город Омск |
|
28 октября 2014 г. |
Дело N А70-5547/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10178/2014) Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.07.2014 по делу N А70-5547/2014 (судья Курындина А.Н.) по иску закрытого акционерного общества "Аэродромдорстрой-Проект" (ОГРН 1057200984587, ИНН 7202143935) к Департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (ОГРН 1037200568624, ИНН 7202074495) о взыскании 804 950 руб. 04 коп., третье лицо: Государственное казенное учреждение Тюменской области "Управление автомобильных дорог" (ОГРН 1027200824353, ИНН 7203001860),
представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились,
установил:
закрытое акционерное общество "Аэродромдорстрой-Проект" (далее по тексту -ЗАО "АДС-Проект", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к департаменту дорожной инфраструктуры и транспорта администрации города Тюмени (далее по тексту - департамент дорожной инфраструктуры и транспорта, ответчик) о взыскании 804 950 руб. 04 коп., в том числе 300 919 руб. 59 коп. основного долга по оплате за выполненные работы в рамках муниципального контракта от 08.09.2010 N 04000.10.113, 504 030 руб. 45 коп. основного долга по оплате за выполненные работы в рамках муниципального контракта от 08.09.2010 N 04000.10.114.
Исковые требования со ссылкой на статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате за выполненные работы в рамках муниципальных контрактов от 08.09.2010 N 04000.10.113, N 04000.10.114.
Определением суда от 02.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Государственное казенное учреждение Тюменской области "Управление автомобильных дорог" (далее по тексту - ГКУ ТО "УАД", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.07.2014 по делу N А70-5547/2014 исковые требования удовлетворены. С департамента дорожной инфраструктуры и транспорта в пользу ЗАО "АДС-Проект" взыскано 804 950 руб. 04 коп. задолженности, а также 19 099 руб. 08 коп. государственной пошлины.
Возражая против принятого судом решения, департамент дорожной инфраструктуры и транспорта в апелляционной жалобе просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. При этом ответчик указывает, что в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, разработанной по контрактам от 08.09.2010 N 04000.10.113 и от 08.09.2010 N 04000.10.114, основания для оплаты отсутствуют.
Кроме того, судом не дана оценка доводам ответчика о несоответствии проектной документации требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
ЗАО "АДС-Проект" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, явку своих представителей в него не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на неё, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между департаментом по строительству администрации города Тюмени (в последующем переименован в департамент дорожной инфраструктуры и транспорта - муниципальный заказчик), ГКУ ТО "УАД" (заказчик-застройщик) и ЗАО "АДС-Проект" (исполнитель) и заключен муниципальный контракт на оказание услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования и смежных областях от 08.09.2010 N 04000.10.113, по условиям которого исполнитель согласно заданию на разработку рабочего проекта обязуется оказать услуги по разработке рабочего проекта: "Строительство улиц микрорайонов 3, 4, 5, 6 в жилом районе Тюменский. Корректировка (г. Тюмень)" и сдать их результат заказчику-застройщику, заказчик-застройщик обязуется принять, а муниципальный заказчик оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (л.д. 15-24).
В соответствии с пунктом 2.1 контракта от 08.09.2010 N 04000.10.113 начальная (максимальная) цена контракта сформирована в соответствии с заданием (Приложение N1), сборниками и справочниками базовых цен на проектные работы, с учетом НДС, сборов и иных обязательных платежей, и составляет 2 550 166 руб.
Окончательная цена контракта, в соответствии со снижением, предложенным исполнителем, составляет 1 504 597 руб. 94 коп., в том числе НДС, и является фиксированной в течение всего срока действия контракта. Окончательная цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения, предусмотренного контрактом объема услуг и иных условий исполнения контракта. Оказание услуг по контракту осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств (пункт 2.2. контракта).
Согласно пункту 2.3 контракта от 08.09.2010 N 04000.10.113 (в редакции дополнительных соглашений от 11.11.2010 N 04000.10.113/1 и от 22.12.2010 N 04000.10.113/2) лимиты бюджетных обязательств по настоящему контракту на 2010 год составляют 1 203 678 руб. 35 коп., в том числе НДС (л.д. 25-28).
