г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А56-35519/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2014 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Есипова О.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Ленок П.В. - по доверенности от 01.01.2014 N 9с.126;
от заинтересованного лица: Хандусенко О.А. - по доверенности от 24.02.2014 N 01-19/1520;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20156/2014) Открытого акционерного общества "Ижорские заводы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2014 по делу N А56-35519/2014 (судья Синицына Е.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ОАО "Ижорские заводы", место нахождения: 196650, Санкт-Петербург, г. Колпино, з-д Ижорский, д. б/н, ОГРН 1027808749121;
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, место нахождения: 191104, г. Санкт-Петербург, пр-кт Литейный, д. 39, ОГРН 1099847008546,
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Открытое акционерное общество "Ижорские заводы" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент, административный орган) от 28.05.2014 N 14-95/2014 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением суда от 06.08.2014, вынесенным в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), требования Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 06.08.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о доказанности Департаментом события административного правонарушения в действиях Общества.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель административного органа позицию заявителя не признал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Общества без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение пункта 58 годового плана контрольно надзорной деятельности на 2014 год и на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 19.03.2014 N ПВ-31/13-14-16 в период с 01.04.2014 по 28.04.2014 Департаментом была проведена плановая комплексная выездная проверка соблюдения Обществом требований природоохранного законодательства по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, территория ОАО "Ижорские заводы" КК цеха N 34, в ходе которой выявлено, что в соответствии с результатами анализов проб сточных вод, отобранных 15.08.2013, 19.09.2013, 17.10.2013, Общество допустило сброс производственно ливневых сточных вод в централизованную систему канализации ЗАО "ГСР Водоканал" с нарушением требований к составу и свойствам сточных вод абонентов, отводимых в централизованные системы водоотведения, нарушив правила эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств, о чем составлен акт от 28.04.2014 NПВ-31/13-14-16.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15 КоАП РФ, 29.04.2014 Департамент составил протокол об административном правонарушении N 14-95/2014.
Постановлением Департамента от 28.05.2014 N 14-95/2014 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения согласно вышеназванной квалификации и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество оспорило указанное постановление в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности Департаментом состава административного правонарушения в действиях Общества, а также отсутствия процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
Статьей 8.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно статье 43.1 Закона N 7-ФЗ при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N644).
Пунктом 1 Правил N 644 установлено, что настоящие Правила регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее соответственно - абоненты, водоотведение).
В пункте 2 названных Правил регламентировано, что в них используются, в том числе и понятия, определенные в Федеральном законе "О водоснабжении и водоотведении".
Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении": абонентом признается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения; водоотведением - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; нецентрализованной системой холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц; объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Пунктом 25 Правил N 644 предусмотрено, что организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Согласно пункту 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
При этом, пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Согласно пункту 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пунктом 88 Правил N 167 предусмотрена обязанность абонента обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, запрещенных к сбросу.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод согласно пункту 65 Правил N 167 осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Ответственность, за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам, несет абонент (пункт 93 Правил N 167).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, 01.01.2004 между Обществом и ЗАО "ГСР Водоканал" заключен договор на отпуск питьевой и технической воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ N 12 в редакции дополнительного соглашения от 28.01.2014, приложением N 2 к которому заявителю установлены нормативы допустимой концентрации (далее - ДК) загрязняющих веществ.
Во исполнение условий заключенного между заявителем и ЗАО "ГСР Водоканал" договора, Обществом были произведены отборы проб сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации ЗАО "ГСР Водоканал", по результатам исследования которых были составлены протоколы КХА от 16.08.2013 N RC8D3 081247, от 20.09.2013 N RC8D3 091278, от 18.10.2013 N RC8D3 101306, согласно которым 16.08.2013 в контрольном колодце цеха N 34 обнаружено наличие нефтепродуктов в концентрации, превышающей норматив ДК в 24 раза; 20.09.2013 в контрольном колодце цеха N 34 обнаружено наличие нефтепродуктов в концентрации, превышающей норматив ДК в 24 раза; 18.10.2013 в контрольном колодце цеха N 34 обнаружено наличие нефтепродуктов в концентрации, превышающей норматив ДК в 20 раза, что зафиксировано Департаментом в акте проверки от 28.04.2014 NПВ-31/13-14-16.
При таких обстоятельствах, вопреки позиции подателя жалобы суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.15 КоАП РФ.
При этом, доводы заявителя о том, что Общество не является абонентом в смысле, придаваемом этому понятию нормами действующего законодательства, равно как и о том, что ЗАО "ГСР Водоканал" не относится к организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей деятельность на территории Санкт-Петербурга, справедливо отклонены судом первой инстанции как несостоятельные, поскольку они противоречат статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", письму ЗАО "ГСР Водоканал" от 26.05.2014 N 5/600-404/105, а также Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 989 "Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения и водоотведения Санкт-Петербурга на период до 2025 года с учетом перспективы до 2030 года", согласно которому ЗАО "ГСР Водоканал" включено в перечень организаций, предоставляющих услуги по водоснабжению и водоотведению на территории Санкт-Петербурга и владеющих на праве собственности или другом законном основании объектами системы водоснабжения (пункт 5 таблицы N 1).
Учитывая, что в ходе рассмотрения административного дела Департаментом было установлено отсутствие у Общества локальных очистных сооружений, о чем указано в постановлении от 28.05.2014 N 14-95/2014 и не оспаривается заявителем, доводы последнего о несоответствии действительности результатов анализов проб сточных вод, отводимых Обществом в систему канализации ЗАО "ГСР Водоканал", так как они были выполнены не в контрольном колодце, а после маслоловушки, также не могли быть приняты судом первой инстанции во внимание.
Ссылка подателя жалобы на то, что отборы проб сточных вод производились не ЗАО "ГСР Водоканал", а самим Обществом, не имеет правового значения для целей установления факта превышения нормативов ДК.
В свою очередь, принимая во внимание, что превышение нормативов ДК на выходе из внутриобъектных сетей трубопровода Общества установлено им самим, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные и доводы подателя жалобы о том, что в спорный период ему не были установлены нормативы ДК.
Исходя из изложенного, не опровергают факт наличия в действиях Общества события административного правонарушения и доводы подателя жалобы о невозможности учета Департаментом при вынесении постановления от 28.05.2014 N 14-95/2014 Дополнительного соглашения от 28.01.2014 к договору от 01.01.2004 N 12.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15 КоАП РФ, следует признать правомерным, а доводы подателя жалобы противоречащими материалам дела.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции статьи 8.15 КоАП РФ.
Таким образом, выводы, изложенные в решении суда от 06.08.2014, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе положений статьи 228 АПК РФ, при вынесении решения судом не допущено.
На основании изложенного, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены или изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 августа 2014 года по делу N А56-35519/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Ижорские заводы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35519/2014
Истец: ОАО "Ижорские заводы"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу