г. Пермь |
|
23 октября 2014 г. |
Дело N А50-10388/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбуновой Л.Д.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания РЕСО-Мед" (ОГРН 1025004642519, ИНН 5035000265): Силинг А.С., паспорт, доверенность от 28.05.2014,
от заинтересованного лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680): Седегова А.В., паспорт, доверенность от 22.01.2014,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 29 июля 2014 года
по делу N А50-10388/2014,
принятое судьей Катаевой М.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания РЕСО-Мед"
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пермского края
об оспаривании ненормативного правового акта и решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания РЕСО-Мед" (далее - ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед", общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, определенном ст. 49 АПК РФ) о признании недействительным пункта 2.2.2 приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - ТФОМС Пермского края, фонд) от 27.05.2013 N 231 "О мерах по реализации пункта 6 Порядка использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 227 "О порядке использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования" и признании утратившими силу отдельных приказов Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края" (далее - Приказ N 231), а также пункта 4.3.2 Приложения N 2 к указанному приказу; признании незаконным и отмене решения комиссии ТФОМС Пермского края о недопуске ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" к итоговой балльной оценке показателей для расчета вознаграждения за 2013 год, изложенное в письме ТФОМС Пермского края от 18.03.2014 N 06/1026, а также в пункте 1 резолютивной части протокола от 12.03.2014 N 1 заседания комиссии ТФОМС Пермского края по реализации пункта 6 Порядка использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 227.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.07.2014 заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным приказ Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края от 27.05.2013 N 231 "О мерах по реализации пункта 6 порядка использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 227 "О порядке использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования", и признании утратившим силу отдельных приказов территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края" в части пункта 2.2.2 и пункта 4.3.2. Приложения N 2 как несоответствующий законодательству об обязательном медицинском страховании. Признано незаконным решение Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края о недопуске ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" к итоговой балльной оценке показателей для расчета вознаграждения за 2013 год, принятое на заседании комиссии 12.03.2014 и доведенное до заявителя письмом от 18.03.2014 N 06/1026.
Не согласившись с принятым решением, ТФОМС Пермского края обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению ТФОМС Пермского края, выплата вознаграждения страховым медицинским организациям из нормированного страхового запаса является правом, а не обязанностью фонда, ТФОМС Пермского края вправе самостоятельно определять условия и порядок предоставления вознаграждения страховым медицинским организациям из нормированного страхового запаса. Согласно п. 2.2, 2.2.2 Приказа N 231 в итоговой балльной оценке показателей за отчетный год не участвуют страховые медицинские организации, имеющие задолженность перед ТФОМС Пермского края по претензиям, исковым заявлениям.
Как полагает ТФОМС Пермского края, нарушения прав и законных интересов заявителя не допущено, условия типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 27.12.2011 N 07/742, заключенного с ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед", фондом выполнены в полном объеме.
В судебном заседании представитель ТФОМС Пермского края доводы апелляционной жалобы поддержал.
ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Указывает на то, что обязанность по выплате вознаграждения страховым медицинским организациям из средств нормированного страхового запаса предусмотрена условиями типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 27.12.2011 N 07/742. Законом Пермского края от 19.12.2012 N 142-ПК "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" установлен нормированный страховой запас ТФОМС Пермского края в сумме 900 000 000 руб. Поэтому доводы фонда о том, что выплата вознаграждения является его правом, а не обязанностью, заявитель находит несостоятельными.
По мнению заявителя, ТФОМС Пермского края вправе самостоятельно определять условия выплаты вознаграждения (устанавливать перечни показателей и порядок выплаты вознаграждения), однако реализация этого права не должна противоречить закону и нарушать права и законные интересы страховых медицинских организаций.