Согласно пункту 2.4 контракта от 08.09.2010 N 04000.10.113 муниципальный заказчик в течение 15 дней с даты подписания контракта производит авансовый платеж исполнителю в размере 30% от окончательной цены контракта, указанной в пункте 2.2 контракта, что составляет 451 379 руб. 38 коп., в том числе НДС.
Из пункта 2.6. контракта от 08.09.2010 N 04000.10.113 следует, что при завершении оказания услуг исполнитель в соответствии с условиями пункта 8.3 представляет заказчику застройщику акт о приемке оказанных услуг по разработке рабочего проекта в размере 80 % от объема оказанных услуг. Акт о приемке оказанных услуг по разработке рабочего проекта на остаток в размере 20 % от объема оказанных услуг подписывается после получения положительного заключения государственной экспертизы рабочего проекта и сдачи заказчику-застройщику откорректированной по замечаниям государственной экспертизы проектной и рабочей документации.
Оплата за оказанные услуги производится муниципальным заказчиком в течение 15 дней с момента подписания акта о приемке оказанных услуг по разработке рабочего проекта в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с зачетом выплаченного аванса по безналичному расчету путем перечисления денежных средств с лицевого счета муниципального заказчика на расчетный счет исполнителя в установленном муниципальными правовыми актами порядке (пункт 2.7 контракта).
Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ от 20.12.2010 стоимость выполненных работ по контракту N 04000.10.113 составляет 1 504 597 руб. 94 коп., в том числе НДС 18% - 229 514 руб. 94 коп.
Акт о приемке оказанных услуг подписан на 80% от стоимости оказания услуг по разработке рабочего проекта по контракту - в сумме 1 203 678 руб. 35 коп. Акт о приемке оказанных услуг от 10.04.2014 на остаток в размере 20 % от объема оказанных услуг на сумму 300 919 руб. 59 коп., подписанный исполнителем в одностороннем порядке, направлен заказчику письмом от 08.04.2014 N 01/03-118 (л.д. 43-45).
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что оплата по акту на 80% произведена заказчиком.
Письмом от 28.04.2014 N 2713/06 ГКУ ТО "УАД" сообщило ЗАО "АДС-Проект" о том, что акт на остаток в размере 20 % от объема оказанных услуг на указанную сумму подписывается после получения положительного заключения государственной экспертизы рабочего проекта (л.д. 49).
Также между департаментом по строительству администрации города Тюмени (в последующем переименован в департамент дорожной инфраструктуры и транспорта - муниципальный заказчик), ГКУ ТО "УАД" (заказчик-застройщик) и ЗАО "АДС-ПРОЕКТ" (исполнитель) заключен муниципальный контракт на оказание услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования и смежных областях от 08.09.2010 N 04000.10.114, по условиям которого исполнитель согласно заданию на разработку рабочего проекта обязуется оказать услуги по разработке рабочего проекта: "Строительство автомобильных дрог и межквартальных проездов в районе д. Комарово (I, II пусковые комплексы) (г. Тюмень) (корректировка)" и сдать их результат заказчику-застройщику. Заказчик-застройщик обязуется принять, а муниципальный заказчик оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Из пункта 2.1 контракта от 08.09.2010 N 04000.10.114 следует, что начальная (максимальная) цена контракта сформирована в соответствии с заданием (Приложением N 1), сборниками и справочниками базовых цен на проектные работы, с учетом НДС, сборов и иных обязательных платежей, и составляет 4 235 550 руб.
Окончательная цена контракта, в соответствии со снижением, предложенным исполнителем, составляет 2 520 152 руб. 25 коп., в том числе НДС, и является фиксированной в течение всего срока действия контракта. Окончательная цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения, предусмотренного контрактом объема услуг и иных условий исполнения контракта. Оказание услуг по настоящему контракту осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств (пункт 2.2 контракта от 08.09.2010 N 04000.10.114).
В соответствии с пунктом 2.3 контракта от 08.09.2010 N 04000.10.114 (в редакции дополнительного соглашения от 11.11.2010 N 04000.10.114/1) лимиты бюджетных средств на 2010 финансовый год по контракту составляют 2 016 121 руб. 80 коп., в том числе НДС.
