г. Тула |
|
24 октября 2014 г. |
Дело N А23-2579/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.10.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей: заявителя - управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004410471, ИНН 4027065394) - Еремина В.А. (доверенность от 09.01.2014 N 05) и лица, привлекаемого к административной ответственности, - федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (г. Москва, ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) - Самохина А.А. (доверенность от 01.03.2014 N 07), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение Арбитражного суда Калужской области от 09.07.2014 по делу N А23-2579/2014, установил следующее.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калужской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о привлечении федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - предприятие) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 09.07.2014 заявленные требования удовлетворены. Предприятие привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, предприятие обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы предприятие ссылается на неуказание административным органом в протоколе времени совершения предприятием вменяемого административного правонарушения, непредставление управлением доказательств нарушения предприятием государственных либо общественных интересов и наличия у него возможности соблюдения требований действующих правил и норм, а также на наличие оснований для освобождения предприятия от административной ответственности на основании статьи 2. 9 КоАП РФ.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением на основании приказа от 24.03.2014 N 42-нд проведена плановая выездная проверка в отношении УФПС Калужской области - филиала предприятия. Административным органом установлено, что на территории Калужской области предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность в соответствии с лицензией от 11.04.2013 N 108074 на предоставление услуг почтовой связи.
В ходе проверки в обособленных структурных подразделениях филиала предприятия - УФПС Калужской области: Сухиничский, Бабынинский, Калужский почтамты управлением выявлены факты нарушения предприятием пункта 5 лицензии N 108074, пункта 47 в) Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства от 15.04.2005 N 221, пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", а именно:
- недоставка и невручение в установленные сроки под расписку вторичных извещений о регистрируемых почтовых отправлениях в ОПС Володино 49285, ОПС Брынь 249310 Сухиничского почтамта, ОПС п. Газопровод 249215, ОПС Лесной 249235, ОПС Торкотино 249254, ОПС Картышово 249236, ОПС Тырново 249225, ОПС Бабынино 249210 Бабынинского почтамта; ОПС Авчурино 249812, ОПС Сугоново 249808, ОПС Ферзиково 249800, ОПС Макарово 249124, ОПС Дугна 249811 Калужского почтамта;
- несоблюдение нормативов частоты доставки письменной корреспонденции в ОПС Шлиппово 249280 Сухиничского почтамта; ОПС Торкотино 249254, ОПС Тырново 249225 Бабынинского почтамта; ОПС Макарово 249124, ОПС Дугна 249811 Калужского почтамта УФПС Калужской области - филиала ФГУП "Почта России", что свидетельствует о нарушении лицензионных условий и обязательных требований в области связи:
Указанные факты отражены в акте проверки от 28.04.2014 N А7724261610-40-02/0295.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом факта наличия в деянии предприятия события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Как установлено арбитражным судом, предприятие на основании лицензии от 11.04.2013 N 108074 осуществляет на территории Калужской области предпринимательскую деятельность, связанную с предоставлением услуг почтовой связи.
Согласно пункту 5 лицензионных требований, лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными правительством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, управление вменяет в вину предприятия нарушения пункта 47 "в" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства от 15.04.2005 N 221 и пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", выразившиеся в недоставке и невручение в установленные сроки под расписку вторичных извещений о регистрируемых почтовых отправлениях, а также несоблюдения нормативов частоты доставки письменной корреспонденции.
В соответствии с пунктом 47 "в" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства от 15.04.2005 N 221, операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Согласно пункту 4 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160, нормативы частоты доставки письменной корреспонденции составляют: на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день; на территории административных центров муниципальных районов - не реже 5 дней в неделю не менее 1 раза в день; на территории иных поселений - не реже 3 дней в неделю 1 раз в день.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении как относящиеся к событию административного правонарушения (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ). Событие должно быть описано конкретно, с указанием обстоятельств совершения виновного деяния (действия, бездействия). В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения. Отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, является существенным недостатком протокола об административном правонарушении (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В силу части 1 статьи 29.10 КоАП РФ обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, должны быть указаны в постановлении по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что в акте проверки и в протоколе об административном правонарушении содержится лишь общее описание допущенных предприятием нарушений: недоставка и невручение в установленные сроки под расписку вторичных извещений о регистрируемых почтовых отправлениях, а также несоблюдение нормативов частоты доставки письменной корреспонденции.
Подробное описание совершенного предприятием административного правонарушения с указанием: реквизитов почтовой корреспонденции и вторичных извещений, нарушение сроков доставки которых допущено предприятием; дат поступления указанной корреспонденции в почтовые отделения и дат их вручения (попыток вручения) адресатам; конкретных сроков, которые были нарушены предприятием; а также периодов времени, на которые были нарушены эти сроки, в вышеуказанных документах отсутствует, равно как отсутствует и указание на время совершения административного правонарушения в целях соблюдения срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, поскольку протокол об административном правонарушении составлен с нарушением части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, что в рассматриваемом случае является его существенным недостатком, в административном деле не имеется надлежащих доказательств совершения предприятием вменяемых нарушений, у суда первой инстанции отсутствовали основания для привлечения предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Кроме того, вышеуказанные обстоятельства не позволили суду первой инстанции полно и всесторонне оценить обстоятельства, связанные с совершением предприятием вменяемых нарушений (в том числе, связанные с наличием (отсутствием) и степенью его вины), а также характер и последствия совершенного административного правонарушения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования управления - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 09.07.2014 по делу N А23-2579/2014 отменить.
Заявление управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калужской области о привлечении федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2579/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калужской области
Ответчик: ФГУП "Почта России"
Третье лицо: Горовенко Анатолий Витальевич