г. Киров |
|
28 октября 2014 г. |
Дело N А29-5567/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей Кобелевой О.П., Пуртовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя первого ответчика Ярцевой О.В., действующей на основании приказа от 31.07.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Наумова Олега Романовича
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.08.2014 по делу N А29-5567/2014, принятое судом в составе судьи Безносиковой М.В.,
по иску индивидуального предпринимателя Наумова Олега Романовича (ИНН 110200332500, ОГРН 310110205500085)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сосногорское автотранспортное предприятие" (ИНН 1108014096, ОГРН 1031100821421), Дорожному агентству Республики Коми,
третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми,
о признании конкурса и договора недействительными,
установил:
индивидуальный предприниматель Наумов Олег Романович (далее - истец, ИП Наумов О.Р., предприниматель, заявитель жалобы) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сосногорское автотранспортное предприятие" (далее - первый ответчик, ООО "Сосногорское автотранспортное предприятие", общество) и Дорожному агентству Республики Коми (далее - второй ответчик, агентство) о признании недействительными открытого конкурса на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршруту N 108 "Сосногорск-Ухта", проведенного Дорожным агентством Республики Коми 30.12.2013, и договора от 30.12.2013 N 18/2013-108 на осуществление в 2014-2016 годах перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному регулярному автобусному маршруту N 108 "Сосногорск-Ухта-Сосногорск", заключенного между обществом и агентством.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 20.08.2014 удовлетворении исковых требований отказано.
ИП Наумов О.Р. с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, в результате ненадлежащего извещения о предстоящем конкурсе, он не мог принять в нем участие. Маршрут N 108 не является новым, в декабре 2013 года действовал ранее заключенный договор со сроком действия до 31.12.2013, в связи с чем у истца отсутствовали основания искать извещение о предстоящем конкурсе ранее января 2014 года. Нарушены сроки опубликования извещения о конкурсе, так как 10-дневный срок для его размещения не является пресекательным, следовательно, организатор конкурса должен был руководствоваться одновременно пунктами 6 и 9 Постановления Правительства Республики Коми от 16.04.2007 N 63 и установить срок в пределах допустимого, но с учетом конкретной ситуации проведения конкурса, то есть увеличить указанный срок, так как к моменту его проведения произошли существенные изменения законодательства, регулирующие проведение конкурса. Период времени с момента изменения законодательства (16.12.2013) явно недостаточен для того, чтобы все заинтересованные лица смогли узнать об изменении порядка проведения конкурса. Кроме того, извещение опубликовано в ненадлежащем источнике информации. Под официальным сайтом информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Республики Коми подразумевается официальный сайт Республики Коми (http://law.rkomi.ru/), на котором данная информация не размещалась. На сайте Дорожного агентства Республики Коми информация размещена в разделе "Новости", в то время как имеется раздел "Торги", отсылающий в свою очередь, на официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru), где также отсутствует извещение о конкурсе. С использованием системы поиска по сайту невозможно найти информацию о конкурсе. Истец указывает, что довод суда о том, что ответчики и третье лицо исковые требования отклонили, изложив свои доводы в представленных отзывах, не соответствует фактическим обстоятельствам. Предприниматель считает, что им представлены доказательства того, что оспариваемым конкурсом нарушены его права и законные интересы, а также того, что возможно восстановление его прав в случае признания конкурса недействительным. ИП Наумов О.Р. является потенциальным участником конкурса на право заключения договора на перевозку по маршруту N 108. Кроме того, судом не применены положения пунктов 3 и 8 Постановления N 63 в совокупности с пунктом 2 статьи 449 ГК РФ, из чего следует, что признание торгов недействительными влечет признание недействительным договора, заключенного лицом, выигравшим торги. Вывод о том, что под существенными нарушениями правил организации и проведения торгов понимается необоснованное исключение лиц, подавших заявку на участие в торгах, из числа участников конкурса, а также нарушения порядка проведения конкурса, которые могли привести к неправильному определению победителей торгов, не основан на законе.
ООО "Сосногорское автотранспортное предприятие" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывает, что информация о проведении конкурса размещена на официальном сайте агентства в сети "Интернет" 16.12.2013 и являлась общедоступной, таким образом, истец не был лишен возможности участвовать в конкурсе. Кроме того, предприниматель, осуществляя перевозки по спорному маршруту в рамках субподряда, не мог не знать о проведении в декабре 2013 года конкурса. Поскольку истец не знакомился с извещениями о проведении конкурса в средствах массовой информации и его нельзя признать потенциальным участником конкурса, то действиями ответчиков никак не нарушены его права.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу считает, что Положением об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом требования к содержанию извещения не установлены. Конкретные межмуниципальные регулярные автобусные маршруты в извещении не указаны. По мнению антимонопольного органа, указание в извещении о проведении конкурса более полной информации и размещение на сайте агентства в сети "Интернет" конкурсной документации способствовало бы, по мнению третьего лица, увеличению количества участников в конкурсе и было бы направлено на обеспечение конкуренции.