В соответствии с пунктом 2.4 контракта муниципальный заказчик в течение 15 дней с даты подписания контракта производит авансовый платеж исполнителю в размере 30% от окончательной цены контракта, указанной в пункте 2.2 контракта, что составляет 756 045 руб. 67 коп., в том числе НДС.
При завершении оказания услуг исполнитель в соответствии с условиями пункта 8.3 представляет заказчику-застройщику акт о приемке оказанных услуг по разработке рабочего проекта в размере 80% от объема оказанных услуг. Акт о приемке оказанных услуг по разработке рабочего проекта на остаток в размере 20 % от объема оказанных услуг подписывается после получения положительного заключения государственной экспертизы рабочего проекта и сдачи заказчику-застройщику откорректированной по замечаниям государственной экспертизы проектной и рабочей документации (пункт 2.6 контракта).
Оплата за оказанные услуги производится муниципальным заказчиком в течение 15 дней с момента подписания акта о приемке оказанных услуг по разработке рабочего проекта в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с зачетом выплаченного аванса по безналичному расчету путем перечисления денежных средств с лицевого счета муниципального заказчика на расчетный счет исполнителя в установленном муниципальными правовыми актами порядке (пункт 2.7 контракта).
Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ от 20.12.2010 стоимость выполненных работ по контракту от 08.09.2010 N 04000.10.114 составляет 2 520 152 руб. 25 коп., в том числе НДС 18% - 384 430 руб.
При этом акт о приемке оказанных услуг подписан на 80% от объема оказанных услуг, что составляет 2 016 121 руб. 80 коп., без претензий и замечаний по объему и качеству, оплата по акту на 80% была произведена заказчиком, что не оспаривается сторонами. Акт о приемке оказанных услуг от 10.04.2014 (л.д. 46) на остаток в сумме 20% от объема оказанных услуг на сумму 504 030 руб. 45 коп., подписанный в одностороннем порядке истцом, направлен заказчику письмом от 08.04.2014 N 01/03-118 (л.д. 43-44).
Письмом от 28.04.2014 N 2713/06 заказчик сообщил истцу о том, что акт на остаток в размере 20 % от объема оказанных услуг на указанную сумму подписывается после получения положительного заключения государственной экспертизы рабочего проекта (л.д. 49).
Отсутствие оплаты за выполненные работы в полном объеме послужило основанием обращения департамента дорожной инфраструктуры и транспорта в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования департамента дорожной инфраструктуры и транспорта являются обоснованными и правильно удовлетворены судом первой инстанции, исходя из следующего.
Суд первой инстанции правильно квалифицировал правоотношения сторон как подрядные, подлежащие регулированию в соответствии с разделом III и главой 37 ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии со статьей 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
На основании пункта 1 статьи 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
В силу статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных её этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать её частями после завершения отдельных этапов работ (статья 762 ГК РФ).
По смыслу статей 758 и 762 ГК РФ основанием для оплаты выполненных работ является фактическое выполнение предусмотренных договором подряда проектных и изыскательских работ и передача их заказчику.
Таким образом, обязательства заказчика по оплате работ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ возникают после завершения работ, если иное не предусмотрено условиями договора.
Указанный вывод также подтверждается разъяснениями, данными в пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору подряда", согласно которым, основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Предъявляя требование об оплате выполненных работ, подрядчик должен доказать фактическое выполнение работ и их стоимость.
На основании статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
В подтверждение факта выполнения работ по контрактам от 08.09.2010 N 04000.10.113 и от 08.09.2010 N 04000.10.114 истцом представлены акты сдачи-приемки выполненных работ от 20.12.2010 (л.д. 41, 42), согласно которым по контракту от 08.09.2010 N 04000.10.113 стоимость работ составляет 1 504 597 руб. 94 коп., в том числе НДС 18% - 229 514 руб. 94 коп., по контракту от 08.09.2010 N 04000.10.114 - 2 520 152 руб. 25 коп., в том числе НДС 18% - 384 430 руб.
