г. Киров |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А29-2350/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кондаковой О.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Паритет"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.08.2014 по делу N А29-2350/2014, принятое судом в составе судьи Токарева С.Д.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Приоритет"
(ИНН: 1103011662, ОГРН: 1131103000786)
и общества с ограниченной ответственность "Паритет"
(ИНН: 1103011609, ОГРН: 113110300731)
к обществу с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты"
(ИНН: 1103043512, ОГРН: 1081103001033),
обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал"
(ИНН: 1103043329, ОГРН: 1081103000846),
обществу с ограниченной ответственностью "Единый расчетный центр"
(ИНН: 1103003372, ОГРН: 1111103001954)
о признании незаконными действий и о запрете их совершения,
третьи лица: Муниципальное образование городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута", общество с ограниченной ответственностью "Воргашорское ЖКХ",
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Приоритет" и общество с ограниченной ответственностью "Паритет" (далее - заявитель) обратились в Арбитражный суд Республики Коми с иском о признании незаконными действий общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты", общества с ограниченной ответственностью "Водоканал", общества с ограниченной ответственностью "Единый расчетный центр" по начислению потребителям платы за коммунальные услуги, направлению потребителям квитанций об оплате за коммунальные услуги и взиманию с потребителей оплаты за коммунальные услуги (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение) с 01.01.2014 в многоквартирных домах, находящихся под управлением истцов, и о запрете совершения указанных действий.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Муниципальное образование городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута", общество с ограниченной ответственностью "Воргашорское ЖКХ" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.08.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "Паритет" с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель указывает, что ответчики не представили доказательств того, что ООО "Паритет" и ООО "Приоритет" отказались от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями; никакими документами ответчики не определены в качестве исполнителей коммунальных услуг, никто не наделял их правом оказывать коммунальные услуги. Заявитель обращает внимание на то, что ответчики могут поставлять ресурсы только до границы балансовой принадлежности инженерных сетей, то есть до границы внешней стороны многоквартирных домов, далее до приборов потребления находятся инженерные внутридомовые сети, находящиеся под управлением ООО "Паритет" и ООО "Приоритет". Заявитель считает, что с 01.01.2014 он приступил к оказанию коммунальных услуг на условиях договоров управления многоквартирным домом. Ресурсоснабжающие организации с данного времени поставили в адрес исполнителя коммунальных услуг ресурсы, ООО "Приоритет", ООО "Паритет" приняли эти ресурсы и использовали для исполнения своих обязательств по договорам управления. То есть с 01.01.2014 договоры поставки коммунальных ресурсов с ответчиками считаются заключенными, но не оформленными письменно. Заявитель указывает, что ответчики в обход управляющих организаций, без согласия и решения собственников, без проведения общего собрания и принятия соответствующего решения, незаконно навязывали собственникам многоквартирных домов, находящихся под управлением истцов, иные, чем установлены договорами, заключенными по конкурсу, условия и порядок оплаты по договорам управления, нарушающие права собственников и управляющих организаций. Также заявитель ссылается на судебную практику.
ООО "Тепловые сети Воркуты", ООО "Водоканал" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых с доводами ООО "Паритет" не согласились.
ООО "Приоритет", ООО "Единый расчетный центр", третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. ООО "Водоканал" представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался частью 1 статьи 153, частями 1, 2, 4 статьи 154, статьей 155, частями 1, 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В части 6.2 и 7 статьи 155 Кодекса установлено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса (часть 12 статьи 161 Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее -Правила).
В пункте 2 Правил определено, что исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил (пункт 8 Правил).
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (пункт 13 Правил).
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (пункт 14 Правил).
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил (пункт 17 Правил).
Из указанных положений следует, что предоставление управляющей организацией коммунальной услуги потребителям (собственникам помещений) в многоквартирном доме связано с фактом заключения договора о приобретении коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.12.2013 собственники многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городского округа "Воркута", заключили договоры управления многоквартирными домами с ООО "Паритет" и ООО "Приоритет" (управляющие организации) на условиях и основаниях проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (протокол конкурса от 26.12.2013 N 9).
