г. Хабаровск |
|
17 октября 2014 г. |
А73-2710/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полегкой Д.И.,
при участии в заседании:
от федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" "РОСМОРПОРТ": Эскиной В.В., представителя по доверенности от 02.07.2012 N 4294/32; Цимбаловой Т.Ю., представителя по доверенности от 18.09.2014 N 4294/71;
от общества с ограниченной ответственностью "Селет Марин Ванино": Писарева А.А., представителя по доверенности от 15.05.2014 б/н;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт"
на решение от 7 июля 2014 года
по делу N А73-2710/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Захаренко Е.Н.,
по иску федерального государственного унитарного предприятия "РОСМОРПОРТ" в лице Ванинского филиала
к обществу с ограниченной ответственностью "Селет Марин Ванино"
о взыскании 129 276,52 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "РОСМОРПОРТ" в лице Ванинского филиала обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к обществу с ограниченной ответственностью "Селет Марин Ванино" с исковым заявлением о взыскании задолженности в размере 129 276,52 руб. по агентскому договору от 01.01.2008 N 15/08/248.
Иск основан на положениях статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5.4 Правил применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 20.12.2007 N 522-т/1, и мотивирован обязанностью ответчика как морского агента уплатить доначисленный за период 2009-2011 годы лоцманский сбор. Выставлялись счета предприятием и оплачивались морским агентом за одну швартовую операцию, вместо двух.
Ответчик иск не признал, указал, что в настоящее время морским агентом судовладельцев не является, произвести оплату лоцманского сбора в отсутствие соответствующих распоряжений судовладельцев не может. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации не возлагает на морского агента обязанность по уплате портовых сборов. Заявил ходатайство о применении срока исковой давности к требованиям на 33 514,84 руб. по с/фактурам: N 13/4055 от 11.09.2009, N 13/5559 от 30.11.2009, N 13/556 от 27.02.2010, от 17.07.2010, N 13/4260 от 27.09.2010, N 13/4595 от 13.10.2010, N 13/5104 от 06.11.2010, N 13/67 от 14.01.2011, N 13/302 от 17.02.2011, N 13/333 от 23.02.2011.
Решением суда от 07 июля 2014 года в иске отказано.
В апелляционной жалобе ФГУП "РОСМОРПОРТ" просит решение суда отменить, иск удовлетворить. Считает ответчика как морского агента обязанным лицом по уплате задолженности по агентскому договору.
В судебном заседании представители ФГУП "РОСМОРПОРТ" настаивали на отмене судебного акта.
В письменном отзыве и в судебном заседании представитель ООО "Селет Марин Ванино" просил решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судом норм материального права и соблюдение процессуальных норм, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, по условиям агентского договора от 01.01.2008 N 15/08/248 по поручению ФГУП "РОСМОРПОРТ" (предприятие) ООО "Селет Марин Ванино" (агент) от своего имени, но за счет предприятия, осуществляет действия, связанные с реализацией предприятием услуг по обеспечению судоходства и пребывания судов в морских портах Ванино, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, Мыс Лазарева и Сизиман, включая вход судна в порт и выход судна из порта, маневрирование и стоянку судна в порту, получению от судовладельцев причитающихся предприятию портовых сборов за оказанные услуги и перечислению этих средств предприятию.
Действие договора распространяется на суда, обслуживаемые агентом на основании договора морского агентирования, заключенного агентом и судовладельцем, либо телекса, факса или другого документа, принятого в обычаях делового оборота, подтверждающего факт номинации агента в качестве лица, осуществляющего агентское обслуживание судна (пункт 1.2).
В обязанности агента входит:
- представление интересов предприятия перед судовладельцами и капитанами судов, осуществляющих заход в порт в сфере оказания услуг по этим судам и расчетов по портовым сборам за оказанные предприятием услуги (пункт 2.1.1);
- информирование предприятия о заключении договора (договоров) морского агентирования и/или морского посредничества с владельцами или капитанами судов, имеющих намерение осуществлять заход (заходы) в порты Ванино, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, Мыс Лазарева и Сизиман (пункт 2.1.2);
- обеспечение своевременно и в полном объеме получения от судовладельца денежных средств, предназначенных для оплаты портовых сборов и перечисление их предприятию (пункту 2.1.7);
- производить предварительный расчет суммы портовых сборов, подлежащих предоплате по конкретному судну, информировать судовладельца о размере этих сумм, а также на основании полученных от предприятия счетов, подлежащих оплате по судну, своевременно выставлять дисбурсментские счета судовладельцу (пункты 2.1.10, 2.1.11).
В разделе 3 договора определен порядок перечисления предприятию портовых сборов, поступивших к агентам от судовладельцев.
Окончательный расчет производится агентом после выхода судна из порта в течение 5-и банковских дней с даты получения выставленных предприятием счета и счета-фактуры (пункт 3.1.2).
