город Ростов-на-Дону |
|
29 октября 2014 г. |
дело N А32-10728/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.
судей Д.В. Николаева, А.Н. Стрекачёва
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.А. Ситдиковой
при участии:
от ИФНС России г. Новороссийску: представитель Княгина Е.М. по доверенности от 01.10.2014, представитель Коваленко А.В. по доверенности от 09.01.2014,
от ООО "Новороссийский мазутный терминал": представитель Ерошевская Ю.Л. по доверенности от 10.12.2013, представитель Тойко А.Ю. по доверенности от 10.12.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России г. Новороссийску
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2014 по делу N А32-10728/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новороссийский мазутный терминал" (ОГРН/ИНН 1092315002911/2315153325, г. Новороссийск)
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Новороссийску
о признании недействительным решения,
принятое в составе судьи Ю.В. Любченко
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новороссийский мазутный терминал" (далее - заявитель, общество, ООО "НМТ") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края (далее - инспекция) о признании недействительными решения N 1820/00910 от 09.01.2014 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и решения N 88889/00910 от 09.01.2014 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2014 по делу N А32-10728/2014 признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску N 1820/00910 от 09.01.2014 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску N 88889/00910 от 09.01.2014 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждено право общества на применение подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при оказании услуг по перевалке мазута вне территории порта.
Не согласившись с решением суда от 17.07.2014 по делу N А32-10728/2014, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ не предусмотрено применение ставки НДС в размере 0% при оказании услуг за пределами границ порта. По мнению налогового органа, применение налоговой ставки 0% в соответствии со статьями 164, 165 НК РФ по НДС по операциям реализации услуг перевалки нефтепродуктов в сумме 29 802 566 руб. произведено обоснованно, а к операциям по реализации услуг в сумме 130 247 695 рублей - необоснованно. По мнению налогового органа, для осуществления деятельности по перевалке нефтепродуктов в морском порту требуется соответствующая лицензия, которая у общества отсутствует, а поставляемые обществом нефтепродукты на территории порта перегружает на танкеры оператор терминала ОАО "НМТП". Инспекция считает ошибочной квалификацию хозяйственных операций, осуществляемых заявителем, как транспортно-экспедиционных услуг по организации международной перевозки, поскольку оказанные обществом услуги не направлены на организацию международной перевозки. Суд первой инстанции не учел, что оказываемые обществом услуги являются услугами по перевалке, а поэтому не могут предоставлять обществу право на применение ставки 0% по НДС в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2014 по делу N А32-10728/2014 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Инспекции Федеральной налоговой службы России г. Новороссийску поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель ООО "Новороссийский мазутный терминал" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой уточненной N 3 (корректирующей) декларации по НДС за 3 квартал 2012 года, представленной ООО "НМТ".
По материалам проверки 25.10.2013 составлен акт N 51121/51243, по результатам рассмотрения которого, а также возражений налогоплательщика ИФНС по г. Новороссийску вынесено решение N 88889/00910 от 09.01.2014 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ООО "НМТ" предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 15 193 791 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета и решение N 1820/00910 от 09.01.2014 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Не согласившись с результатами камеральной налоговой проверки, общество обжаловало решения от 09.01.2014 N 88889/00910 и N 1820/00910 в досудебном порядке согласно п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ в Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 19.03.2014 N 21-12-224 апелляционная жалоба ООО "НМТ" оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решениями инспекции, считая их незаконными и необоснованными, заявитель в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения проверил соблюдение налоговой инспекцией требований, установленных статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, и не установил процессуальных нарушений принятия оспариваемых решений. Решение суда первой инстанции в этой части соответствует установленным по делу обстоятельствам и статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление общества, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.
Подпунктом 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что под перевалкой понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом в силу пункта 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
С 01.01.2011 подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ утратил силу, и вместо него установлен перечень работ (услуг), связанных с экспортом, облагаемых по ставке НДС 0%, разделенный на несколько подгрупп, для каждой из которых предусмотрен подробный перечень документов, обосновывающих право применение ставки 0%.
В соответствии с подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ к таким услугам отнесены услуги по международной перевозке товаров.
