г. Владивосток |
|
27 октября 2014 г. |
Дело N А24-3325/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,
апелляционное производство N 05АП-12776/2014
на решение от 10.09.2014
судьи А.М.Сакуна
по делу N А24-3325/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Камчатский линейный отдел) (ИНН 2540130230, ОГРН 1072536003440, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.03.2007)
о привлечении Государственного унитарного предприятия Камчатского края "Камчаттрансфлот" (ИНН 4100007825, ОГРН 1024101015355, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.07.2002) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - представитель Лысак Е.Д. по доверенности от 11.09.2014 N 2029 сроком до 31.12.2014, удостоверение;
от государственного унитарного предприятия Камчатского края "Камчаттрансфлот" - не явились,
УСТАНОВИЛ:
Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице Камчатского линейного отдела (далее - Управление, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о привлечении Государственного унитарного предприятия Камчатского края "Камчаттрансфлот" (далее - ГУП Камчатского края "Камчаттрансфлот", предприятие) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда от 10.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования заявителя в полном объеме.
В обоснование жалобы апеллянт указал, что факт нарушения предприятием обязательных требований Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 620 подтверждается материалами дела. В нарушение Свидетельства о минимальном составе экипажа в момент проверки судно не укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопаснось плавания судна. Также судовая роль и судовой журнал свидетельствуют, что в период с 06.07.2014 по 14.07.2014 судно перешвартовывалось на другой причал при отсутствии минимального безопасного состава экипажа на судне.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержаны представителем заявителя в ходе судебного заседания
ГУП Камчатского края "Камчаттрансфлот в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразило, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.
Надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы предприятие явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей ГУП Камчатского края "Камчаттрансфлот по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
На основании приказа от 23.06.2014 N 247-Н/53к в период с 03.07.2014 по 14.07.2014 должностным лицом Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице Камчатского линейного отдела проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГУП Камчатского края "Камчаттрансфлот" на предмет переоформления лицензии на осуществлении деятельности по перевозкам на внутреннем водном транспорте, морским транспортом пассажиров с целью определения соответствия лицензиата и принадлежащих или используемых им объектов лицензионным требованиям, а также полноту и достоверность представленных сведений о лицензиате. В ходе внеплановой проверки административным органом установлено, что для осуществления деятельности перевозки морским транспортом ГУП Камчатского края "Камчаттрансфлот" заявлено в морском порту Петропавловск-Камчатский грузопассажирское судно "Василий Завойко".
14.07.2014 было установлено, что экипаж указанного судна не укомплектован в соответствии со свидетельством о минимальном составе экипажа судна, что является нарушение статьи 53 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и пункта 21 "Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620.
По результатам проверки составлен акт от 14.07.2014 N 76/14-ДВУ(Л), в котором нашло отражение, в том числе и вышеназванное нарушение.
По факту выявленного и допущенного ГУП Камчатского края "Камчаттрансфлот" нарушения полномочным лицом Управления 16.06.2014 составлен протокол N 004-19/2014 об административном правонарушении, в котором действия предприятия квалифицированы по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Заявление и материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены Управлением в Арбитражный суд Камчатского края для решения вопроса о привлечении ГУП Камчатского края "Камчаттрансфлот" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
10.09.2014 был вынесен обжалуемый судебный акт. Отказывая в удовлетворении заявленных административным органом требований о привлечении ГУП Камчатского края "Камчаттрансфлот" к административной ответственности, суд первой инстанции исходил недоказанности факта совершения предприятием вмененного административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Управления, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе административного органа, в отзыве предприятия, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Управления - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц - в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции.
Субъектом правонарушения является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и ответственное за соблюдение установленных правил и норм. В частности, таким субъектом может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), пунктом 1 статьи 1 которого предусмотрено, что им регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
Согласно статье 2 Закона N 184-ФЗ под техническим регламентом понимается документ, который принят, в том числе, постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта установлены положениями Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620 (далее - Технический регламент).
В соответствии с пунктом 5 данного регламента к объектам технического регулирования относятся, в частности: объекты морского транспорта, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, включающие: морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям и внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, предусмотренные приложением N 1. Также относятся процессы эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации, связанные с требованиями к объектам морского транспорта, и объекты инфраструктуры морского транспорта, включающие причалы и рейдовые перегрузочные комплексы.
Согласно пункту 21 Технического регламента N 620 предусмотрено, что объекты морского транспорта должны соответствовать требованиям Конвенции от 1974 года, Конвенции от 1973 года, законодательства Российской Федерации в области торгового мореплавания, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, водного законодательства Российской Федерации и настоящего технического регламента.
В соответствии со статьей 53 Кодекса торгового мореплавания РФ каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды; выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна; недопущения перегрузки членов экипажа работой. При осуществлении контроля в морских торговых портах и морских рыбных портах соответствие состава экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна. Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, выдается капитаном морского порта в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с соответствующими общероссийскими профессиональными союзами. При осуществлении контроля в морских портах соответствие состава экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна.
Анализ вышеуказанного приводит к выводу, что соответствие состава экипажа судна данным свидетельства о минимальном составе экипажа подразумевает, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания, то есть минимальный состав экипажа установлен в целях обеспечения безопасности плавания судна, находящегося в море.
Из имеющегося в материалах дела свидетельства о минимальном составе экипажа судна от 27.05.2014, выданного капитаном морского порта Петропавловск-Камчатский Фадеевым В.И., видно, что судно "Василий Завойко" считается безопасно укомплектованным экипажем, если при выходе судна в море на борту находится экипаж из десяти человек (капитан, два вахтенных помощника капитана, старший механик, два вахтенных механика, три матроса, повар).
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что судно должно быть укомплектовано минимальным составом экипажа в количестве 10 человек только при выходе судна в море, является правильным.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 1 статьи 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Из протокола об административном правонарушении следует, что 14.07.2014 в 12 часов 00 минут на борту судна "Василий Завойко", пришвартованного к причалу ЗАО "Судоремсервис" морского порта Петропавловск-Камчатский было выявлено, что ГУП Камчатского края "Камчаттрансфлот" нарушило требования технического регламента, а именно экипаж судна не укомплектован в соответствии со свидетельством о минимальном составе экипажа судна (отсутствует один вахтенный помощник капитана, один вахтенный механик), что является нарушением статьи 53 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и пункта 21 Технического регламента.
Между тем, из представленной предприятием выкопировки из судового журнала следует, что ежедневно начиная с 06.07.2014 и до 14.07.2014, а также на момент проверки на судне велась вахтенная служба, судно находилось на швартовых концах, к нему было подведено береговое питание, а бортовое оборудование было отключено. Данное обстоятельство Управлением не опровергнуто, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, судно "Василий Завойко" единожды вышло в технический (не коммерческий) рейс с 01.07.2014 по 06.07.2014, но экипаж судна был укомплектован в соответствии со свидетельством о минимальном составе экипажа судна, что подтверждается судовой ролью от 06.07.2014, а также справкой капитана морского порта. Данный факт по существу сторонами дела не оспаривается.
Учитывая, что административным органом не представлены надлежащие доказательства совершения предприятием в день проверки вменяемого правонарушения, суд первой инстанции не имел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод Управления о том, что в период с 06.07.2014 по 14.07.2014 судно перешвартовывалось на другой причал при отсутствии минимального безопасного состава экипажа на судне коллегией отклоняется, поскольку данный факт не свидетельствует о выходе судна в море. В материалах дела также отсутствует подтверждение того, что судно "Василий Завойко" подавало документы на отход судна в море.
На основании изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для признания предприятия виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначения ему административного наказания.
Принимая во внимание указанные выше нормы права и учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает, что доводы административного органа, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 10.09.2014 по делу N А24-3325/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3325/2014
Истец: Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: ГУП Камчатского края "Камчаттрансфлот"