город Севастополь |
|
27.10.2014 |
Дело N А83-274/2014 (901/274/14) |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.14
Постановление изготовлено в полном объеме 27.10.14
Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:
председательствующего Гоголя Ю.М.,
судей Дмитриева В.Е.,
Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем Мосейчук М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Республики Крым в г. Керчь на определение хозяйственного суда Республики Крым от 26 августа 2014 года по делу N А83-274/2014 (901/274/14) (судья А.А.Калиниченко )
по заявлению Управления Пенсионного фонда Республики Крым в г. Керчь о замене стороны в исполнительном производстве и об изменении способа и порядка исполнения решения
по иску Управления Пенсионного фонда Украины в городе Керчь Автономной Республики Крым (шоссе Героев Сталинграда, 60/1,Керчь,298312)
к коммунальному предприятию "Жилавтосервис-Керчь" (ул. Годуванцева, 4,Керчь,298300)
о взыскании 363955,22 грн.
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Украины в г. Керчь обратилось в хозяйственный суд Автономной Республики Крым с иском к коммунальному предприятию "Жилавтосервис-Керчь" о взыскании задолженности по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование за март 2013 года в размере 363955,22 грн.
Решением хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 03.02.2014 года иск удовлетворен. На исполнение решения выданы приказы.
27.06.2014 Управление Пенсионного фонда Республики Крым в г. Керчь обратилось в хозяйственный суд Республики Крым с заявлением о замене стороны исполнительного производства по делу N 901/247/14 с Управления Пенсионного фонда Украины в г. Керчь АР Крым о взыскании с Коммунального предприятия "Жилавтосервис-Керчь" задолженности в размере 363955,22 грн. на Управление Пенсионного фонда Республики Крым г. Керчь.
Заявление обосновывает тем, что Управление Пенсионного фонда Республики Крым в г. Керчь является территориальным органом Пенсионного фонда Республики Крым и в соответствии с Временным положением об Управлении Пенсионного фонда Республики Крым г. Керчь наделено функциональной правопреемственностью.
18.08.2014 в адрес хозяйственного суда Республики Крым от Управления Пенсионного фонда Республики Крым в г. Керчь поступило ходатайство об изменении способа и порядка исполнения решения хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 03.02.2014 по делу N 901/274/14, в соответствии с которым просит определить, что взысканию подлежит задолженность в размере 1383029,84 рублей.
Определением от 30.06.2014 суд первой инстанции принял указанное заявление к рассмотрению и перешел к рассмотрению спора по процессуальным нормам Российской Федерации.
Определением хозяйственного суда Республики Крым от 26 августа 2014 года по делу N 901/274/14 заявление Управления Пенсионного фонда Республики Крым в г.Керчь об изменении способа и порядка исполнения решения хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 03.02.2014 г. по делу N 901/274/14 принято к производству. Удовлетворено заявление Управления Пенсионного фонда Республики Крым в г.Керчь о правопреемстве истца; заявление об изменении способа и порядка исполнения решения удовлетворено частично. Заменен истец (сторона исполнительного производства) по делу N 901/274/14 Управление Пенсионного фонда Украины в г. Керчь на Управление Пенсионного фонда Республики Крым в г.Керчь. Изменён порядок и способ исполнения решения хозяйственного суда Автономной Республики Крым по делу N 901/274/14 и взыскана задолженность в размере 363955,22 украинских гривен, в российских рублях по курсу Банка России на дату фактического платежа.В удовлетворении заявления Управления Пенсионного фонда Республики Крым в г.Керчь об изменении способа и порядка исполнения решения в части взыскания задолженности в размере 1353029,84 руб. - отказано.
Не согласившись с указанным определением суда, Управление Пенсионного фонда Республики Крым в г.Керчь обратилось в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить часть определения суда первой инстанции, заменить порядок и способ взыскания по исполнительному документу N 901/274/14, определив, что взысканию на банковские реквизиты Управления в ПАО "ЧБРР": р/с N 40401810002301007009, ИНН юридического лица 010310, кор. счёт 30101810035100000101, БИК 043510101 N 901/274/14 подлежит задолженность по уплате единого социального взноса в размере 1383029,84 руб. (363955,22 грн. * 3,8).
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального права.
Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 29.09.2014 апелляционная жалоба принята к производству.
В судебное заседание 22.10.2014 лица, участвующие в деле уполномоченных представителей не направили, хотя о месте и времени слушания дела были извещены надлежащим образом.
Поскольку неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, явка которых не была признана обязательной, а также непредставление доказательств, которые суд предложил представить сторонам, - не являются препятствиями для рассмотрения дела, суд руководствуясь нормами статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая необходимость соблюдения срока рассмотрения жалобы на решение суда первой инстанции, установленного статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил возможным рассмотреть апелляционную жалобу в этом судебном заседании.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
По смыслу указанной статьи необходимым условием процессуального правопреемства должна является замена стороны в материальном правоотношении, т.е. процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечёт занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Республика Крым принята в состав Российской Федерации на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республик Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014, ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" N 6-ФКЗ от 21.03.2014.
На основании статьи 10 ФКЗ от 21.03.2014 N 6 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 о независимости Крыма предусмотрено, что деятельность государственных органов Украины на территории Крыма прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым.
Пунктом 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2025-6/14 (с изменениями, внесенными Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 18.04.2014 N 2060-6/14) установлено ликвидировать территориальные органы центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым, структурные подразделения центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым.
26.03.2014 Постановлением Совета Министров Республики Крым N 59 образованы как юридические лица публичного права территориальные Управления Пенсионного фонда Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года N 1826/6-14 утверждено Временное Положение о Пенсионом фонде Республики Крым.
