г. Вологда |
|
27 октября 2014 г. |
Дело N А05-7731/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОптСтройПоставка" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 августа 2014 года по делу N А05-7731/2014 (судья Калашникова В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ОптСтройПоставка" (ОГРН 1022900532148; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области (далее - управление, административный орган) от 06.06.2014 N 11-09-14/96 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что на момент вынесения управлением постановления все обстоятельства, послужившие основанием к составлению документа об административном правонарушении устранены, обязанности исполнены. Также апеллянт ссылается на малозначительность совершенного правонарушения. Кроме того, общество считает, что повторность его привлечения к административной ответственности на основании одного и того же договора поставки не допустима (постановления от 06.06.2014 N 11-09-14/97, 11-09-14/98, 11-09-14/99, 11-09-14/100, 11-09-14/101).
Управление в отзыве отклонило доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просило оставить решение арбитражного суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество (Покупатель) заключило договор поставки от 02.01.2013 N 19 с открытым акционерным обществом "Минский завод строительных материалов" (далее - ОАО "Минский завод строительных материалов"), Республика Беларусь (Поставщик). По данному договору Поставщик взял на себя обязательство произвести и передать, а Покупатель принять и оплатить камень керамический рядовой, кирпич керамический рядовой полнотелый и пустотелый, лицевой пустотелый кирпич (далее - продукция). Срок действия данного договора - до 31.12.2013. Общая сумма договора - 8 000 000 руб.
Паспорт сделки N 13010002/0323/0040/2/1 оформлен обществом в Санкт-Петербургском филиале открытого акционерного общества "МДМ Банк" (далее - уполномоченный банк) от 11.01.2013.
Вместе с тем, 24.12.2013 стороны согласовали и подписали дополнительное соглашение N 1 к договору поставки от 02.01.2013 N 19, согласно которому продлили срок действия договора до 31.03.2014.
Однако, паспорт сделки N 13010002/0323/0040/2/1 переоформлен в уполномоченном банке лишь 28.03.2014.
Названные обстоятельства послужили основанием для составления старшим государственным таможенным инспектором Архангельской таможни протокола от 29.05.2014 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Руководителем управления 06.06.2014 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 11-09-14/96, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Общество не согласилось с постановлением административного органа и обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку состав правонарушения в действиях общества доказан, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, процедура привлечения к административной ответственности не нарушена.
Апелляционный суд считает данный судебный акт законным и обоснованным.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями участников внешнеэкономической деятельности.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП, образует, в том числе несоблюдение установленного порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности, порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций и нарушение установленных правил оформления паспортов сделок.
В соответствие с пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает ЦБ РФ.
Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) также устанавливается ЦБ РФ.
Порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением установлен инструкцией Центрального Банка Российской Федерации N 138-И (далее - инструкция, инструкция N 138-И).
Пунктом 6.1 инструкции N 138-И предусмотрено, что резидент, являющийся стороной по контракту, указанному в главе 5 настоящей Инструкции, оформляет в уполномоченном банке паспорт сделки. В целях настоящей Инструкции под указанным в настоящем пункте уполномоченным банком следует понимать головной офис уполномоченного банка или филиал уполномоченного банка.
В силу пункта 8.1 инструкции N 138-И при внесении изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки (за исключением изменения информации о банке паспорта сделки), резидент направляет в банк паспорта сделки заявление о переоформлении паспорта сделки.
Согласно пункту 8.3 названной инструкции одновременно с заявлением о переоформлении паспорта сделки резидент представляет в банк паспорта сделки документы и информацию, которые являются основанием внесения изменений в паспорт сделки.
В соответствии с пунктом 8.4 инструкции N 138-И документы и информация, которые указаны в пункте 8.3 данной инструкции, представляются резидентом в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления соответствующих документов. Датой оформления документа, указанного в пункте 8.3 инструкции N 138-И, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления.
В договор от 02.01.2013 N 19 дополнительным соглашением от 24.12.2013 сторонами внесены изменения, затрагивающие сведения об изменении срока действия названного договора, содержащиеся в оформленном паспорте сделки. Следовательно, заявление о переоформлении паспорта сделки и соответствующие документы в связи с изменением срока действия договора обществу надлежало представить не позднее 22.01.2014 (с учетом выходных и праздничных дней).
Однако, указанные документы представлены в уполномоченный банк и паспорт сделки переоформлен 28.03.2014, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 8.4 инструкции N 138-И.
С учетом положений статьи 1.7 КоАП РФ и пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" действия общества правомерно квалифицированы Управлением в соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Следовательно, в действиях общества имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Материалы дела, а именно протокол об административном правонарушении от 29.05.2014 и другие приложенные к нему документы, подтверждают наличие события и состава вмененного правонарушения.
В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.
В силу пункта 3 статьи 22 Закона N 173-ФЗ "агентами валютного контроля" являются, в том числе и таможенные органы.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности Управлением не допущено.
Довод заявителя о том, что в нарушение части 5 статьи 4.1 КоАП РФ общество помимо указанного постановления четырежды привлечено к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение в рамках одного договора, противоречит материалам дела и основан на ошибочном толковании норм материального права, так как фактические обстоятельства настоящего и иных дел различны.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Таким образом, применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом суда.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам в силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При этом в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В качестве обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, податель жалобы ссылается на совершение правонарушения впервые, по неосторожности, отсутствие существенной угрозы охраняемым отношениям совершенным правонарушением в силу устранения нарушения. Также общество ссылается на несоразмерность назначенного штрафа в сумме 40 000 руб. тяжести совершенного правонарушения.
Вместе с тем совершенное правонарушение имеет формальный состав и ответственность за его совершение наступает вне зависимости от наступивших последствий. Рассматриваемое правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений, складывающихся в процессе обращения валютных ценностей, а также при осуществлении расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации. Основной целью валютного регулирования и контроля является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Своевременное предоставление органам валютного контроля информации о проведенных валютных операциях направлено на достижение указанных целей.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности своевременного исполнения обществом, возложенной на него обязанности переоформления паспорта сделки, по материалам дела не усматривается.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При таких обстоятельствах основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Оспариваемым постановлением штраф применен Управлением в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, то есть с учетом смягчающих вину обстоятельств, приведенных заявителем.
При таких обстоятельствах следует признать, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 августа 2014 года по делу N А05-7731/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОптСтройПоставка" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7731/2014
Истец: ООО "ОПТСТРОЙПОСТАВКА"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области