Согласно абз. 3 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ положения пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ распространяются, в частности, и на транспортно-экспедиционные услуги (далее по тексту - ТЭУ), оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Таким образом, буквальное толкование нормы, содержащейся в абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, позволяет сделать вывод об установлении законодателем условия применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией международной перевозки, т.е. налогоплательщик - экспедитор в данном случае не обязан сам организовывать международную перевозку, по оказываемая им услуга должна быть непосредственно связана с организацией международной перевозки.
Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов производится, в том числе при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящего подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
В силу прямого указания в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 801 ГК РФ содержит открытый перечень услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции. Квалифицирующим признаком этих услуг является их взаимосвязь с перевозкой. Второй абзац названного пункта содержит некоторые примеры обязанностей, которые могут составить предмет договора транспортной экспедиции. К ним относятся: организация перевозки совместно с консультированием клиента о наиболее приемлемом виде транспорта и маршруте или без такового консультирования; заключение договора перевозки экспедитором от своего имени или от имени клиента; обеспечение отправки, получения груза.
С учетом того, что перечень услуг является открытым, а соответствующие нормы - диспозитивными, предметом договора транспортной экспедиции могут быть и иные услуги, связанные с перевозкой.
Согласно статье 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Следовательно, договор транспортной экспедиции может предусматривать оказание экспедитором как фактических, так и юридических значимых услуг.
Таким образом, договоры транспортной экспедиции могут принципиально отличатся содержанием обязанностей экспедитора друг от друга. Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза.
Вопреки доводам жалобы, законодательство не позволяет очертить закрытый круг действий, которые могут стать предметом договора транспортной экспедиции. Необходимо в каждом конкретном случае определять, оказываются ли услуги в связи с перевозкой груза и с целью организации (обеспечения, реализации) такой перевозки, т.е. квалифицирующим признаком транспортной экспедиции является связь оказанных услуг с перевозкой груза.
Как следует из представленных в материалы дела документов, обществом 05.05.2012 заключен договор N 21 об оказании услуг по перевалке нефтепродуктов с Компанией с ограниченной ответственностью "Порт Юнион Ойл Экспорт Лимитед" (далее - Заказчик), созданной по законодательству Республики Кипр.
В соответствии с условиями договора ООО "Новороссийский мазутный терминал" (Исполнитель) обязался в порядке и на условиях, определенных договором, оказать Компании с ограниченной ответственностью "Порт Юнион Ойл Экспорт Лимитед" (Заказчику) услуги по перевалке Нефтепродукта на терминале Исполнителя.
Использование инфраструктуры ОАО "НМТП" для оказания услуг по перевалке нефтепродуктов Заказчика с железнодорожного транспорта на водный вид транспорта осуществлялось на основании договора N 602-8449 Г от 05.05.2012, заключенного налогоплательщиком с ОАО "НМТП", в рамках которого ОАО "НМТП" оказывало налогоплательщику услуги по погрузке нефтепродуктов на танкера через причалы N 25 и N 25а, Пристани N 4.
Судом установлено, что терминал общества находится за пределами границ порта и предназначен для приема, временного хранения, накопления судовых партий мазута, а также отправки их в порт.
Согласно пояснениям обществ, технологическая схема оказания услуг строится следующим образом.
Железнодорожные составы с мазутом подаются на железнодорожные пути общего назначения ст. Новороссийск, парк "Нижний", затем производится подача вагонов на сливные железнодорожные эстакады на 60 и 48 вагонно-цистерн по соединительному и сливным железнодорожным путям N 01, 02, 03 и арендованным у ОАО "НВРЗ" железнодорожным путям N10 и 15. Цистерны сливаются группами по 6 штук. Процесс слива разделяется на несколько этапов.
На первом этапе подаются вагоны на эстакады, устанавливаются по позициям слива, проверяется качество продукта, подсоединяются приборы нижнего слива к сливной горловине цистерны, проверяется герметичность присоединений.
На втором этапе мазут подогревается и сливается (самотеком) через устройство нижнего слива в сливной коллектор и в теплообменник, далее производится открытие затвора на трубопроводе мазута в резервуарный парк емкостью 82 тыс. куб. м одновременного хранения нефтепродуктов.