Срок действия договоров определен с 01.01.2014 по 31.12.2014.
По условиям договоров управляющие организации приняли на себя обязательства по заданию собственников помещений в течение срока действия договоров за плату осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (листы дела 26-153 том 1, том 2).
Договоры о приобретении коммунальных ресурсов между сторонами заключены не были.
С учетом изложенного ООО "Тепловые сети Воркуты", ООО "Водоканал", являясь ресурсоснабжающими организациями и предоставляя коммунальные услуги потребителям многоквартирных домов до заключения договоров о приобретении коммунальных ресурсов с управляющими организациями, вправе были начислять и взимать плату за коммунальные услуги, выставляя соответствующие квитанции об оплате коммунальных услуг непосредственно собственникам помещений многоквартирного дома (потребителям).
В отсутствии договоров о приобретении коммунальных ресурсов, заключенных с ответчиками, доводы заявителя о том, что с 01.01.2014 он оказывает коммунальные услуги собственникам помещений многоквартирного дома, ответчики поставляли коммунальные ресурсы в адрес ООО "Приоритет", ООО "Паритет", которые приняли эти ресурсы и использовали их для исполнения своих обязательств по договорам управления многоквартирными домами, подлежат отклонению, как несостоятельные.
Ссылка заявителя на то, что инженерные внутридомовые сети находятся под управлением ООО "Паритет" и ООО "Приоритет", в данном случае правомерность позиции ООО "Паритет" по настоящему делу не подтверждает.
Доводы заявителя о том, что ответчики уклоняются от заключения договоров о приобретении коммунальных ресурсов, судом апелляционной инстанции не принимаются.
То обстоятельство, что на предложение управляющих организаций заключить договоры о приобретении коммунальных ресурсов ООО "Тепловые сети Воркуты", ООО "Водоканал", ООО "Единый расчетный центр" указали, что для заключения договоров управляющим организациям необходимо представить ряд документов (листы дела 64-166 том 4), не свидетельствует о том, что ответчики неправомерно уклоняются от заключения договоров о приобретении коммунальных ресурсов.
При этом заявителем также не представлено доказательств (не приведено доводов), что для заключения договоров о приобретении коммунальных ресурсов отсутствует необходимость в представлении названных ответчиками документов. Действия ответчиков (ресурсоснабжающих организаций) по незаключению с управляющими организациями договоров о приобретении коммунальных услуг в установленном порядке не оспорены.
Доводы заявителя о том, что условия и порядок оплаты коммунальных услуг, предложенные ответчиками собственникам помещений в многоквартирном доме, нарушают права собственников и управляющих организацией, подлежат отклонению, поскольку ничем не подтверждены и являются необоснованными.
В счетах-извещениях на оплату коммунальных услуг, предъявленных потребителям ресурсоснабжающими организациями, указано на отсутствие заключенных договоров о приобретении коммунальных ресурсов между управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями (листы дела 56-69 том 3).
Заявителем не представлено доказательств того, что управляющими организациями были понесены расходы на приобретение коммунальных ресурсов, которые не были компенсированы собственниками помещений по причине начисления платы за коммунальные услуги и выставления счетов на оплату коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающими организациями, и внесением собственниками помещений оплаты за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
Учитывая изложенное, отсутствуют основания считать, что действия ответчиков по начислению платы за коммунальные услуги, выставлению счетов на оплату коммунальных услуг и сбору денежных средств с потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах нарушают права управляющих организаций.
Ссылки заявителя на судебную практику подлежат отклонению, поскольку названные в апелляционной жалобе судебные акты приняты по иным обстоятельствам дела и не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.08.2014 по делу N А29-2350/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Паритет" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Паритет" в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины с апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2350/2014
Истец: ООО "Паритет", ООО Приоритет
Ответчик: ООО Водоканал, ООО Единый расчетный центр, ООО Тепловые сети Воркуты
Третье лицо: Муниципальное образование городского округа Воркута в лице Администрации муниципального образования городского округа Воркута, ООО Воргашорское ЖКХ, ООО Единый расчетный центр, Воркутинский горсуд