В судебном заседании представитель первого ответчика поддержал изложенные требования и возражения.
Истец, второй ответчик, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся материалам.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, и, заслушав представителя первого ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Коми от 27.12.2006 N 146-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении" организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении осуществляется Правительством Республики Коми или уполномоченным им органом исполнительной власти Республики Коми.
В целях организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и в соответствии с Законом Республики Коми "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении" Постановлением Правительства Республики Коми от 16.04.2007 N 63 утверждено "Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (за исключением легкового такси) в межмуниципальном и пригородном сообщении" (далее - Положение).
По пункту 4 Положения агентство осуществляет: организацию проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам (далее - конкурс); подготовку конкурсной документации, формирование конкурсной комиссии; заключение с перевозчиками договоров на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам, контроль за соблюдением условий договоров и за организацией транспортного обслуживания населения.
В силу пункта 2 статьи 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Положением установлено, что решение о проведении конкурса принимается агентством.
В соответствии с пунктом 9 Положения, в редакции, действовавшей в период с 09.12.2013 до 13.05.2014, извещение о проведении конкурса размещается агентством на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем за 10 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, в срок, не превышающий 3 дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, извещение о проведении конкурса размещено на сайте агентства 16.12.2013. В извещении установлены дата, время и место вскрытия конвертов с заявками: 27.12.2013 в 10 час. 00 мин., дата проведения итогов конкурса: 30.12.2013 в 12 час. 00 мин. (л.д.-73).
Данное извещение о проведении конкурса содержит сведения о предмете, организаторе, дате, месте и порядке проведения, дате начала, окончания и места приема заявок на участие в конкурсе, дате и месте подведения итогов конкурса.
Обязательное размещение на сайте агентства конкурсной документации не предусмотрено, при этом в соответствии с пунктом 5 извещения она могла быть получена безвозмездно в отделе автомобильного транспорта агентства по адресу: г.Сыктывкар, ул.Морозова, д.115а с 16.12.2013.
Извещение размещено в сети "Интернет" в сроки, предусмотренные пунктом 9 Положения, в связи с чем нарушений по дате размещения извещения о проведении конкурса не допущено.
Увеличение данного срок (не менее чем за 10 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе) не является обязательным для организатора конкурса, и оставлено на их усмотрение.
Доказательств наличия обстоятельств, при которых организатор торгов должен был увеличить данный срок, в материалы дела истцом не представлено.
Ссылка заявителя жалобы на изменение законодательства о правилах размещения информации о проведении конкурса не принимается судом, поскольку данное основание не является обязательным условием для увеличения указанного срока.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Республики Коми от 09.12.2013 N 474 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 16.04.2007 N 63 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Республике Коми", которым внесены изменения в том числе и в пункт 9 Положения, данное постановление вступает в силу со дня его принятия, то есть с 09.12.2013, опубликовано на официальном Интернет-портале Республики Коми http://www.rkomi.ru 11.12.2013, в "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" - 20.12.2013 N 39.
Постановление N 474 не содержит указания на то, что в связи с внесенными изменениями в Положение, срок размещения извещения о проведении конкурса агентством на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должен быть обязательно увеличен.
В силу пункта 6 Положения конкурс проводится в целях обеспечения добросовестной конкуренции, отбора конкурентоспособных перевозчиков, обеспечивающих безопасные и лучшие условия перевозки пассажиров и багажа.
Из данного пункта также не усматривается обязанность организаторов конкурса на увеличение сроков для размещения уведомления о проведении конкурса.
30.12.2013 на основании приказа от 16.12.2013 N 586 агентством проведен конкурс на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам в 2014-2016 годах (л.д.-70, 71).
Из протоколов N N 1-3 следует, что конверты с заявками вскрыты 27.12.2013, заявки рассмотрены, оценены и сопоставлены в период 27-30.12.2013 (л.д.-98-107).
По итогам проведения конкурса 31.12.2013 агентством и ООО "Сосногорское автотранспортное предприятие" (перевозчик) заключен договор N 18/2013-108 (далее - договор) (л.д.-108-113).
В силу пункта 3 Положения организация транспортного обслуживания населения осуществляется Дорожным агентством Республики Коми.
По пункту 8 Положения основаниями для принятия решения о проведении конкурса являются: 1) открытие нового межмуниципального регулярного автобусного маршрута; 2) истечение срока действия договора с перевозчиком, выполнявшим перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам; 3) досрочное расторжение договора с перевозчиком (в том числе при прекращении обслуживания маршрута (маршрутов) по инициативе перевозчика), выполнявшим перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам.