Предприятие и агент не позднее 25-го числа месяца следующего за отчетным производят сверку расчетов. По результатам сверки стороны подписывают двусторонний акт установленной формы. В случае если сверкой взаиморасчетов будут установлены случаи несвоевременного и не в полном объеме перечисления агентом сумм портовых сборов, агент в течение 5-и банковских дней возмещает неперечисленную сумму (пункт 3.1.6).
В случае прекращения агентирования судна в связи с назначением судовладельцем другого агента, либо расторжения договора морского агентирования по иным причинам, незамедлительно уведомить об этом предприятие, но не позднее, чем за 24 часа до отхода судна от порта. При невыполнении данного условия, повлекшего отход судна из порта без оплаты портовых сборов, возмещение суммы недоплаты производится агентом (пункт 2.1.8).
На основании полученных от предприятия счетов, подлежащих оплате по судну, своевременно выставлять дисбурсментские счета судовладельцу (пункт 2.1.12).
В свою очередь предприятие обязано:
- своевременно и в полном объеме передавать агенту информацию, необходимую для выполнения агентом своих обязательств, вытекающих из настоящего договора, в том числе: документацию, определяющую порядок и условия начисления и взимания портовых сборов и иных сумм, подлежащих плате в связи с пребыванием судна в порту (пункт 2.2.4.1);
- своевременно передавать агенту счета, подлежащие оплате судовладельцами (пункт 2.2.6).
В 2009- 2011 годах предприятием оказывались судовладельцам услуги по внутрипортовой проводке судов.
ООО "Селет Марин Ванино" в соответствии с договором морского агентирования N 02-01/04-08 от 01.04.2008 является агентом компании "Selet Marine Limited", в обязанности которого входит ознакомление капитана с проформой - счетом дисбурсментских расходов. Ответчик, как морской агент, защищает интересы судовладельцев.
Имеющимися в материалах дела доказательствами (лоцманские квитанции, счета-фактуры, дисбурсментские счета, платежные поручения) подтверждается и не оспаривается сторонами факт оплаты ответчиком лоцманского сбора за перешвартовки однократно (как за одну операцию).
Претензий к агенту предприятие не предъявляло, акты сверок подписаны без возражений.
Как указывает истец, в декабре 2011 года было установлено, что в нарушение пункта 5.1 приказа ФТС РФ от 20.12.2007 N 522-т "Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации" Ванинский филиал ФГУП "РОСМОРПОРТ" рассчитывал лоцманский сбор по внутрипортовой проводке перешвартовку как за одну операцию. Тогда как следовало рассчитывать лоцманский сбор за две самостоятельные операции - за отшвартовку судна от причала и за швартовку судна к причалу.
В связи с этим в декабре 2011 года было принято решение о доначислении лоцманского сбора за период с 01.07.2009 по 30.11.2011 на общую сумму 129 276,52 руб.
Поскольку лоцманский сбор не был оплачен в полном объеме, претензия, направленная в адрес ответчика (ответ от 07.02.2012 исх. N 3), осталась без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство предусматривает возложение обязанности по уплате портовых сборов с судов в морских портах Российской Федерации на судовладельцев соответствующих судов, к которым агент не относится.
Между тем, судом не принято во внимание следующее.
В соответствии с положениями статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, и иных услуг (часть 1). Правила оказания услуг в морском порту представляют собой изданные в установленном порядке нормативные правовые акты, которые регулируют оказание услуг в морском порту и являются обязательными для участников правоотношений, регулируемых данными правилами (часть 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 19 Закона о морских портах оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы).
Портовые сборы подлежат уплате администрации морского порта, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту (часть 2 статьи 19 Закона о морских портах).
Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2002 N 705 "О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами" установлено, что ФГУП "РОСМОРПОРТ" находится в ведении Минтранса России и осуществляет свою деятельность за счет остающихся в его распоряжении доходов от использования закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества и портовых сборов (корабельного, маячного, канального, причального, якорного, экологического, лоцманского и др. сборов), которые направляются на содержание и развитие объектов, обеспечивающих безопасность мореплавания и осуществление другой портовой деятельности.
Следовательно, ФГУП "РОСМОРПОРТ" является лицом, уполномоченным на взимание лоцманского сбора в силу закона.
Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Ставки портовых сборов и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях (части 3 и 4 статьи 19 Закона о морских портах).
Ставки портовых сборов и правила их применения установлены приказом Федеральной службы Российской Федерации по тарифам от 20.12.2007 N 522-т/1 "Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации" (далее - Приказ N 522-т/1).
Согласно пункту 1.1 Правил применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации (приложение 2 к Приказу N 522-т/1; далее - Правила) ставки портовых сборов (сборов с судов) применяются для расчетов за услуги по использованию инфраструктуры, обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морских портах (перегрузочных комплексах) Российской Федерации и на подходах к ним.