Приказом начальника Пенсионного фонда Республики Крым от 26.03.2014 N 1 утверждено Временное Положение "Об Управлении Пенсионного фонда Республик Крым в г. Керчь".
Согласно с пунктом 4.2 Временного положения Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в органах казначейской службы Республики Крым и банках, гербовую печать со своим наименованием.
Временным положением за Управлением закреплена как одна из основных задача взыскания в предусмотренном законодательством порядке своевременно не начисленных и/или не оплаченных сумм страховых взносов и других платежей, а также закреплено право обращаться в суды в порядке, предусмотренном законодательством, взыскивать в установленном порядке неуплаченные суммы страховых взносов и других платежей с их плательщиков.
При этом, согласно подпунктам 6, 8 пункта 2.4 этого Положения Управление имеет право обращаться в суды в порядке, предусмотренном законодательством, взыскивать в установленном порядке неуплаченные суммы страхового взноса и других платежей с их плательщиков.
На основании части 1 статьи 13 ФКЗ от 21.03.2014 N 6 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" бюджетное законодательство Российской Федерации применяется на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
Согласно части 1, 2 статьи 15 данного закона законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года. До 01 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, ведению и взиманию налогов и сборов регулируется нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1752-6/14 все предприятия, учреждения и организации, физические лица - предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Республики Крым, и граждане, проживающие на территории Республики Крым, осуществляют уплату налогов , сборов и других неналоговых платежей, включая налоги на пенсионное обеспечение и социальное страхование, в размере и сроки, предусмотренные действующим законодательством на 2014 год.
Таким образом, учитывая особенности переходного периода, Управление продолжает фактически осуществлять основные функции Управления Пенсионного фонда Украины в г. Керчь Автономной Республики Крым, в т.ч. и по взысканию с юридических лиц и физических лиц-предпринимателей задолженности по обязательным платежам.
Анализ вышеуказанных нормативных актов, а также законодательства, действующего в настоящее время на территории Республики Крым, свидетельствуют, что Управление Пенсионного фонда Республики Крым в г. Керчь правомочно выступать истцом (стороной исполнительного производства) по делу N 901/274/14, в связи с чем представляется возможным заменить истца (сторону исполнительного производства) Управление Пенсионного фонда Украины в г. Керчь Автономной Республики Крым на Управление Пенсионного фонда Республики Крым в г. Керчь
Кроме того, Управление Пенсионного фонда Республики Крым обратилось с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения по делу N 901/274/14 от 03.02.2014, определив, что взысканию подлежит сумма 1383028,84 в рублях Российской Федерации на расчётный счёт N 40401810002301007009, открытый в ПАО "ЧБРР", кор. счёт 30101810035100000101, БИК 043510101, ИНН 010310.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу части 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Таким образом, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учётом всех обстоятельств дела.
Статья 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает общий критерий определения оснований для изменения способа исполнения судебного акта. Таковыми являются обстоятельства (юридические факты), затрудняющие исполнение судебного акта. Суд в каждом конкретном случае решает вопрос об их наличии с учётом всех фактических обстоятельств конкретного дела.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта и правомерно счёл возможным изменить способ и порядок исполнения решения хозяйственного суда Автономной Республики Крым по делу N 901/274/14 путём взыскания с должника суммы задолженности в рублях Российской Федерации.
Одновременно, при определении эквивалента суммы задолженности и судебного сбора из гривны в рубль судом принято во внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 317 Гражданского кодекса РФ подлежащая уплате в рублях сумма, выраженная в иностранной валюте, определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа.
В пункте 13 указанного Информационного письма Президиума ВАС РФ установлено, что если законом или соглашением сторон курс и дата пересчёта не установлены, суд в соответствии с пунктом 2 статьи 317 Гражданского кодекса РФ указывает, что пересчёт осуществляется по официальному курсу на дату фактического платежа.
Для иностранных валют и условных денежных единиц, котируемых Банком России, под официальным курсом понимается курс этих валют (единиц) к рублю, устанавливаемый Банком России на основании статьи 53 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Если Банк России не устанавливает курс иностранной валюты (условный денежной единицы) к рублю, арбитражный суд использует для пересчёта предоставленные сторонами данные о курсе этой валюты (единицы), устанавливаемом уполномоченным органом (банком) соответствующего государства или международной организацией к одной из иностранных валют или условных денежных единиц, котируемых Банком России.
Таким образом, учитывая, что сторонами курс и дата перерасчёта установлены не были, суд первой инстанции в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами и разъяснениями указал, что перерасчёт суммы денежного обязательства, подлежащего исполнению должником и выраженного в иностранной валюте - гривне, должен быть произведён судебным приставом в порядке, предусмотренном статьей 72 ФЗ "Об исполнительном производстве" на дату фактического платежа.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что хозяйственным судом Республики Крым правильно установлены и исследованы все обстоятельства дела, определение вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права. Таким образом, обжалуемое определение хозяйственного суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют, апелляционная жалоба Управления Пенсионного фонда Республики Крым в г. Керчь удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Республики Крым в г. Керчь - оставить без удовлетворения.
2. Определение хозяйственного суда Республики Крым от 26 августа 2014 года по делу N А83-274/2014 - оставить без изменений.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в порядке, определенном главой 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Председательствующий |
Ю.М. Гоголь |
Судьи |
В.Е. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-274/2014 (901/274/14)
Истец: Управление Пенсионного фонда Украины в г. Керчь
Ответчик: коммунальное предприятие "Жилавтосервис-Керчь"
Хронология рассмотрения дела: