г. Москва |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А41-10850/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Пятиной Л.Н.,
в судебном заседании участвуют:
от ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: Фесченко Ю.А., по доверенности от 27.02.2014 N 12/д;
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от Губновой Л.Н.: лично (паспорт),
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Губнова Любовь Николаевна, о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области обратилась в арбитражный суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области с требованием признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, сельское поселение Селковское, д. Ново, д. 15, с кадастровым номером 50:05:0090104:0001, площадью 2519,5 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Губнова Любовь Николаевна.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 мая 2014 года по делу N А41-10850/14 требования Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ТУ Росимущества в Московской области обжаловало его в апелляционном порядке.
Определением от 09 сентября 2014 года Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Апелляционным судом установлено основание, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ - суд первой инстанции рассмотрел настоящее дело в отсутствие не извещенного надлежащим образом ответчика. Имеющийся в материалах настоящего дела почтовый конверт (том 1 л.д. 41) апелляционный суд не может оценить в качестве надлежащего извещения ответчика, ввиду следующего.
В соответствии со сведениями ЕГРЮЛ, адресом местонахождения ответчика является: 107139, г.Москва, Орликов переулок, 3, к.1. Между тем, определения суда направлялись ответчику по другому адресу (107053, ул.Коминтерна, 38, стр.1), что следует из имеющегося в материалах настоящего дела почтового конверта.
Истец и Губнова Л.Н. направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали исковые требования.
Ответчик, Управление Росреестра по Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке пункта 6.1 статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд полагает исковые требования Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области подлежащими удовлетворению.
Между Администрацией (арендодатель) и Губновой Л.Н. (арендатор) 02.12.2003 заключен договор аренды земельного участка N 438.
В соответствии с условиями названного договора арендодатель предоставляет за плату во временное владение и пользование арендатору земельный участок из земель поселений, относящихся к ведению администрации Сергиево-Посадского района Московской области, находящийся в государственной собственности с кадастровым номером 50:05:0090104:0001, находящийся по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, сельское поселение Селковское, д. Ново, д. 15, для использования в целях индивидуального жилищного строительства, в границах, указанных в кадастровом плане участка, общей площадью 2519,5 кв.м. Срок аренды земельного участка установлен на 25 лет.
Губнова Л.Н. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату.
На указанном земельном участке находится принадлежащие на праве собственности Губновой Л.Н. согласно договору купли-продажи доли жилого дома, состоящая из основного бревенчатого строения, общей полезной площадью 62,9 кв.м., в том числе жилой - 50 кв.м. и служебных построек, расположенных по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, сельское поселение Селковское, д. Ново, д. 15.
Между тем, в соответствии с выпиской из ЕГРП, спорный земельный участок зарегистрирован за Российской Федерацией на праве собственности.
Истец полагает, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок проведена с нарушением ст.17 Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 17.07. 2001 г. N 101- ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", действовавшего на момент регистрации пава собственности на спорный земельный участок.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 101-ФЗ от 17.07.2001 г. "О разграничении государственной собственности на землю", право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством РФ.
Истец, считая, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок, обратился в суд с рассматриваемым иском.
Из имеющегося в материалах настоящего дела Акта осмотра земельного участка от 15 апреля 2014 года N 18 (том 1 л.д. 31) усматривается, что на спорном земельном участке расположено капитальное строение - жилой дом и служебная постройка, принадлежащая Губновой Л.Н.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В материалы дела сторонами не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, о наличии факта предоставления спорного земельного участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, так же наличия права постоянного (бессрочного) пользования, права аренды, права безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, права аренды Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В материалы дела сторонами так же не представлено доказательств, свидетельствующих о нахождении на спорном земельном участке строений, сооружений, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований, а так же наличие факта предоставления спорного земельного участка органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил отсутствие критериев, установленных ст. 3.1 Закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и позволяющих отнести спорный земельный участок к землям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Следовательно, спорный земельный участок относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Ответчик указывает, для оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок необходимо доказать, что наличие указанного права нарушает право истца.
Апелляционный суд считает данный довод несостоятельным ввиду нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки у Комитета отсутствует право распоряжения земельными участками, в том числе право сдачи в аренду, осуществления контроля за использованием земельных участков, а также право на получение арендной платы.
Таким образом, наличие записи в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорные земельные участки нарушает законные права Администрации на распоряжение данным земельными участками, сдачу их в аренду, осуществление контроля за использованием арендованных земельных участков, а также право на получение арендной платы.
Апелляционный суд считает, что запись в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерацией, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении земельных участков и не позволяют ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящихся на территории муниципального образования земельных участков.
Исходя из изложенного, апелляционный суд полагает исковые требования Администрации подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15.05.2014 по делу А41-10850/14 отменить.
Исковые требования Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области удовлетворить. Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:05:0090104:0001 площадью 2 519,5 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, с.п. Селковское, д. Ново, д.15.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10850/2014
Истец: Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
Третье лицо: Губнова Л. Н., Губнова Любовь Николаевна, Управление Росреестра По Московской Области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Росреестр)