Для отгрузки мазута на пристань N 4 (причалы 25, 25а) на территории имеется технологическая насосная слива и перекачки мазута из резервуара в резервуар. Из насосной мазут поступает в трубопроводы и через межплощадную эстакаду переходит в эстакаду трубопроводов в порт. Эстакада трубопроводов заканчивается на пристани N 4, с которой продукт отгружается на танкеры.
В подтверждение права на применение нулевой ставки по взаимоотношениям с Компанией с ограниченной ответственностью "Порт Юнион Ойл Экспорт Лимитед" общество представило следующие документы:
- договор N 21 от 05.05.2012 об оказании услуг по перевалке нефтепродуктов, заключенный с Компанией с ограниченной ответственностью "Порт Юнион Ойл Экспорт Лимитед", зарегистрированной по адресу: Кипр, Никосия, п/и 1066, ул. Темистоклес, Дервис, Джулия Хаус, 3 и действующей на территории РФ через филиал Компании с ограниченной ответственностью "Порт Юнион Ойл Экспорт Лимитед" - Заказчик в г. Москве ИНН 9909355938 (Свидетельство об аккредитации N 22849 от 18.11.2011 г.).
- коносаменты с указанием иностранного порта выгрузки и оттиском печати капитана о принятии груза (мазут топочный) на борт танкера;
- поручения на погрузку мазута топочного на танкера, прибывающие к причалам N 25, 25а (пристань N 4) с отметкой Южного энергетического таможенного поста "Погрузка разрешена".
- транспортные железнодорожные накладные - транзит (без бланка ТД) с направляющим штампом Дагестанской таможни, отметкой Центральной энергетической таможни "товар поступил", "товар вывезен", получатель - общество;
- декларации на товар с отметкой о вывозе товара;
- счета-фактуры на перевалку нефтепродуктов согласно договору от 05.05.2012 N 21;
- погрузочные манифесты;
- акты оказанных услуг по конкретным судам, с указанием стоимости услуг и количества переваленного груза), заверенные двумя сторонами.
- книга продаж за 3 квартал 2012 года.
Для подтверждения заявленных налоговых вычетов по услугам предоставлены копии договоров с поставщиками; товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг); копии счетов-фактур по затратам, выставленные продавцами работ (услуг), указанные в книге покупок, оформленные в соответствии с требованиями статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в дело доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что применение обществом налоговой ставки 0 % в отношении осуществления работ и оказания обществом услуг на территории терминала, прилагающем к территории порта, обосновано подпунктом 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ /налоговая база 130 247 695 руб./, а не подпунктом 2.5. п. 1 ст. 164 НК РФ.
Подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит каких-либо оговорок, ограничивающих применение его норм в случае, если договором предусмотрено выполнение (оказание) только отдельных видов работ (услуг), предусмотренных абзацем пятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим, пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ N 33 от 30.05.2014 года "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" предусмотрено, что на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка 0 процентов применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
При толковании указанных норм судам необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0 процентов всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.
В связи с этим налоговую ставку 0 процентов применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацы первый-второй подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзац пятый подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса).
При этом по смыслу положений данного подпункта его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.
Понятие видов услуг, относящихся к вышеуказанным транспортно-экспедиционным услугам, данной нормой НК РФ не определено.
Согласно ГОСТу в целях применения настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
В соответствии пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
В соответствии с условиями договора N 21 от 5 мая 2012 года об оказании услуг по перевалке нефтепродуктов Исполнитель (ООО "Новороссийский мазутный терминал") обязался в порядке и на условиях, определенных договором, оказать Заказчику (Компании с ограниченной ответственностью "Порт Юнион Ойл Экспорт Лимитед") услуги по перевалке Нефтепродукта на терминале Исполнителя.
При этом термин "Перевалка", используемый в условиях вышеназванного договора (пункт 1.1.Договора), имеет следующее значение и толкование для сторон договора: "Перевалка" - комплекс услуг Исполнителя по приему, сливу, перемещению в границах морского порта Новороссийск, сепарации, технологическому накоплению и наливу на танкеры нефтепродуктов на экспорт, через объекты инфраструктуры Терминала.