В судебном заседании представитель ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" отказался от заявленных требований в части признания недействительным пункта 2.2.2 приказа N 231, а также пункта 4.3.2 Приложения N 2 к указанному приказу.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Принимая во внимание, что заявленный обществом отказ от части заявленных требований не противоречит закону, иным нормативным правовым актам и не нарушает права других лиц, суд апелляционной инстанции принимает отказ от заявления в части признания недействительным пункта 2.2.2 приказа N 231, а также пункта 4.3.2 Приложения N 2 к указанному приказу, в указанной части решение суда подлежит отмене, производство по делу прекращению.
В остальной части представитель заявителя настаивает на заявленных требованиях.
Таким образом, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в части признания незаконным решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края о недопуске ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" к итоговой балльной оценке показателей для расчета вознаграждения за 2013 год, принятое на заседании комиссии 12.03.2014 и доведенное до заявителя письмом от 18.03.2014 N 06/1026.
Как следует из материалов дела, 27.12.2011 между ТФОМС Пермского края и ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" заключен типовой договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования N 07/742 (л.д. 31-48).
По условиям договора ТФОМС Пермского края принял на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" в сфере обязательного медицинского страхования, а ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" обязалось оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В соответствии с пунктом 3.6 договора ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" вправе получать вознаграждение за выполнение действий, предусмотренных настоящим договором, с учетом показателей согласно приложению N 1 к договору (л.д. 36, 42).
Письмом от 18.03.2014 N 06/1026 ТФОМС Пермского края известил ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" о том, что комиссией фонда принято решение, согласно которому общество не участвует в итоговой балльной оценке показателей для расчета вознаграждения за 2013 год в связи с наличием по состоянию на 01.01.2014 задолженности по претензиям, предъявленным ТФОМС Пермского края (л.д. 11).
По запросу общества ТФОМС Пермского края письмом от 18.04.2014 представил копию Приказа N 231 (л.д. 12-27, 29-30).
ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед", полагая, что решение комиссии ТФОМС Пермского края о недопуске общества к итоговой балльной оценке показателей для расчета вознаграждения за 2013 года, изложенное в письме ТФОМС Пермского края от 18.03.2014 N 06/1026, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, приняв во внимание, что судебными актами по делу N А50-16222/2013 требования ТФОМС Пермского края о взыскании финансовой санкции на основании предъявленной обществу претензии признаны необоснованными, признал незаконным оспариваемое решение.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно п. 6 ст. 26 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в составе бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас. Размер и цели использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда устанавливаются законом о бюджете территориального фонда в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда, установленным Федеральным фондом.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Пермского края от 19.12.2012 N 142-ПК "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" на 2013 год нормированный страховой запас ТФОМС Пермского края установлен в сумме 900 000 000 руб.
Средства нормированного страхового запаса используются, в том числе на выплату вознаграждения в порядке, устанавливаемом ТФОМС Пермского края, страховым медицинским организациям за выполнение условий, предусмотренных типовым договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в размере не более 5% размера нормированного страхового запаса, установленного частью 1 настоящей статьи (ч. 2 ст. 7 названного Закона).
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 227 утвержден Порядок использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Порядок), который определяет правила использования территориальным фондом обязательного медицинского страхования средств нормированного страхового запаса территориального фонда.
В пункте 2 Порядка указано, что нормированный страховой запас территориального фонда формируется в составе бюджета территориального фонда для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования.
Размер и цели использования средств нормированного страхового запаса устанавливаются законом о бюджете территориального фонда. Размер средств нормированного страхового запаса (без учета средств для осуществления расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования) не должен превышать среднемесячный размер планируемых поступлений средств территориального фонда на очередной год на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования. Цели использования средств нормированного страхового запаса устанавливаются в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка. Средства нормированного страхового запаса учитываются на счете по учету средств обязательного медицинского страхования. Объем средств нормированного страхового запаса включается в общий объем средств финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 6 Порядка в составе нормированного страхового запаса могут предусматриваться средства на выплаты вознаграждения страховым медицинским организациям за выполнение условий, предусмотренных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования. Перечень показателей для расчета вознаграждения страховым медицинским организациям определяется территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
Таким образом, к полномочиям территориального фонда обязательного медицинского страхования отнесено установление перечня показателей для расчета вознаграждения страховым медицинским организациям за выполнение условий, предусмотренных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Во исполнение указанных положений Порядка ТФОМС Пермского края издан Приказ N 231, которым в том числе утвержден Перечень показателей для расчета вознаграждения страховым медицинским организациям, осуществляющим деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Пермского края (Приложение N 2 к Приказу N 231).