Портовые сборы оплачивают российские и иностранные суда, заходящие в порт, выходящие из порта, а также суда, проходящие акваторию порта транзитом (пункт 1.2 Правил).
Согласно пункту 5.4 Правил применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 20.12.2007 N 522-т/1, при внутрипортовой проводке судна лоцманский сбор оплачивается за каждую операцию.
Самостоятельной операцией внутрипортовой проводки является отшвартовка судна от причала или швартовка судна к причалу при его перестановке между причалами, внутренними рейдами, причалами и внутренним рейдом (подпункт 3 пункта 5.4).
Согласно пункту 12 Положения о Ванинском филиале ФГУП "РОСМОРПОРТ" филиал оказывает все виды услуг судам на подходах и непосредственно в акваториях морских портов по их безопасному судоходству, маневрированию и стоянке, в том числе осуществляет лоцманскую проводку судов.
В спорные периоды ООО "Селет Марин Ванино" осуществляло агентское обслуживание судов "Selet Marine Limited", и оплачивало лоцманский сбор по выставленным предприятием счетам-фактурам за счет судовладельца по договору морского агентирования.
Лоцманский сбор предприятие рассчитывало только за одну операцию в нарушение пункта 5.4 Правил применения портовых сборов в морских портах, в связи с чем, доначислило сбор и выставило счета-фактуры в адрес агента.
Таким образом, предметом спора является задолженность морского агента ООО "Селет Марин Ванино" по агентскому договору в связи с неисполнением обязанности по договору морского агентирования, заключенного с судовладельцем.
На основании статьи 232 КТМ РФ по договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории.
Согласно статье 237 КТМ РФ морской агент выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана судна суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлекает грузы для линейных перевозок, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза и совершает иные действия в области морского агентирования.
Из анализа статей 232, 237 КТМ РФ следует, что закон императивно не возлагает на морского агента обязанность по уплате портовых сборов. Такая обязанность может быть возложена на морского агента условиями договора морского агентирования, заключенного с судовладельцем, и именно по распоряжению судовладельца и капитана судна морской агент оплачивает портовые сборы.
В рассматриваемом случае перед ФГУП "РОСМОРПОРТ" обязанным лицом по агентскому договору от 01.06.2006 N 161/06/369 является агент ООО "Селет Марин Ванино".
И, поскольку изначально ответчику в нарушение пункта 5.4 Правил применения портовых сборов в морских портах были выставлены счета на оплату лоцманского сбора за одну операцию, истец выставил дополнительно к оплате счета на общую сумму 129 276,52 руб.
Доказательств, подтверждающих уплату задолженности, ответчик не представил, направленная в его адрес претензия об оплате задолженности, оставлена без удовлетворения.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Исходя из установленных обстоятельств, при наличии агентского договора между истцом (предприятие) и ответчиком (агент) у суда первой инстанции отсутствовали основания считать ООО "Селет Марин Ванино" ненадлежащим ответчиком по делу.
С учетом изложенного, в пользу ответчика следует взыскать 95 761, 68 руб. (129 276,52 руб. - 33 514,84 руб.), поскольку счета N 13/4055 от 11.09.2009, N 13/5559 от 30.11.2009, N 13/556 от 27.02.2010, от 17.07.2010, N 13/4260 от 27.09.2010, N 13/4595 от 13.10.2010, N 13/5104 от 06.11.2010, N 13/67 от 14.01.2011, N 13/302 от 17.02.2011, N 13/333 от 23.02.2011 не подлежат оплате в связи с пропуском срока исковой давности, заявленного ответчиком (статьи 196, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы ответчика о применении к рассматриваемым правоотношениям положений статей 404 - 406 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи просрочкой исполнения обязательства со стороны истца судом апелляционной инстанции не принимаются в связи с ошибочным толкованием закона.
Предметом заявленного иска применение мер ответственности не является, поэтому не подлежит учету факт виновного поведения стороны в обязательстве (просрочка кредитора).
Таким образом, наличие оснований для применения статей 404 - 406 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям нет.
На основании установленных обстоятельств, учитывая, что исковые требования связаны с периодом действия агентского договора, стороной которого являлся ответчик, исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению частично в сумме - 95 761, 68 руб.
В остальной части исковых требований на сумму 33 514,84 руб. следует отказать, в связи с пропуском срока исковой давности, заявленного ответчиком (статьи 196, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 7 июля 2014 года по делу N А73-2710/2014 изменить.
Исковые требования удовлетворить в части.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Селет Марин Ванино" (ОГРН 1022700711384, ИНН 2709009230) в пользу федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" (ОГРН 1037702023831, ИНН 7702352454) задолженность по агентскому договору в размере 95 761, 68 руб., расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 3 613 руб., расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1 481 руб.
В остальной части исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2710/2014
Истец: ФГУП "Росморпорт", ФГУП "Росморпорт" в лице Ванинского филиала
Ответчик: ООО "Селет Марин Ванино"