Заявитель, будучи фактически организатором оказания комплексной услуги перевалки, задействовал принадлежащую ему транспортную инфраструктуру, находящуюся за пределами территории порта Новороссийск, для осуществления следующих услуг, связанных с отправкой экспортных партий нефтепродуктов и непосредственно связанных с услугой по перевалке.
Исходя из представленных в материалы дела документов, судом первой инстанции обоснованно установлено, что общество оказало Заказчику в рамках договора N 21 от 05.05.2012 услуги, охватывающиеся признаками транспортно-экспедиторских услуг при международной перевозке, в частности:
- проверка качества поступающих нефтепродуктов Заказчика (пункт 3.3 Договора);
- направление подтверждения о приеме нефтепродуктов в ЦФТО ОАО "РЖД" (пункт 3.7 Договора);
- приемка от железной дороги ж/д. цистерн по процедуре, предусмотренной Уставом железнодорожного транспорта РФ (пункт 4.4 Договора);
- приемка (слив) нефтепродуктов из вагонов-цистерн в резервуары терминала, с проверкой количества и качества нефтепродуктов (пункты 3.12, 3.13 Договора),
- сепарация (смешение) нефтепродуктов Заказчика в соответствии с инструкциями Заказчика (пункт 3.14 Договора);
- ежедневное информирование Заказчика о количестве нефтепродуктов Заказчика в резервуарах Исполнителя; о наличии вагонов под выгрузкой, на станции с указанием производителя нефтепродуктов; о дислокации вагонов; о планируемом подводе вагонов (пункт 3.15.Договора).
- выдача нефтепродуктов на танкеры Заказчика с согласованной сторонами Договора производительностью (пункт 5.9 Договора).
Факт оказания вышеописанных услуг подтверждается представленными в материалы дела документами.
Из материалов дела следует, что нефтепродукты заказчика поступали в железнодорожных цистернах, перевозка которых оформлялась железнодорожными накладными, в которых в графе станция назначения указывалась железнодорожная станция Новороссийск (экспорт) Сев.Кав, в графе "Грузополучатель" указывалось наименование общества - ООО "Новороссийский мазутный терминал", в графе "Почтовый адрес грузополучателя" указывался адрес общества: 353900 Россия, г. Новороссийск, ул. Магистральная, дом 4.
Передача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий обществу, оформлялась памяткой приемосдатчика формы ГУ-45ВЦ, составленной в соответствии с Указанием МПС РФ от 17.11.1998 N И-1313у (в редакции от 31.07.2009) "Об изменении Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности" в рамках договора от 09.11.2011 N 288/7/094/11-Т, заключенного Заявителем с ОАО "Российские железные дороги". Памятка приемосдатчика имеет силу акта приема-передачи и подтверждает передачу вагонов с грузом от ОАО "РЖД" к обществу.
В соответствии с пунктом 6.15 Договора стороны оформляют акты приема нефтепродуктов на хранение по форме MX-1 и акты выдачи нефтепродуктов с хранения по форме МХ-3.
В представленных в материалы дела поручениях на погрузку нефтепродуктов, оформленных в соответствии с требованиями приказа ГТК России от 12.09.2001 N 892 "Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами", предусматривающим необходимость выдачи такого поручения в числе прочих организаций и обществу, содержатся реквизиты договора с заказчиком, в рамках которого осуществляется отгрузка нефтепродуктов на экспорт.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оказанные обществом услуги подпадают под перечень транспортно-экспедиторских услуг, предусмотренных ГОСТом Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.
Согласно названному ГОСТу в целях указанной статьи к транспортно-экспедиторским услугам относятся, в том числе:
- оформление документов, прием и выдача грузов;
- завоз-вывоз грузов;
- погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
- информационные услуги;
- подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
- платежно-финансовые услуги;
- таможенное оформление грузов и транспортных средств;
- прочие транспортно-экспедиторские услуги.
