г. Москва |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А40-73627/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Закировой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в порядке упрощенного производства
апелляционную жалобу Министерства Финансов РФ
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 20.08.2014 по делу N А40-73627/14,
принятое судьей Стрельниковой Е.В.
по иску Открытого акционерного общества "Федеральная Пассажирская Компания"
(ОГРН 1097746772738, 107078, Москва, улица Маши Порываевой, 34)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ
(ОГРН 1037739085636, 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр.1)
о взыскании убытков
при участии в судебном заседании:
от истца: Осипова А.З. по доверенности N 263-Д от 19.09.2013
от ответчика: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрен иск ОАО "ФПК" к Российской Федерации в лице Минфина России о взыскании 15.207 руб. 20 коп. в возмещение убытков.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Решением суда иск удовлетворен.
На указанное решение суда ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца против доводов жалобы возражал, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, дело рассмотрено в порядке п.5 ст.156, ст.266 АПК РФ в отсутствие указанного лица.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
ОАО "ФПК" в январе, сентябре и декабре 2012 года оказывало услуги по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом на основании Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, заключенного Советом Глав Правительств СНГ 12.03.1993 г. (далее Соглашение).
Недополученная стоимость льготных перевозок железнодорожным транспортом за указанные месяцы 2012 года согласно реестрам оформленных проездных документов составила 15 207 (пятнадцать тысяч двести семь) рублей 20 копеек.
В результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот указанным категориям граждан у Истца образовались убытки в размере 15 207 рублей 20 копеек.
Факт предоставления указанных льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купонами кассира. Использование указанной системы для продажи проездных документов предусмотрено пунктов 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 г. N 30. Данные АСУ Экспресс содержат информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, дате поездки, виде льготы (со скидкой или бесплатно), номере проездного документа, номере терминала, через который продан проездной документ, полной стоимости проезда, с учетом НДС, фактически уплаченной пассажиром сумме, недополученной стоимости проезда и сумме НДС.
Ответчик сумму понесенных истцом убытков не возместил.
В силу п. 5. ст. 790 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ, потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь возмещается за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации -соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
12.03.1993 г. Правительствами государств СНГ (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) было заключено Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним, которое вступило в силу в день его подписания и действует по настоящее время.
Статьей 6 Соглашения предусмотрено, что транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места проживания.
В силу ст. 7 Соглашения, основанием для приобретения льготного проездного билета является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд, предъявляемые ими в железнодорожную кассу.
15.04.1994 г. Правительствами государств СНГ было заключено Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов ВОВ, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих. Данное Соглашение устанавливает более широкий по сравнению с Соглашением от 12.03.1993 г. объем льгот и гарантий. При этом, ст. 4 Соглашения от 15.04.1994 г. предусмотрено, что права инвалидов и участников ВОВ на льготный проезд на соответствующих видах транспорта определяются Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним, подписанным главами правительств СНГ 12.03.1993 г.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ предусмотрена замена натуральных льгот на ежемесячные денежные выплаты только для граждан России.
В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1249 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", в 2012 году направление бюджетных ассигнований на реализацию межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству финансов РФ, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в соответствии со структурой расходов федерального бюджета на реализацию межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств, утверждаемой Правительством РФ.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса РФ" разъяснено, что ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению транспортной организации понесенных расходов за счет средств бюджета возникает из международного Соглашения от 12.03.1993 г., предусматривающего предоставление льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом. Льготы, предусмотренные Соглашением от 12.03.1993 г., являются обязательствами Российской Федерации и подлежат компенсации за счет федерального бюджета.
Гражданским законодательством для отношений, возникающих в связи с предоставлением льгот на основании закона, предусмотрено специальное правовое регулирование.
В силу прямого указания, содержащегося в статье 10 Закона о ветеранах и статье 4 Закона о социальной защите инвалидов, расходы, связанные с реализацией данных законов, подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России. Названные Законы не содержат порядка возмещения этих расходов и перечня документов, которыми они должны подтверждаться.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (определение от 25.09.2009 N ВАС 11833/09) на лицо, занимающееся коммерческой деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров, не может быть возложено бремя расходов по реализации нормативных актов, устанавливающих льготы для отдельных категорий граждан.
На основании ст. 12, 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией.
Вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23 июня 2009 года N 2992/09, предъявляемые транспортными предприятиями расходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальными ущербом и подтверждены документально.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", а также п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при удовлетворении требований к публично-правовым образованиям взыскание денежных средств осуществляется за счет соответствующей казны.
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Поскольку размер убытков, подлежащих взысканию, истцом доказан, соответствует действующему законодательству и основан на фактических обстоятельствах дела, исковые требования истца к Российской Федерации в лице Минфина России удовлетворены обоснованно.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы апелляционной жалобы о замене натуральных льгот по проезду в международном транспорте по территории СНГ ежемесячными выплатами со ссылкой на Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение, подписанное главами правительств участников Соглашения в г. Ашхабаде в 22.11.2007 г. и ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, подлежат отклонению, поскольку изменения, внесенные указанным Протоколом не касаются порядка возмещения транспортным организациям расходов, связанной с оплатой стоимости проезда лиц, указанных в Соглашении, а на основании ст. 7 Гражданского кодекса РФ порядок предоставления льгот инвалидам и участникам ВОВ, а также лицам, приравненным к ним, являющимся гражданами СНГ, сохраняется в соответствии с действующим Соглашением от 12.03.1993 г.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска подлежат отклонению, поскольку расчет истца нормативно и документально обоснован, в том числе первичной документацией, допустимые документальные подтверждения заявленных возражений заявитель жалобы не представил, мотивированный и обоснованный контррасчет не подготовил, сверку расчетов не произвел.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.08.2014 по делу N А40-73627/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов РФ без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа по основаниям, установленным в ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.С. Лящевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-73627/2014
Истец: ОАО "ФПК"
Ответчик: Министерство Финансов РФ, РФ в лице Минфина РФ