г. Вологда |
|
28 октября 2014 г. |
Дело N А52-3436/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 22 мая 2014 года по делу N А52-3436/2013 (судья Самойлова Т.Ю.),
установил:
индивидуальный предприниматель Селезнев Александр Васильевич (ОГРНИП 304760417400065, далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области (далее - управление) по аннулированию регистрационных действий транспортного средства автобуса Вольво В12В, государственный регистрационный знак Т711ВН76 RUS, связанных c заменой номерных агрегатов (номер кузова YV3R8G1153A012726 модели Вольво В12В, двигатель модели DH12 N 336635) и об обязании управление восстановить регистрационный учет (поставить на учет) транспортное средство ВольвоВ12В в течение одного рабочего дня с момента вступления судебного акта в силу с производством всех необходимых для этого действий, и направить письменное уведомление в Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области (далее - УМВД по Ярославской области) о восстановлении (постановке) учета транспортного средства Вольво В12В, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Псковдорстрой" (далее - ООО "Псковдорстрой") (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 22 мая 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и отказать предпринимателю в удовлетворении заявленных им требований. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что в результате замены кузова транспортного средства Вольво В10М55 на кузов транспортного средства Вольво В12В фактически было собрано другое транспортное средство, отличное от исходного (базового) транспортного средства, и не соответствующее транспортному средству, на который был оформлен паспорт. При осуществлении регистрационных действий в связи с заменой кузова транспортному средству был присвоен идентификационный номер иного транспортного средства, которое не эксплуатировалось на территории Российской Федерации. На основании этого считает, что управлением правомерно проведены действия по аннулированию регистрации транспортного средства Вольво В12В.
Предприниматель и третье лицо в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, 19.03.2012 предприниматель по договору купли-продажи от 19.03.2012 N 1/2012 приобрел у ООО "Псковдорстрой" транспортное средство - автобус пассажирский Вольво В12В 1982 года выпуска, идентификационный номер YV3R8G1153A012726(т. 1, л. 36-37).
Указанное транспортное средство зарегистрировано в МОТОР АМТС Управлении государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области и поставлено на учет, что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства от 22.03.2012 76 ХН 105887 (т. 1, л. 59), дубликатом паспорта транспортного средства 60 НВ 034398 (т. 1, л. 57-58), выданы государственные регистрационные знаки Т711ВН76RUS.
Управление на основании указаний Министерства внутренних дел Российской Федерации от 06.03.2013 N 13/5-57 провело проверку по факту совершения регистрационных действий с транспортным средством, принадлежащим заявителю.
В ходе проверки управление установило, что ООО "Псковдорстрой" имело в собственности транспортное средство автобус ВОЛЬВО В10М55 LEDBUSS VIN YV3B10M5500003900, паспорт транспортного средства 24 НЕ 588567 от 21.01.2012, выдано свидетельство о регистрации (т. 1, л. 29-31).
Между ООО "Псковдорстрой" и обществом с ограниченной ответственностью "БусМаркет" 12.03.2012 заключен договор купли-продажи N 82/2012 на кузов 2003 года выпуска для автобуса ВОЛЬВО В12В идентификационный номер YV3R8G1153A012726 (т. 1, л. 34-35).
ООО "Псковдорстрой" и общество с ограниченной ответственностью "Транспортный Центр" 12.03.2012 заключили договор купли-продажи N 11/2012 на двигатель дизельный б/у 1999 года выпуска для автобуса ВОЛЬВО, модель двигателя DH12 N 336635 (т. 1, л. 32-33).
Указанные кузов и двигатель были ввезены на территорию Российской Федерации в установленном законом порядке, что подтверждается декларациями на товары от 07.03.2012 и от 11.03.2012 (т. 1, л. 43, 44).
ООО "Псковдорстрой" 11.03.2012 обратилось в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Псковского района с заявлением о внесении изменений в конструкцию транспортного средства, а именно замена кузова ВОЛЬВО В10М55 LEDBUSS VIN YV3B10M5500003900 на кузов ВОЛЬВО В12В номер кузова YV3R8G1153A012726, замена двигателя модели THD10TC445 N 23963 на двигатель модели DH12 N 336635 (т. 1, л. 46).