Согласно приказу агентства от 16.12.2013 N 586 и извещения от 16.12.2013 конкурс проводился на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам в 2014-2016 годах.
Как указывает сам заявитель жалобы, предыдущий договор, заключенный на обслуживание спорного маршрута заканчивал свое действие 31.12.2013.
Из пункта 7.1 договора от 31.12.2013, заключенного по результатам проведения конкурса с ООО "Сосногорское автотранспортное предприятие", следует, что договор вступает в силу с 01.01.2014.
При изложенных обстоятельствах агентство, проводя конкурс и размещая извещение 16.12.2013, а не после окончания срока действия предыдущего договора (31.12.2013), действовало добросовестно и разумно, в целях бесперебойного обеспечения населения регулярными транспортными услугами по перевозке людей и багажа.
Из пункта 9 Положения (в редакции, действующей на момент проведения конкурса) следует, что извещение о проведении конкурса размещается Дорожным агентством Республики Коми на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем за 10 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Из буквального толкования указанного текста пункта 9 Положения не усматривается, что извещение должно быть размещено на официальном сайте Республики Коми: http://law.rkomi.ru/.
Полномочия по организации конкурса и размещению извещения о его проведении возложены на агентство, следовательно, указанная информация размещается на им на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Факт размещения информации о проведении конкурса на официальном сайте агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" истцом не оспаривается. Размещение ее в разделе "Новости", а не в разделе "Торги" не является основанием для признания размещения информации о проведении конкурса ненадлежащим образом.
Документального подтверждения того, что указанная информация о проведении торгов не была доступна истцу на официальном сайте агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в материалы дела не представлено.
Указание судом о том, что третье лицо исковые требования отклонило, не привело к принятию неправильного решения.
Проанализировав имеющиеся материалы дела, апелляционная инстанция полагает возможным согласиться с выводами суда о том, что не размещение агентством на сайте dorkomi.ru конкурсной документации не препятствовало подаче заявок на участие в конкурсе, о чем свидетельствует подача таких заявок несколькими лицами. Все претенденты на участие в конкурсе имели возможность получить конкурсную документацию единым способом в единый срок. Доказательств того, что агентством созданы преимущественные условия участия в конкурсе каким-либо субъектам, являющимся потенциальными или фактическими участниками межмуниципальных регулярных автобусных перевозок, а также недопущения, ограничения, устранения конкуренции не представлено.
Кроме того, как ранее указывалось, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (пункт 1 статьи 449 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 449 ГК РФ определено, что признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Под существенными нарушениями правил организации и проведения торгов понимается необоснованное исключение лиц, подавших заявку на участие в торгах, из числа участников конкурса, а также такие нарушения порядка проведения конкурса, которые могли привести к неправильному определению победителя торгов.
Как разъяснено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 12573/11 по делу N А12-21677/2010, по смыслу статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными должно повлечь восстановление нарушенных прав лица, предъявившего иск.
Из разъяснений пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 усматривается, что лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Предприниматель участником конкурса не являлся, соответствующей заявки не подавал. Доказательства того, что оспариваемым конкурсом нарушены его права и законные интересы, в материалах дела отсутствуют, доказательств невозможности подачи такой заявки вследствие каких-либо действий (бездействия) агентства при организации конкурса им не представлено.
Возможность восстановления каких-либо своих прав в случае признания конкурса недействительным не доказал.
Довод заявителя жалобы о том, что он является потенциальным участником конкурса и имеет соответствующую лицензию и ранее действовавший договор, не может быть принят апелляционной инстанцией как основание для отмены решения, поскольку истец не доказал невозможности подачи заявки именно вследствие действий (бездействия) агентства при организации конкурса.
Исходя из сказанного вывод суда об отсутствии доказательства ущемления прав и законных интересов истца вследствие действий (бездействия) агентства является верным.
Таким образом, названные истцом нарушения при проведении конкурса не являются безусловными основаниями для признания недействительными его результатов, а, следовательно, и признания недействительным договора, заключенного по результатам данного конкурса.
С учетом вышеизложенного иные доводы истца не могут быть приняты как не имеющие юридического значения для рассмотрения настоящего дела.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в жалобе доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.08.2014 по делу N А29-5567/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Наумова Олега Романовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
В.Г. Сандалов |
Судьи |
О.П. Кобелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5567/2014
Истец: ИП Наумов Олег Романович
Ответчик: Дорожное агентство Республики Коми, ООО "Сосногорское автотранспортное предприятие"
Третье лицо: Дорожное агентство Республики Коми, Министерство промышленности и энергетики Республики Коми, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, Министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2015 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3789/15
13.05.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1934/15
28.10.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8662/14
20.08.2014 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-5567/14