г. Санкт-Петербург |
|
28 октября 2014 г. |
Дело N А56-33110/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Кривоносовой О.Г.
при участии:
от заявителя: Коляда Ю.В. по доверенности от 22.05.2014
от заинтересованного лица: Колович Я.А. по доверенности от 27.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20712/2014) ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Филиал N 24) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2014 по делу N А56-33110/2014 (судья Калайджян А.А.), принятое
по заявлению ООО "Васт-сервис"
к ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Филиал N 24)
о признании недействительным решения N 1/Э от 15.05.2014
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Васт-сервис" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N 24) (далее - заинтересованное лицо, Фонд, ФСС) N 1/Э от 15.05.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 30.07.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФСС, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что решение о привлечении к ответственности в отношении Общества принято правомерно и основано на нормах законодательства в области обязательного социального страхования, нарушения процедуры привлечения к ответственности не допущено.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы жалобы, считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель Общества против удовлетворения требований жалобы возражал, просил судебный акт оставить в силе.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, расчетной ведомостью по Форме - 4-ФСС подтверждается, что за 4 квартал 2012 среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты в ООО "Васт-сервис", составляет 66 человек.
В соответствии с законодательством в области обязательного социального страхования ООО "Васт-сервис" должен представлять расчетную ведомость по Форме-4-ФСС с электронно-цифровой подписью (далее - ЭЦП).
Отчетность за 2 квартал 2013 года представлена ООО "Васт-сервис" в Фонд на бумажном носителе 26.03.2014.
11.04.2014 главным специалистом Фонда проведена камеральная проверка полноты, правильности исчисления и уплаты взносов в обязательные фонды, по результатам которой составлен акт N 1/Э, размер штрафной санкции составил 200 руб.
Акт камеральной проверки N 1/Э от 11.04.2014, уведомление N 1/Э от 11.04.2014 об участии страхователя в рассмотрении материалов камеральной проверки 15.05.2014 и решение N 1/Э от 15.05.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах направлены Фондом в адрес заявителя.
Общество, считая решение ФСС не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, указал на существенные нарушения заинтересованным лицом процедуры рассмотрения материалов камеральной проверки.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) Общество является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должно исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности
Пунктом 2 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу пункта 2 статьи 40 Закона N 212-ФЗ привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов.
Согласно части 2 статьи 46 Закона N 212-ФЗ несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявителем, как страхователем, расчет (Форма - 4ФСС) за 2 квартал 2013 года представлен не в электронном виде, то есть с нарушением установленного порядка.
Поскольку факт представления Обществом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2 квартал 2013 года не в электронном виде установлен судом и подтверждается материалами дела, ФСС правомерно применил к заявителю ответственность в виде штрафа на основании части 2 статьи 46 Закона N 212-ФЗ.
Вместе с тем, основанием для признания недействительным решения ФСС послужил правомерный вывод суда первой инстанции о грубом нарушении порядка его принятия.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформления результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Законом N 212-ФЗ.
На основании части 1 статьи 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
В силу части 1 статьи 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
На основании части 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Указанными нормами права законодатель установил определенный порядок проведения камеральной проверки и рассмотрения ее результатов, которые предусматривают как право лица, привлекаемого к ответственности участвовать в рассмотрении материалов проверки, представлять свои возражения.
Кроме этого, часть 6 указанной нормы права предусматривает, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 39 Закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Исходя из совокупного толкования изложенных правовых норм, необеспечение лицу, в отношении которого проводится проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя является нарушением прав и законных интересов проверяемого лица и нарушением положений статьи 39 Закона N 212-ФЗ, которые обязывают должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов соблюдать предусмотренную законом процедуру проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов и вынесения по их результатам решений. Более того, решение о привлечении к ответственности может быть принято исключительно по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки.
Из материалов дела усматривается, что Общество не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов проверки, было лишено возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов.
Решение о привлечении страхователя к ответственности N 1/Э от 15.05.2014, подписанное директором филиала N 24 ГУ - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Виноградовым Ю.С., направлено Фондом в адрес Общества 11.04.2014 вместе с Актом камеральной проверки N 1/Э от 11.04.2014 и извещением N 1/Э от 11.04.2014 о вызове Общества на 15.05.2014 и получено Обществом 16.04.2014.
Апелляционная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что акт N 1/Э от 11.04.2014 и решение N 1/Э от 15.05.2014 вынесены одновременно, Обществу не предоставлено возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки, давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверок.
При явке в Фонд 15.05.2014 Обществу вручено решение от 15.05.2014, рассмотрение дела не проводилось, Общество было лишено возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки, возражения, представленные Обществом 15.05.2014, о чем имеется отметка Фонда, при вынесении решения Фондом не учтены и в решении не отражены, в решении не указано на участие представителя Общества при рассмотрении материалов проверки 15.05.2014. Таким образом, Обществу вручено решение от 15.05.2014, которое вынесено заранее - 11.04.2014, других решений 15.05.2014 Фонд не выносил. Доказательств обратного Фондом не представлено.
Указанное нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки и вынесения решения является самостоятельным основанием для признания недействительным оспариваемого решения N 1/Э от 15.05.2014.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение N 1/Э вступило в силу 15.05.2014, в соответствии с указанной в решении датой, подлежат отклонению, поскольку материалами дела установлено, что направленное в адрес Общества решение N 1/Э, подписано уполномоченным лицом ФСС, подпись которого удостоверена печатью Фонда, содержит в себе выводы о совершении Обществом правонарушения, а также указание на принятие решения о привлечении к ответственности в виде штрафа в сумме 200 рублей.
Таким образом, решение N 1/Э, направленное Обществу 11.04.2014 содержит в себе все необходимые элементы ненормативного акта.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности оформления ненормативного акта до его принятия, апелляционный суд считает, что оспариваемое решение N 1/Э фактически принято 11.04.2014, одновременно с составление акта камеральной проверки и без рассмотрения материалов проверки уполномоченным органом.
Ссылка ФСС на существующую практику направления совместно с актом камеральной проверки решения о привлечении к ответственности, признается несостоятельной, поскольку противоречит требованиям статей 38, 39 Закона N 212-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2014 по делу N А56-33110/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33110/2014
Истец: ООО "Васт-сервис"
Ответчик: Государственное учреждение-Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ(филиал N24)
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20712/14