г. Самара |
|
23 октября 2014 г. |
Дело N А65-13312/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 20 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 октября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан - представителя Шайхулловой Ф.Х., доверенность от 21.02.2013 года N 55,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от Муниципального бюджетного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 августа 2014 года по делу N А65-13312/2014 (судья Насыров А.Р.),
принятое по заявлению Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г.Альметьевск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора - Муниципальное бюджетное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района", г.Альметьевск,
о признании решения и предписания от 07.05.2014 г. по делу N 06-100/2014 незаконными (недействительными),
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 07.05.2014 г. по делу N 06-100/2014 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Муниципальное бюджетное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 августа 2014 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 07.05.2014 г. по делу N 06-100/2014, в части обязания Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г.Альметьевск внести изменения в постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г.Альметьевск от 26.06.2012 г. N 2245 "Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг МБУ "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района", путем исключения из указанного постановления положения, по которым обязанности органа местного самоуправления Альметьевского муниципального района Республики Татарстан возлагаются на МБУ "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан". В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить полностью.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что муниципальные учреждения для достижения своих целей участвуют в гражданском обороте на равных основаниях с иными его участниками, при этом имеют некоторую свободу усмотрения в принятии оперативно-управленческих решений. Действующим законодательством предусмотрено, что муниципальное бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность бесплатно для потребителей в рамках муниципального задания и в соответствии с законодательством, однако, наряду с этим может оказывать платные услуги сверх муниципального задания или в определенных федеральными законами случаях в пределах этого задания (п.3 и 4 ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
Муниципальные задания для бюджетного учреждения, в соответствии с его предусмотренными учредительными документами и основными видами деятельности, а также порядок финансового обеспечения выполнения этих заданий формирует и утверждает местная администрация (п.3 и пп.3 п. 7 ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
МБУ "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района" за подготовку исходных материалов для градостроительного плана земельного участка взимается плата, подготовка и выдача самого градостроительного плана, а также подготовка и выдача постановления о его утверждении осуществляется бесплатно.
Размер платы определен постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ от 12.02.2014 г. N 452 "Об утверждении перечня и стоимости работ (услуг), оказываемых МБУ "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района".
Податель жалобы указывает также на то, что подготовка исходных материалов для градостроительного плана земельного участка не входит в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления уполномоченным органом муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, утв. решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан N 91 от 28.07.2011 "О перечне муниципальных услуг и порядке определения платы за оказание этих услуг".
Заявитель считает, что указанная услуга не является муниципальной услугой, оказываемой бесплатно, в смысле Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", бюджетные денежные средства на подготовку исходных материалов для градостроительного плана земельного участка МБУ "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района" не получает.
Таким образом, поскольку в ходе подготовки исходных материалов для градостроительного плана земельного участка МБУ "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района" оплачивает деятельность сотрудников по подготовке документов, за предоставление услуги МБУ "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района", в соответствии с уставом, правомерно взимает денежные средства.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании с учетом уточнений просил решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-13312/2014 отменить, принять новое решение, требования исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан удовлетворить, признав решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N 06-100/2014 от 07.05.2014 незаконным (недействительным), апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
На основании приказа от 17.05.2013 г. N 02/232-пр ответчиком проведена плановая проверка Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.
В ходе проверки установлено, что постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 11.04.2012 года N 1179 утвержден перечень и стоимость работ (услуг), оказываемых муниципальным учреждениями по градостроительной деятельности.
Так, согласно Приложению N 1 за выполнение работ по составлению градостроительного плана земельного участка, муниципальное учреждение по градостроительной деятельности взимает плату в размере 9 911 рублей 18 копеек, а за оформление ордера на производство земляных работ плата устанавливается согласно калькуляции, указанной в Приложении N 2, в размере 1 388 рублей 14 копеек.
Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденным постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 03.12.2010 года N 4879, и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по рассмотрению справок - согласований для получения ордера на производство земляных работ (прокладки сетей для строительства зданий и сооружении установки рекламных щитов, декоративных ограждений, ограждений строительных площадок, строительства дорог, проездов, путепроводов) установлено, что данные услуги предоставляются на безвозмездной основе.
Ответчик, усмотрев в действиях заявителя признаки нарушения антимонопольного законодательства, возбудил дело N 06-100/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан ч.1,3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в принятии постановления от 12.02.2014 г. N452, установившего плату, не предусмотренную законодательством Российской Федерации при предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг, и принятия постановления от 26.06.2012 г. N2245, что влечет совмещение МБУ "Управление архитектуры" полномочий органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта, что припривело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
07.05.2014 г. на основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание N 06-100/2014, в соответствии с которым Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан предписано не позднее 30 дней со дня получения предписания прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
1. внести изменения в постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 26.06.2012 N 2245 "Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг МБУ "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района РТ", исключив из указанного постановления положения, по которым обязанности органа местного самоуправления Альметьевского муниципального района РТ возлагаются на МБУ "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевскго муниципального района РТ".
-отменить постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 12.02.2014 г. N 452 "Об утверждении стоимости платных услуг", в соответствии с которым устанавливается плата, не предусмотренная законодательством Российской Федерации при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.
2. О выполнении пункта 1 настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Заявитель, полагая, что вынесенное решение и постановление противоречат закону и нарушают его права, обратился с заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что подготовка исходных материалов для градостроительного плана земельного участка, не входит в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления уполномоченным органом муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, утв. решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан N 91 от 28.07.2011 "О перечне муниципальных услуг и порядке определения платы за оказание этих услуг". Указанная услуга не является муниципальной услугой, оказываемой бесплатно.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено частично.
Судебная коллегия апелляционного суда, анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности п. 9 ч. 1, ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции" в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
Целями ФЗ "О защите конкуренции", определенными, в том числе ч. 2 ст. 1 являются, являются обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно п.2 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается наделение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не предусмотрено право органов, предоставляющих муниципальные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги - предоставление градостроительного плана земельного участка урегулированы ГрК РФ.
ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур. предусмотренных частями 1-16 ст. 46 ГрК РФ, не требуется.
Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров РТ 14.01.2004 N 1 "О ходе выполнения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.06.2002 N 329 "О соблюдении градостроительной дисциплины и разработке градостроительной документации на территории Республики Татарстан" указано на необходимость в бюджетах городов и районов ежегодно предусматривать средства на целевое финансирование разработки градостроительной документации для подведомственных территорий поселений.
Согласно письму Госстроя от 17.12.2012 N 3427-ВК11/ГС "О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана" орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Согласно ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий;
3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий;
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов ь эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;
6)ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.
Согласно ч. 17 ст. 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращение осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В соответствии с ч. 26 ст.16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Выдача градостроительного плана земельного участка включена в реестр перечня обязательных услуг, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 352 "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг".
Антимонопольным органом в ходе проверки установлено, что Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан предоставление муниципальной услуги по выдаче ГПЗУ осуществляется на основании постановления от 26.06.2012 г. N 2245 "Об утверждении административных регламентов предоставление муниципальной услуги МБУ "Управление архитектуры", и постановления N 452 от 12.02.2014 г. "Об утверждении стоимости платных услуг".
Выдачу ГПЗУ на территории Альметьевского муниципального района РТ осуществляет МБУ "Управление архитектуры" Альметьевского муниципального района РТ согласно постановлению от 26.06.2012 г. N 2245 "Об утверждении административных регламентов предоставление муниципальной услуги МБУ "Управление архитектуры" Альметьевского муниципального района РТ.
Как пояснил в суде представитель заявителя Постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26.06.2012 г. N 2245 "Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг муниципального бюджетного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района" признано утратившим силу, следовательно, оспариваемое решение антимонопольного органа следует признать незаконным.
Судом установлено, что Постановлением N 2190 от 01.08.2014 г. Постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26.06.2012 г. N 2245 "Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг муниципального бюджетного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района" признано утратившим силу.