По данному заявлению 11.03.2012 принято положительное решение, переоборудование транспортного средства разрешено после получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства в Институте безопасности дорожного движения г.Санкт-Петербурга (т. 1, л. 47).
Обществом 11.03.2012 получено экспертное заключение N 331/12 о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства, выданное обществом с ограниченной ответственностью "Престиж-М" (далее - ООО "Престиж-М") (т. 1, л. 48-50).
В соответствии с данным заключением объектом экспертизы являлся автобус ВОЛЬВО В10М55 LEDBUSS VIN YV3B10M5500003900.
Согласно заявлению-декларации об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства, произведены работы по замене кузова и двигателя в соответствии с сертификатом соответствия N РОСС RU.AE52.M00297 и предъявляемым требованиям безопасности (т. 1, л. 51-54).
Закрытым акционерным обществом "Авто-Лада" 15.03.2012 по результатам проверки технического состояния транспортного средства выдана диагностическая карта N 367, в соответствии с которой транспортное средство исправно и соответствует предъявляемым требованиям безопасности дорожного движения (т. 1, л. 55).
Управление на основании указанного экспертного заключения от 11.03.2012 N 331/12 и заявления-декларации об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства приняло положительное решение по заявлению общества, выдав 16.03.2012 свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности серии 60 АА N 487103 (т. 1, л. 56).
В дубликат паспорта транспортного средства 60 НМ 034398 в установленном порядке внесена запись о замене кузова и двигателя, выдано свидетельство о регистрации транспортного средства от 22.03.2012 76 ХН 105887 (т. 1, л. 57-59).
В соответствии с указанным свидетельством управлением зарегистрирован автобус ВОЛЬВО В12В номер кузова YV3R8G1153A012726.
На основании заключения управления от 22.08.2013 свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности от 16.03.2012 серии 60 АА N 487103 аннулировано, как выданное в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент) и приказа МВД России от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (далее - Приказ N 1240) (т. 1, л. 110-112).
Управление предписало Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по Псковской области аннулировать произведенные с транспортным средством ВОЛЬВО В10М55 LEDBUSS регистрационные действия.
В связи с этим указанное свидетельство было аннулировано и соответственно аннулированы регистрационные действия, связанные с заменой номерных агрегатов.
УМВД по Ярославской области письмом от 04.09.2013 проинформировало предпринимателя, что по информации, поступившей из управления, регистрационные действия с транспортным средством ВОЛЬВО В12В идентификационный номер YV3R8G1153A012726, паспорт ТС 60НМ034398, аннулированы. Регистрация автомобиля Вольво В12В государственный регистрационный знак Т711ВН76RUS признана недействительной (т. 1, л. 27-28).
Не согласившись с указанными действиями управления, предприниматель обратился в Арбитражный суд Псковской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав, что управление не представило доказательств не соответствия автобуса ВОЛЬВО В12В с внесенными изменениями в конструкцию требованиям в области обеспечения безопасности дорожного движения и обоснованности аннулирования свидетельства и регистрационных действий.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, и его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно пунктам 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - постановление N 938) и пунктам 1, 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.12.2008 за N 13051) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
Пунктом 3 Правил регистрации определено, что не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия (пункт 51 Правил регистрации).
В соответствии с пунктом 1 Технического регламента, настоящий технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
Согласно пункту 5 Технического регламента свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента.
Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 81 Технического регламента).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением 16 к настоящему техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин (пункт 82 Технического регламента).
Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. В паспорт транспортного средства вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации (пункт 83 Технического регламента).
Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена Приказом N 1240.
В пунктах 4 - 7 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 2 к Приказу N 1240, далее - Порядок) установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
В соответствии с пунктом 13 Порядка техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.
Пунктом 14.1 Порядка определен перечень документов, которые должен представить собственник транспортного средства в подразделение ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. В данный перечень входит заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию (в случаях, предусмотренных пунктом 7).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение 4) или отказывает в его выдаче (пункт 14.3 Порядка).
