г. Хабаровск |
|
30 октября 2014 г. |
А73-8167/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 15.09.2014
по делу N А73-8542/2014,
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска
об оспаривании постановления отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска от 11.06.2014 о наложении административного штрафа по исполнительному производству N 38419/11/01/27
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ, Министерство, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска (далее - Отдел, административный орган) по делу об административном правонарушении от 11.06.2014 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением суда от 15.09.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Министерство ЖКХ в апелляционной жалобе просит принятое решение отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на отсутствие у Отдела оснований для привлечения Министерства к ответственности, поскольку его вина в совершении вменяемого правонарушения не доказана.
Административным органом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, во исполнение решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 17.11.2011 по делу N 2-4169/2011 об обязании Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить Скира Ольге Николаевне благоустроенное, отвечающее санитарно-техническим требованиям жилое помещение общей площадью не менее 18 кв. м на состав семьи один человек, в пределах города Хабаровска за счет жилищного фонда Хабаровского края, возбуждено исполнительное производство N 38419/11/01/27. Постановлением о возбуждении данного исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Так как в установленный законом срок для добровольного исполнения решение суда должником исполнено не было, 07.09.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства исполнительского сбора в размере 5 000 руб. по исполнительному производству N 38419/11/01/27.
Требованиями от 10.09.2012, 25.09.2013 Министерству устанавливался новый срок исполнения решения суда.
На 30.12.2013 решение суда должником исполнено не было, в связи с чем судебным приставом-исполнителем Министерству выдано требование об исполнении решения суда в срок до 13.01.2014.
14.01.2014 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска в отношении Министерства, в отсутствие его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол N 18/01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
22.01.2014 уполномоченным должностным лицом административного органа вынесено постановление, которым Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
В ходе исполнения исполнительного производства должнику неоднократно выставлялись новые требования от 29.01.2014, 06.05.2014 об исполнении решения суда.
По состоянию на 27.05.2014 решение суда должником исполнено не было, в связи с чем судебным приставом-исполнителем Министерству выдано требование от 27.05.2014 (исх. N 27001/14/38419) об исполнении решения суда в срок до 02.06.2014. Также Министерство предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда. Вышеуказанное требование получено Министерством 28.05.2014.
Этим же требованием должник уведомлен о времени и месте рассмотрения вопроса о привлечении его к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
03.06.2014 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска в отношении Министерства, в отсутствие его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол N 012157/01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 03.06.2014, полученным Министерством 05.06.2014, рассмотрение дела об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ назначено на 11.06.2014.
11.06.2014 начальник Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление, которым Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Несогласие Министерства с постановлением явилось основанием для обращения его в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о наличии в действиях Министерства состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона).
Согласно статье 6 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Статьей 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным Законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 36 Закона N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Статья 105 Закона N 229-ФЗ устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможным последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
Согласно части 1 названной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона).
Судом по материалам дела установлено и Министерством не оспаривается, что Отделом судебных приставов по Центральному району города Хабаровска на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство N 38419/11/01/27, во исполнение которого Министерство обязано за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить Скира О.Н. благоустроенное жилое помещение.
Однако Министерство не совершило необходимых действий по исполнению судебного решения. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Министерством не представлено и судом не установлено надлежащих, убедительных доказательств принятия всех зависящих от должника и исчерпывающих мер по добровольному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, в установленный срок.
В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих, что неисполнение Министерством требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решений суда должнику было известно со дня вынесения соответствующих судебных актов.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии Министерства во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, является правомерным.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Министерства состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, характера совершенного деяния, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьей 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Довод апелляционной жалобы о том, что в исполнительном документе содержится требование имущественного характера, неисполнение которого не охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17.15 КоАП РФ, апелляционной инстанцией отклоняется.
Главой 13 Закона N 229-ФЗ предусмотрена специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
В данном деле исполнительным листом Центрального районного суда на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение, следовательно, довод жалобы в данной части подлежит отклонению, как несостоятельный.
Принимая во внимание изложенное, основания для отмены решения суда и удовлетворения жалобы Министерства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.09.2014 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8167/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8167/2014
Истец: Министерство жилищно-коммунального хазяйства края, Министерство жилищно-коммунального хазяйства Хабаровского края
Ответчик: ОСП по Централньому району г. Хабаровска, Отдел судебных приставов по Центральному району города Хабаровска