Однако, Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района в 2013 г. принят новый Административный регламент, идентичный по форме и содержанию предыдущему.
Таким образом, на момент принятия антимонопольным органом оспариваемого решения нарушения со стороны заявителя, выразившиеся в установлении платы, не предусмотренной законодательством РФ, имели место.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что установление и (или) взимание органами местного самоуправления платы, не предусмотренной законодательством Российской Федерации при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Действия органов местного самоуправления, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, подлежат антимонопольному контролю только в тех случаях, если они имеют следствием недопущение, ограничение, устранение конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Статья 15 Закона N 135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, последствия совершения которого не требуют обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного правонарушения, достаточно выявить факт наличия действий органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Действия и акты, следствием которых выдача градостроительного плана земельного участка обусловлена предоставлением исходной документации, изготавливаемой определенным огранном местного самоуправления хозяйствующим субъектом за определенную плату является необоснованным препятствием со стороны органов местного самоуправления для осуществления деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, то есть нарушением антимонопольного законодательства, определенным ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ.
Материалами дела подтверждается, что заявителем приняты нормативные акты, то есть акты, распространяющие свое действие на неопределенный круг лиц. Следовательно, указанные акты, регулирующие порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, затрагивают интересы неограниченного круга лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, т.е. способны препятствовать предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель, установив не предусмотренные законом и иными нормативными актами требования для получения муниципальной услуги по предоставлению градостроительного плана земельного участка, создал для неограниченного круга лиц необоснованные препятствия по реализации своего права на занятие законной экономической деятельностью, а оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа изданы им в соответствии с возложенными полномочиями и направлены на устранение указанных препятствий.
Исходя из изложенного, выводы антимонопольного органа о нарушении заявителем ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" являются обоснованными.
Также антимонопольный орган в своем решении указал на нарушения со стороны заявителя ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Антимонопольным органом в ходе проверки установлено, что согласно постановлению от 11.04.2012 года N 1179 "Об утверждении перечня и стоимости работ (услуг), оказываемых МБУ "Управление архитектуры"", и постановлению N 452 от 12.02.2014 г. "Об утверждении стоимости платных услуг" на территории Альметьевского муниципального района РТ обязанности по разработке и выдаче ГПЗУ возложены на хозяйствующий субъект МБУ "Управление архитектуры" Альметьевского муниципального района РТ, при этом физическое или юридическое лицо, обратившись с заявлением о выдаче ГЦЗУ в МБУ "Управление архитектуры" оплачивает стоимость разработки ГПЗУ. Перечень и стоимость работ оказываемых МБУ "Управление архитектуры" утвержден постановлением N 452 от 12.02.2014 г. В вышеуказанном постановлении утверждены новые цены на муниципальную услугу при выдаче ГПЗУ. Полномочия органа местного самоуправления по выдаче ГПЗУ на территории Альметьевского муниципального района РТ осуществляет МБУ "Управление архитектуры" Альметьевского муниципального района РТ согласно постановлению от 26.06.2012 г. N 2245 "Об утверждении административных регламентов предоставление муниципальной услуги МБУ "Управление архитектуры" Альметьевского муниципального района РТ.
Согласно п. 1.2. административного регламента для предоставления муниципальной услуги при выдаче ГПЗУ утвержденного постановлением о 26.06.2012 г. N 2245, заявитель обращается в МБУ "Управление архитектуры" о предоставление муниципальной услуги.
При этом антимонопольным органом в оспариваемом решении правомерно отклонен довод заявителя об отсутствии финансирования из бюджетных средств на разработку и выдачу ГПЗУ.
Законодательство Российской Федерации прямо предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны изыскать материальные средства на финансирование разработки и выдачи ГПЗУ из бюджетных средств.
Кроме того, как верно указал суд, наделение МБУ "Управление архитектуры" полномочиями органа местного самоуправления, в части выдачи ГПЗУ ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, занимающихся аналогичными услугами по изготовлению и разработке исходной документации ГПЗУ.