Пунктом 2.2.2 Приказа N 231, пунктом 4.3.2 Приложения N 2 к Приказу N 231 установлено, что в итоговой балльной оценке показателей за отчетный период не участвуют и вознаграждение не получают страховые медицинские организации, имеющие задолженность перед ТФОМС Пермского края по претензиям, исковым заявлениям, предъявленным ТФОМС Пермского края.
Из материалов дела следует, что основанием для принятия комиссией ТФОМС Пермского края решения о недопуске ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" к итоговой балльной оценке показателей для расчета вознаграждения за 2013 год послужило то обстоятельство, что по сведениям фонда общество по состоянию на 01.01.2014 имело задолженность по претензиям, предъявленным ТФОМС Пермского края.
Как установлено судом первой инстанции, обществу была предъявлена претензия от 08.04.2013 N 07/1530 на сумму 299 492,73 руб. (л.д. 49-50).
С иском о взыскании с общества указанной в претензии суммы финансовой санкции ТФОМС Пермского края обратился в Арбитражный суд Пермского края.
Решением суда от 21.01.2014 по делу N А50-16222/2013 исковые требования удовлетворены. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.07.2014, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Таким образом, в судебном порядке требования ТФОМС Пермского края о взыскании финансовой санкции на основании предъявленной обществу претензии признаны необоснованными.
С учетом изложенного основания для отказа ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" в допуске к итоговой балльной оценке показателей для расчета вознаграждения за 2013 год по мотиву наличия у него задолженности перед ТФОМС Пермского края по претензиям, исковым заявлениям, предъявленным ТФОМС Пермского края отсутствуют.
Как верно указал суд первой инстанции, нарушение прав ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" выразилось в том, что при отсутствии правовых оснований общество лишилось права на получение вознаграждения из средств нормированного страхового запаса ТФОМС Пермского края.
Типовым договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 27.12.2011 N 07/742 предусмотрено право общества получать вознаграждение за выполнение действий, предусмотренных договором, с учетом показателей согласно приложению N 1 договору (пункт 3.6 договора) и корреспондирующая этому праву обязанность фонда перечислять страховой медицинской организации вознаграждение за выполнение условий, предусмотренных договором, с учетом показателей согласно приложению N 1, в течение 45 рабочих дней года, следующего за отчетным (пункт 4.6.3 договора).
Таким образом, доводы ТФОМС Пермского края об отсутствии у него обязанности выплаты вознаграждения подлежат отклонению, так как противоречат условиям заключенного с обществом договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка; выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам сторон.
При таких обстоятельствах решение суда в части признания незаконным решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края о недопуске ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" к итоговой балльной оценке показателей для расчета вознаграждения за 2013 год, принятое на заседании комиссии 12.03.2014 и доведенное до заявителя письмом от 18.03.2014 N 06/1026, является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 2000 руб., уплаченная при подаче заявления по платежному поручению N 3706 от 13.05.2014, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 49, 150, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" от заявленных требований в части признания недействительным п. 2.2.2 приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края от 27.05.2013 N 231 и п. 4.3.2 Приложения N 2 к указанному приказу.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 июля 2014 года по делу N А50-10388/2014 отменить в части признания недействительным п. 2.2.2 приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края от 27.05.2013 N 231 и п. 4.3.2 Приложения N 2 к указанному приказу, а также в части взыскания с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края в пользу ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
В указанной части производство по делу прекратить.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" (ОГРН 1025004642519, ИНН 5035000265) из федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в размере 2000 (две тысячи) руб., уплаченную по платежному поручению N 3706 от 13.05.2014.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10388/2014
Истец: ООО "СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ РЕСО-МЕД"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