г. Пермь |
|
28 октября 2014 г. |
Дело N А60-18194/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Грибиниченко О.Г., Осиповой С.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.
при участии:
от истца Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (ОГРН 1046604007471, ИНН 6671154680): представители не явились;
от ответчика открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" (ОГРН 1026600931180, ИНН 6612005052): Ковшарь Д.Б. по доверенности от 31.01.2014; Вереютин Д.В. по доверенности от 15.05.2013; Горенков В.В. по доверенности от 30.06.2014; Чемезов Л.С. по доверенности от 25.12.2012;
от третьих лиц: 1) Администрации городского округа Каменск-Уральский, 2) Администрации городского округа Краснотурьинск, 3) Администрации Ивдельского городского округа: представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 июля 2014 года по делу N А60-18194/2014,
принятое судьей Биндером А.Г.,
по иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу
к открытому акционерному обществу "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания"
о взыскании 231 260 400 рублей,
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" (далее - ответчик, ОАО "СУАЛ") ущерба, причиненного почве в размере 231 260 400 руб., в том числе в бюджет городского округа Краснотурьинск 139 364 000 руб., в бюджет Ивдельского городского округа 53 250 000 руб., в бюджет городского округа Каменск-Уральский 38 646 400 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить. В апелляционной жалобе ссылается на доказанность факта причинения ущерба почвам в результате несанкционированного размещения промышленных отходов; на правильность на правильность произведенных истцом расчетов взыскиваемого ущерба с учетом того, что момент проведения проверки в 2013 году земельный участок, прилегающий к шламохранилищу N 2, относился к землям лесного фонда в связи с чем подлежит применению коэффициент 1,5. Кроме того, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу считает, что само по себе наличие предписаний о рекультивации земельных участков и их исполнение не свидетельствует о возмещении вреда. Также в апелляционной жалобе приведены доводы о нарушении процессуальных прав лиц, участвующих в деле, поскольку в материалах дела отсутствует отзыв Администрации Ивдельского городского округа на исковые требования Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу.
ОАО "СУАЛ" с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представители ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
Приложенные к отзыву на апелляционную жалобу документы судом апелляционной инстанции приобщены к материалам дела на основании абз. 2 ч.2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец и третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в период с 27 мая по 29 июня 2013 года Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО "СУАЛ" требований природоохранного законодательства. В ходе выявлены нарушения природоохранного законодательства, выразившиеся в несанкционированном размещении ОАО "СУАЛ" отходов производства и самовольном (незаконном) осуществлении перекрытия поверхности почвы, что приводит к химическому загрязнению.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 08.07.2013 N 03-02/36-2013-А (т. 1 л.д. 59-81).
Из содержания акта проверки следует, что ущерб почвам в результате сброса дренажных вод вместе со шламом алюминиевого производства по дренажным трубам, проложенных под "пионерной дамбой" шламохранилища N 2 филиала ответчика "Богословский алюминиевый завод", несанкционированного размещения промышленных отходов на самовольно занятом земельном участке, расположенном на территории городского округа Краснотурьинск составил 139 636 000 руб.
Ущерб почвам в результате химического загрязнения, несанкционированного размещения отходов производства и самовольного перекрытия поверхности почв на расположенном на территории городского округа Краснотурьинск земельном участке, прилегающем к восточной границе шламохранилища N 1 филиала ответчика "Богословский алюминиевый завод" составил 9 728 000 руб.
Ущерб почвам в результате химического загрязнения, несанкционированного размещения отходов производства и самовольного перекрытия поверхности почв отходами производства (шламом) за пределами земельного отвода под шламоотвал N 1 на самовольно занятом земельном участке, находящемся на территории городского округа Каменск-Уральский, непосредственно примыкающем к северной, северо-восточной, восточной, юго-восточной сторонам шламоотвала N 1 филиала ответчика "Уральский алюминиевый завод" составил 38 646 400 руб.
Ущерб почвам в результате химического загрязнения, несанкционированного размещения отходов производства и самовольного перекрытия поверхности почв на расположенном на территории Ивдельского городского округа земельном участке, прилегающем к южной границе внешнего отвала вскрышных пород N 2 Тошемского месторождения бокситов филиала ответчика "Богословский алюминиевый завод" составил 53 250 000 руб.
Таким образом, общий размер ущерба, по мнению истца, составляет 231 260 400 руб. (т. 1 л.д. 156-184).