Данное обстоятельство создает МБУ "Управление архитектуры" преимущества перед иными организациями, которые осуществляют деятельность в сфере картографии, топографии, геодезии, проектирования, архитектуры и градостроительства, т.к. у МБУ "Управление архитектуры" имеется возможность оказания услуг и доведения информации о своей деятельности до потребителя непосредственно на территории Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района без проведения конкурсных процедур.
Кроме разработки исходных материалов для градостроительного плана земельного участка МБУ "Управление архитектуры" занимается иной хозяйственной деятельностью, приносящей доход.
В частности, МБУ "Управление архитектуры" оказывает услуги по топографической съемке земельных участков.
Рынок картографии, топографии, геодезии, проектирования, архитектуры и градостроительства на территории Республики Татарстан является конкурентным - на нем осуществляют деятельность, как местные хозяйствующие субъекты, так и хозяйствующие субъекты из других регионов Российской Федерации, в частности экспертный центр "Индекс", "ГеоПрофиль", "Кадастровый инженер", "Промтерра", "Маркус", "ГеоПроект", "ВекторСтрой", "Азимут" и т.д.
Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не подразумевают предоставления ему органом власти конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством наделения его имуществом и утверждением тарифов на оказание услуг, предоставляя ему преимущественное местоположение перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на том же рынке услуг.
Таким образом, нарушены основы конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке картографии, топографии, геодезии, проектирования, архитектуры и градостроительства на территории Альметьевского муниципального района РТ.
Исходя из всего вышеизложенного, антимонопольный орган правомерно признал заявителя нарушившим антимонопольное законодательство, и правильно квалифицировал выявленные нарушения, основания для признания недействительным оспариваемого решения отсутствуют.
Выданным на основании признанного обоснованным решения УФАС по РТ по делу N 06-100/2014 предписанием на заявителя возложена обязанность не позднее 30 дней со дня получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в том числе внести изменения в постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 26.06.2012 N 2245 "Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг МБУ "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевскго муниципального района РТ", исключив из указанного постановления положения, по которым обязанности органа местного самоуправления Альметьевского муниципального района РТ возлагаются на МБУ "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевскго муниципального района РТ", отменить постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 12.02.2014 г. N 452 "Об утверждении стоимости платных услуг", в соответствии с которым устанавливается плата, не предусмотренная законодательством Российской Федерации при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.
Предписание, выданное заявителю, в части отмены постановления Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 12.02.2014 г. N 452 "Об утверждении стоимости платных услуг", в соответствии с которым устанавливается плата, не предусмотренная законодательством Российской Федерации при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг является законным и исполнимым, поскольку предписание в указанной части выдано уполномоченным органом, на основании законного и обоснованного решения антимонопольного органа.
Оспариваемым предписанием заявителю также предписано внести изменения в постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 26.06.2012 N 2245 "Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг МБУ "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевскго муниципального района РТ", исключив из указанного постановления положения, по которым обязанности органа местного самоуправления Альметьевского муниципального района РТ возлагаются на МБУ "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевскго муниципального района РТ". Однако, на основании п. 2, 3 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен полномочиями по выдаче в случаях, указанных в названном Законе, органам государственной власти, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.
Согласно с. 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.
Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность (статья 51 Закона о защите конкуренции).
Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Поскольку постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г.Альметьевск от 26.06.2012 г. N 2245 "Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг МБУ "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района" признано утратившим силу, предписание в части возложения на заявителя обязанности внести изменения в постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 26.06.2012 N 2245 "Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг МБУ "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевскго муниципального района РТ" не отвечает требованиям исполнимости.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования частично.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 августа 2014 года по делу N А65-13312/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13312/2014
Истец: Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г. Альметьевск, Исполнительный комитет Альметьевского района РТ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ
Третье лицо: МБУ "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района ", Муниципальное бюджетное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района", Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд г. Самара