При этом в соответствии с требованиями пункта 3.1.4. ГОСТ, к погрузочно-разгрузочным и складским услугам относят:
- погрузку и выгрузку транспортных средств, в том числе автомобильного транспорта, соответственно на станциях (в портах) отправления и назначения, на складах грузоотправителей и грузополучателей;
- сортировку грузов;
- хранение, подработку и перевалку грузов;
- комплектование мелких партий товаров в поездные отправки и укрупнение грузовых единиц;
- разукрупнение поездных отправок для доставки грузополучателям;
- формированиеи расформирование пакетов;
- прием и выдачу товаров, проверку количества мест, веса, внешнего вида груза, состояния тары и упаковки;
- погрузку грузов в контейнеры и выгрузку из них;
- маркировку грузов;
- упаковку, увязку, обшивку грузов;
- ремонт транспортной тары и упаковки.
Согласно пункту 3.1.5. ГОСТ к информационным услугам относятся:
- уведомление грузополучателя об отправке грузов по его адресу
- уведомление грузополучателя о продвижении груза и подходе к станции (порту) назначения;
- слежение за продвижением груза от станции (порта) отправления до станции (порта) назначения;
- уведомление грузополучателя или грузоотправителя о подходе груженого или порожнего автотранспорта;
- уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю;
- уведомление о пересечении грузом Государственной границы;
- уведомление грузополучателя или грузоотправителя о прибытии груза на станцию (в порт) назначения;
- уведомление о погрузке груза на подвижной состав (борт судна) и прибытии к месту назначения.
Фактически оказанные обществом в рамках договора N 21 от 05.05.2012 года услуги: выгрузка железнодорожных цистерн на железнодорожной станции Новороссийск; слив нефтепродуктов в резервуары заявителя; проверка количества и качества нефтепродуктов; формирование танкерных партий; хранение и сепарация нефтепродуктов Заказчика; уведомление заказчика о подходе и прибытии железнодорожных цистерн на станцию Новороссийск; непосредственно перевалка нефтепродуктов Заказчика с железнодорожного транспорта на морской, соответствуют перечню услуг, установленных Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004, и относятся к транспортно-экспедиторским услугам.
Факт выполнения обществом указанных работ и оказания услуг судом установлен и не опровергнут налоговым органом.
Из представленных в дело копий уточненных налоговых деклараций усматривается, что в бланке декларации код операции, предусмотренный подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствует. Право общества на применение ставки 0% по НДС по подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации подтверждено предусмотренными Кодексом документами.
Однако инспекция оспаривает представленные обществом в соответствии с требованиями статьи 165 Кодекса документы на соответствие предъявляемым требованиям, указывая на то, что вышеуказанные документы должны быть составлены непосредственно налогоплательщиком.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что пункт 3.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит такого требования к представляемым в обоснование правомерности применения ставки 0% по НДС документам.
Сам по себе факт выполнения работ также подтверждается представленными в материалы дела первичными документами, налоговым органом данный факт не оспорен документально.
Исследовав представленные в материалы дела документы в совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что общество оказало в 3 квартале 2012 года предусмотренные подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки экспортируемого товара, перевозимого в непрямом международном сообщении, то есть конечным пунктом перевозки являлись порты иностранных государств, находившиеся за пределами территории Российской Федерации, что прямо следует из договоров по оказанию транспортно-экспедиционных услуг в отношении товаров, находящихся в процедуре экспорта, услуги по оформлению заявителем документов осуществлялись с единственной целью - организовать именно международную перевозку. Наличие при этом у общества статуса грузоотправителя, грузополучателя либо перевозчика груза за пределы Российской Федерации законом не предусмотрено.
Следовательно, у общества имеется право на применение подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при оказании услуг по перевалке мазута вне территории порта и доводы инспекции о том, что услуги, оказанные ООО "НМТ" за территорией порта, подлежат налогообложению НДС по ставке 18%, несостоятельны.
С учетом изложенного, судом обоснованно установлено право общества на применение подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при оказании услуг по договору N 21 от 05.05. 2012 с Компанией с ограниченной ответственностью "Порт Юнион Ойл Экспорт Лимитед", в связи с чем требования заявителя о признании недействительными решений ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края N1820/00910 от 09.01.2014 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению и N 88889/00910 от 09.01.2014 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судом первой инстанции правильно распределены судебные расходы по госпошлине.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2014 по делу N А32-10728/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Сулименко |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10728/2014
Истец: ОАО Новороссийский мазутный терминал, ООО "Новороссийский мазутный терминал"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России г. Новороссийску
Третье лицо: ИФНС по г. Новороссийску