г. Санкт-Петербург |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А26-859/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.В.Медведевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19506/2014) общества с ограниченной ответственностью "Линия" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.06.2014 по делу N А26-859/2014 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Линия"
к Администрации Петрозаводского городского округа
третьи лица: Отдел ГИБДД УМВД России по г.Петрозаводску, Главное управление МЧС России по Республике Карелия
о признании недействительным отказа в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Линия" (ОГРН 1021000540230; адрес: г.Петрозаводск, ул. Л.Чайкиной, д. 23Б; далее - Общество, ООО "Линия") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Администрации Петрозаводского городского округа (ОГРН 1021000538481; далее - Администрация) о признании недействительным отказа от 26.02.2014 в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию 54 рекламных конструкций.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление МЧС России по Республике Карелия, Отдел ГИБДД УМВД России по городу Петрозаводску.
Решением суда от 05.06.2014 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Линия" просит решение суда от 05.06.2014 отменить и удовлетворить заявленные Обществом требования в полном объеме. Податель жалобы полагает, что отказ Администрации в выдаче Обществу разрешений на установку рекламных конструкций не соответствует Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (статье 19) и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 26.11.2013 о выделении 54 земельных участков для установки рекламных конструкций (л.д.68).
Письмом от 30.12.2013 N 05-14-984 (л.д.62) Администрация сообщила Обществу, что с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций. После утверждения в установленном порядке схемы размещения рекламных конструкций на территории Петрозаводского городского округа, Администрация будет готова рассмотреть вопрос о возможности установки на испрашиваемых земельных участках рекламных конструкций.
Письмом от 26.02.2014 N 05-14-984 (л.д.64) Администрация отказала Обществу в предоставлении заявленных земельных участков, сославшись на письмо Отдела ГИБДД УМВД по г. Петрозаводску от 18.02.2014 N 30/7-300, из которого следует, что схемы размещения рекламных конструкций не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях сельских и городских поселений. Общие технические требования к наружной рекламе. Правила размещения".
Полагая, что отказ Администрации от 26.02.2014 в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию 54 рекламных конструкций является незаконным и препятствует осуществлению Обществом предпринимательской деятельности, ООО "Линия" обратилось в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 05.06.2014 в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного трриториального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе).
Таким образом, исходя из положений статьи 19 Закона о рекламе, основанием возникновения у владельца рекламной конструкции права разместить рекламную конструкцию на не принадлежащем ему недвижимом имуществе является получение разрешения органа местного самоуправления на установку рекламной конструкции и наличие договора с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что по сути Общество не обращалось в Администрацию с соответствующим заявлением о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в соответствии со статьей 19 Закона о рекламе, которое в том числе должно быть оплачено государственной пошлиной в установленном подпунктом 105 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации размере. В заявлении от 26.11.2013 Общество просило выделить 54 земельных участка для установки рекламных конструкций. При этом, как следует из писем от 30.12.2013 N 05-14-984 и 26.02.2014 N 05-14-984, Администрация не отказывала Обществу в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций, а разъяснила (в письме от 30.12.2013) порядок выдачи разрешения на установку рекламных конструкций с 1 января 2014 года и отказала в предоставлении испрашиваемых земельных участков (в письме от 26.02.2014).
Кроме того, в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ) органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом, согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
Согласно пояснениям представителя Администрации, данным в суде первой инстанции, схема размещения рекламных конструкций в Петрозаводском городском округе на момент рассмотрения заявления Общества и отказа в предоставлении земельных участков от 26.02.2014 утверждена не была. Таким образом, в силу вышеприведенных положений при отсутствии утвержденной схемы размещения рекламных конструкций в городе Петрозаводске с 01.01.2014 выдача разрешений на установку рекламных конструкций не допускается.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения может быть принято в том числе, в связи с нарушением требований нормативных актов по безопасности движения транспорта.
Как следует из материалов дела, отказывая Обществу в предоставлении земельных участков, Администрация в письме от 26.02.2014 N 05-14-984 сослалась на письмо Отдела ГИБДД УМВД России по г. Петрозаводску от 18.02.2014 N 30/7-300. Как следует из письма Отдела ГИБДД УМВД России по г. Петрозаводску, представленные обществом схемы размещения рекламных конструкций не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений".
Апелляционный суд также принимает во внимание, что решением Арбитражного суда Республики Карелия от 24.04.2014 по делу N А26-7705/2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014, Обществу отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным отказа в продлении договоров аренды земельных участков от 11.12.2003 N 6576, N 6577, N 6578, N 6579, N 6580, N 6584, N 6589, от 13.03.2007 N 8470, от 28.08.2006 N 8073, N 8072, которыми Обществу были предоставлены в аренду 23 земельных участка для установки рекламных конструкций.
При таких обстоятельствах, учитывая, что у Администрации отсутствовали основания для выдачи Обществу разрешений на установку рекламных конструкций, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 05.06.2014 не имеется
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат отнесению на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05 июня 2014 года по делу N А26-859/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Линия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-859/2014
Истец: ООО "Линия"
Ответчик: Администрация Петрозаводского городского округа
Третье лицо: ГИБДД УМВД России по г. Петрозаводску, ГУ МЧС России по Республике Карелия, Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Карелия