Акты о приемке оказанных услуг подписаны на 80% от стоимости оказания услуг по разработке рабочего проекта по контракту от 08.09.2010 N 04000.10.113 - в сумме 1 203 678 руб. 35 коп., по контракту от 08.09.2010 N 04000.10.114 - 2 016 121 руб. 80 коп.
ЗАО "АДС-Проект" направило в адрес заказчика акты о приемке оказанных услуг от 10.04.2014 на остаток в размере 20 % от объема оказанных услуг по контракту от 08.09.2010 N 04000.10.113 на сумму 300 919 руб. 59 коп., по контракту 08.09.2010 N 04000.10.114 - 504 030 руб. 45 коп.
ГКУ ТО "УАД" указанные акты не подписало, сославшись в письме от 28.04.2014 N 2713/06 на то, что окончательный расчет за выполненные проектные работы связан с получением подрядчиком положительного заключения государственной экспертизы рабочего проекта.
Согласно пункту 7.2.1 контрактов исполнитель обязан оказать услуги по разработке рабочего проекта в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с требованиями, установленными заданием (Приложение N 1).
Пунктом 7.2.4 контрактов предусмотрена обязанность исполнителя получать в соответствующих органах необходимые согласования, разрешения для проведения изысканий и проектирования, кроме тех, получение которых является обязанностью заказчика-застройщика.
При завершении оказания услуг исполнитель в соответствии с условиями пункта 8.3 представляет заказчику-застройщику акт о приемке оказанных услуг по разработке рабочего проекта в размере 80% от объема оказанных услуг. Акт о приемке оказанных услуг по разработке рабочего проекта на остаток в размере 20 % от объема оказанных услуг подписывается после получения положительного заключения государственной экспертизы рабочего проекта и сдачи заказчику-застройщику откорректированной по замечаниям государственной экспертизы проектной и рабочей документации (пункт 2.6 контрактов).
Оплата за оказанные услуги производится муниципальным заказчиком в течение 15 дней с момента подписания акта о приемке оказанных услуг по разработке рабочего проекта в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с зачетом выплаченного аванса по безналичному расчету путем перечисления денежных средств с лицевого счета муниципального заказчика на расчетный счет исполнителя в установленном муниципальными правовыми актами порядке (пункт 2.7 контрактов).
Согласно статье 49 Градостроительного кодекса Российской федерации, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Как правильно установлено судом первой инстанции, из буквального толкования данных условий контракта не следует, что на подрядчика возложена обязанность по получению положительного заключения экспертизы.
Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта не представил доказательств выдачи подрядчику доверенности на передачу рабочего проекта для прохождения государственной экспертизы.
Ответчиком не оспаривается, что рабочий проект был передан истцом в полном объеме, а оплата выполненных работ в размере 80% от стоимости всего объема выполненных работ было обусловлено исключительно положениями пунктов 2.6, 2.7, 8.3 контрактов.
Между тем, согласно статье 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Условие договора об оплате результата работ после получения положительного заключения экспертизы не может считаться условием о сроке наступления обязательства, поскольку не отвечает признакам события, которое должно неизбежно наступить.
Таким образом, отказ заказчика от оплаты всей причитающейся с него по контракту суммы за выполненные проектные работы противоречит требованиям статей 190, 762 ГК РФ. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 11659/10.
Вопреки ошибочным доводам департамента дорожной инфраструктуры и транспорта, отсутствие положительного заключения государственной экспертизы не является основанием для отказа в приемке и оплате работ.
Поскольку ЗАО "АДС-Проект" свои обязательства по контрактам от 08.09.2010 N 04000.10.113 и от 08.09.2010 N 04000.10.114 исполнило в полном объеме, у департамента дорожной инфраструктуры и транспорта возникла обязанность по оплате выполненных работ в оставшейся сумме 804 950 руб. 04 коп.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении вопроса были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба департамента дорожной инфраструктуры и транспорта удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку департамент дорожной инфраструктуры и транспорта не платил государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы, в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.07.2014 по делу N А70-5547/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5547/2014
Истец: ЗАО "Аэродромдорстрой-Проект"
Ответчик: Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Тюменской области "Управление автомобильных дорог"