Согласно пункту 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 1 к Приказу N 1240) изменением конструкции транспортного средства считается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Из пункта 3 Порядка следует, что базовое транспортное средство - это сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения; составные части и предметы оборудования - агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.
В пункте 5 Технического регламента определено, что "базовое транспортное средство" - транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Таким образом, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется, следовательно, сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.
В рассматриваемом случае замена кузова транспортного средства не может рассматриваться как изменение только конструкции транспортного средства, поскольку затрагиваются конструктивные особенности автомобиля, в результате которых базовое транспортное средство прекращает свое существование.
Замена кузова транспортного средства фактически повлекла невозможность идентифицировать спорное транспортное средство, поскольку его идентификационный номер был утрачен в результате указанной операции.
В свидетельстве о регистрации транспортного средства, выданного Госавтоинспекцией, после внесения указанных выше изменений, указывается на возможность его идентификации только по кузову.
Как указано выше, установленный на автобус ВОЛЬВО В10М55 LEDBUSS кузов от автобуса ВОЛЬВО В12В ввезен на территорию Российской Федерации по декларации на товары N 10209095/070312/0001190.
В описательной части декларации указано, что ввезенный кузов укомплектован 55 местами, дверьми с механизмом открывания, рулевой колонкой с рулем, передней панелью приборов, встроенными полками, внутренней обшивкой стенок, крыши, стеклами лобовыми, боковыми и задними.
Следовательно, подразделением Госавтоинспекции при осуществлении регистрационных действий в связи с заменой кузова фактически присвоен идентификационный номер иного транспортного средства, которое не эксплуатировалось на территории Российской Федерации.
Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности получено на основании процедуры, предусмотренной Порядком, который применяется только при внесении изменений в конструкцию транспортных средств.
Между тем, как указанно выше, в рассматриваемом случае замена кузова не является внесением изменений в конструкцию транспортного средства.
При этом исходя из экспертного заключения от 11.03.2012 N 331/12 о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства, выданного ООО "Престиж-М", на основании которого было выдано свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности серии 60 АА N 487103, объектом экспертизы являлся автобус ВОЛЬВО В10М55 LEDBUSS.
Таким образом, следует признать, что по спорному транспортному средству, а именно автобусу ВОЛЬВО В12В, не было установлено его соответствие требованиям безопасности в рамках надлежащей предусмотренной законодательством процедуры.
С учетом изложенного у управления отсутствовали основания для выдачи свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в связи с заменой кузова и двигателя транспортного средства на основании представленных заявителем документов.
В силу пункта 51 Правил регистрации при прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
Поскольку в связи с заменой кузова и двигателя фактически создано новое транспортное средство, то его выпуск в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением требований вышеприведенных положений норм действующего законодательства.
Следовательно, оснований для вывода о неправомерности аннулирования регистрации спорного транспортного средства у суда первой инстанции не имелось.
Вместе с тем аннулирование регистрации в данном случае не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, Техническим регламентом).
Таким образом, оснований для удовлетворения требований предпринимателя об оспаривании действий управления по аннулированию регистрации транспортного средства автобуса ВОЛЬВО В12В, связанных с заменой номерных агрегатов, не имеется.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое в нарушением норм материального права, апелляционная жалоба управления - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 104, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 22 мая 2014 года по делу N А52-3436/2013 отменить.
Отказать индивидуальному предпринимателю Селезневу Александру Васильевичу в удовлетворении требований о признании незаконными действий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области по аннулированию регистрационных действий транспортного средства автобуса Вольво В12В, государственный регистрационный знак Т711ВН76 RUS, связанных c заменой номерных агрегатов (номер кузова YV3R8G1153A012726 модели Вольво В12В, двигатель модели DH12 N 336635).
Возвратить индивидуальному предпринимателю Селезневу Александру Васильевичу (ОГРНИП 304760417400065, ИНН 760700629909) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1800 рублей по платежному поручению от 08.11.2013 N 673 при подаче заявления в суд первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3436/2013
Истец: ИП Селезнев Александр Васильевич
Ответчик: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области
Третье лицо: ООО "Псковдорстрой"