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу в адрес ОАО "СУАЛ" выданы предписания от 08.06.2013 N 03-02/36-2013-7П (т. 1 л.д. 144-145), N 03-02/36-2013-35П (т. 1 л.д. 146-147), N 03-02/36-2013-36П (т. 1 л.д. 148-149), N 03-02/36-2013-37П (т. 1 л.д. 150-151), N 03-02-36-2013-38П (т. 1 л.д. 152-153), N 03-02/36-2013-39П (т. 1 л.д. 154-155) об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, которыми предписано в срок до 20.06.2015 провести рекультивацию нарушенных земель.
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу, не дожидаясь окончания установленного в предписаниях срока, направил в адрес ОАО "СУАЛ" уведомление от 16.01.2014 N 06-02-25/133 о добровольной оплате вреда в размере 231 260 400 руб. в бюджеты муниципальных образований, на территории которых расположены земельные участки (т. 1 л.д. 237-238).
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке уведомления об уплате денежных средств, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что при возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде в натуре посредством восстановления ее нарушенного состояния, основания для дополнительного взыскания денежных сумм в возмещение вреда отсутствуют, при этом суд отметил, что срок, указанный в предписаниях об устранении нарушений законодательства путем рекультивации нарушенных земель, не наступил, из содержания представленных ответчиком документов следует, что предписания исполняются, предпринимаются все меры для возмещения причиненного вреда в натуре.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с п.1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Способами возмещения вреда являются возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.) или возмещение причиненных убытков (ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
По смыслу указанной нормы вред, причиненный окружающей среде, может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено два способа возмещения вреда окружающей среде - взыскание убытков в денежной форме и возмещение вреда в натуре путем проведения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния, при этом каждый из указанных способов является достаточным для возмещения вреда. Учитывая альтернативный характер рассматриваемых способов возмещения вреда, в случаях, когда возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде, осуществляется в натуре посредством восстановления ее нарушенного состояния, основания для дополнительного взыскания денежных сумм в возмещение вреда отсутствуют.
Из материалов дела следует, что Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу в адрес ОАО "СУАЛ" выданы об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, которыми предписано в срок до 20.06.2015 провести рекультивацию нарушенных земель, то есть на момент обращения в арбитражный суд с иском о взыскании суммы ущерба срок исполнения обязанности по рекультивации земель не наступил.
Между тем из содержания представленных ОАО "СУАЛ" документов, а именно проектной документации на ликвидацию карьеров Тошемской группы месторождений бокситов (в том числе, карьера N 2) предусматривающей рекультивацию земельных участков (т. 2 л.д. 38-39), проекта рекультивации земель в районе размещения шламоотвала N 1, разрешения на производство земляных работ на территории МО город Каменск-Уральский, плана мероприятий по выполнению предписания N 03-02/36-2013-7П, договоров подряда N 29-1 от 29.04.2013, N 1 от 15.01.2014, актов о приемке выполненных работ по этим договорам, (т. 2 л.д. 49-119), договоров аренды земельных участков от 20.06.2014 N 41/1, N 46/1, соглашений о взаимодействии в сфере охраны окружающей среды от 19.06.2014 и от 30.06.2014 (т. 3 л.д. 4-16, т. 3 л.д. 86-87, т. 3 л.д. 91-93), следует, что предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу ответчиком выполняются. Из содержания отзывов Администраций муниципальных образований также следует, что ОАО "СУАЛ" предпринимаются все меры для возмещения причиненного вреда в натуре. Доказательств обратного истцом не представлено.
Поскольку сроки рекультивации земель, предусмотренные предписаниями, не истекли, ответчик выполнил часть работ по рекультивации земель и продолжает совершать действия, направленные на возмещение вреда в натуре, суд первой инстанции верно указал, что основания для дополнительного взыскания с ОАО "СУАЛ" денежных средств в возмещение вреда, отсутствуют. В связи с чем соответствующие доводы, изложенные в апелляционной жалобе Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании действующего законодательства и не соответствующие имеющимся в материалах дела доказательствам.
Изложенные в апелляционной жалобе Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу доводы о нарушении процессуальных прав лиц, участвующих в деле, со ссылкой на то, что в материалах дела отсутствует отзыв Администрации Ивдельского городского округа на исковые требования Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу, судом апелляционной инстанции также не принимаются, поскольку из материалов дела следует, что о времени и месте судебного заседания все лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в том числе Администрация Ивдельского городского округа. Кроме того, Администрацией Ивдельского городского округа в адрес суда апелляционной инстанции направлено письмо, в котором указано, что определение суда первой инстанции от 10.06.2014 о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица и о назначении судебного заседания Администрацией Ивдельского городского округа получено 17.06.2014.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 июля 2014 года по делу N А60-18194/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-18194/2014
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу
Ответчик: ОАО "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания"
Третье лицо: Администрация города Каменска-Уральского, Администрация Ивдельского городского округа, Администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) городского округа Краснотурьинск