постановления была направлена в адрес общества и им получена 23.06.2014.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество было извещено определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 30.05.2014, направленным ему почтовым отправлением (получено 05.05.2014).
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, ООО "Оренбургский пригородный автовокзал" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции пришёл к выводам о наличии состава административного правонарушения и об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, в связи с чем отказал в удовлетворении требований общества в полном объёме.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ непредставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ, составляют действия (бездействие) по непредставлению потребителю льгот и преимуществ, установленных законом для определенных категорий потребителей.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" пассажир имеет право бесплатного пользования залами ожидания, туалетами, размещёнными на объектах транспортной инфраструктуры.
Статьей 3 "Устава автомобильного транспорта" установлено, что на основании настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с указанной нормой права Правительство Российской Федерации постановлением от 14.02.2009 N 112 утвердило "Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Правила перевозок пассажиров).
Согласно пункту 2 Правил перевозок пассажиров "автовокзал" - это объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещённый на специально отведённой территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.
В п. 21 "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом", утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, также предусмотрено, что пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещёнными в автовокзале, если у него есть билет, срок действия которого не истёк и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок с этого автовокзала.
Таким образом, пассажир имеет право на бесплатное пользование любыми туалетами, расположенными в автовокзале, при условии наличия билета, срок действия которого не истёк и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок с этого автовокзала.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.2010 N 234 утверждены "Требования к оборудованию автовокзалов", обязательные для выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими автовокзалами на правах собственности или ином законном основании.
В силу п. 4 указанных Требований автовокзал, на территории которого размещается остановочный пункт, входящий в состав одного или нескольких маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа, по которому(ым) максимальный интервал отправления транспортных средств превышает 2 часа, а общее количество отправляемых из остановочного пункта пассажиров по этому (этим) маршруту(ам) больше 1 тысячи человек в сутки, для оказания услуг пассажирам и перевозчикам должен иметь в своём составе помещения для размещения общественных туалетов.
Из материалов дела следует, что для осуществления уставной деятельности - осуществления пассажирских перевозок ООО "Оренбургский пригородный автовокзал" арендует часть помещений, расположенных в здании пригородного автовокзала и территории, прилегающей к зданию, по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой,10, по договору аренды N 48/14 от 01.04.2014, заключенному с ЗАО "Автовокзалы Оренбуржья" (л.д. 58-61).
При этом в ходе проведённого административным органом обследования автовокзала было установлено, что с торца здания (со стороны ул. Терешковой) имеется туалет, на входной двери которого с наружной стороны размещена информация о том, что туалет мужской и женский с режимом работы с 08 час. 00 мин. до 20 час. 30 мин., технический перерыв с 13 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин. Аналогичная информация о режиме работы вывешена на внутренней стороне двери и с улицы видно, что возле кассы до потребителя доведена информация о стоимости услуги (10 руб.).
Какая-либо иная информация об исполнителе услуг по пользованию туалетом и о предоставлении пассажирам права на бесплатное пользование туалетом, если у них есть билеты, срок действия которых не истёк и которые обеспечивают право проезда по маршруту регулярных перевозок с этого автовокзала, около помещения туалета отсутствует. Иных туалетов в помещениях и на привокзальной площади автовокзала не обнаружено. В иных местах автовокзала информация о праве пассажиров на бесплатное пользование туалетом при наличии вышеуказанных билетов отсутствует. Договор аренды либо иной договор пользования имеющимся туалетом на момент обследования не предоставлен.
Таким образом, на территории автовокзала отсутствует туалет для бесплатного пользования пассажирами, у которых есть билеты, срок действия которых не истёк и которые обеспечивают право проезда по маршруту регулярных перевозок с этого автовокзала.
Факт непредоставления обществом потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе: билетом на маршрут N 124 от 15.05.2014 "Оренбург-П.Покровка", актом обследования от 15.05.2014, актом обследования от 21.05.2014, актом проверки от 21.05.2014 N 10-99-П, объяснениями к акту проверки от 21.05.2014 N 10-99-П, фотоснимками от 21.05.2014, протоколом об административном правонарушении от 27.05.2014, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ виновность лица в совершении административного правонарушения в обязательном порядке подлежит выяснению в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Вопрос о наличии вины общества в совершении правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении с учётом положений ст. 2.2 КоАП РФ, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Оценив представленные административным органом доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии вины общества в совершении административного правонарушения.
Довод апеллянта о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, отклоняется судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Пунктом 21 Правил перевозок пассажиров предусмотрено, что пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещёнными в автовокзале, если у него есть билет, срок действия которого не истёк и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок с этого автовокзала.
На основании данных норм действующим законодательством закреплено, что пассажир имеет право на бесплатное пользование любыми туалетами, расположенными в автовокзале, при условии наличия билета, срок действия которого не истёк и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок с этого автовокзала.
По мнению апелляционного суда, норма о предоставлении пассажирам права на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, расположенными в автовокзале, введена в целях обеспечения данной категории граждан возможностью удовлетворения неотложных жизненных потребностей. Наличие в помещении автовокзала общедоступного туалета, пользование которым осуществляется без взимания платы, свидетельствует о предоставлении пассажирам предусмотренного законом права бесплатного пользования туалетами, размещёнными в автовокзале.
Являясь специализированным субъектом по оказанию услуг автотранспортной перевозки пассажиров, ООО "Оренбургский пригородный автовокзал" должно было предусмотреть возможность надлежащего исполнения данной обязанности, а при заключении договора аренды и выборе помещения для размещения автовокзала как объекта транспортной инфраструктуры исходить из того, что данное помещение должно отвечать обязательным требованиям, предъявляемым к помещениям автовокзалов. Неисполнение данной обязанности свидетельствует о непринятии обществом всех возможных мер для соблюдения требований действующего законодательства.
При этом письма, адресованные директору ЗАО "Автовокзалы Оренбуржья", не подтверждают невозможность исполнения норм действующего законодательства, поскольку, арендуя указанные помещения, общество должно выполнять требования законодательства.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ.
Существенных нарушений установленного законом порядка привлечения к ответственности не выявлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в минимальном размере санкции ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для её удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учётом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.08.2014 по делу N А47-6568/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургский пригородный вокзал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6568/2014
Истец: ООО "Оренбургский пригородный автовокзал"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