город Ростов-на-Дону |
|
30 октября 2014 г. |
дело N А53-12160/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от Гуковского муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства": Изварина Александра Алексеевича по доверенности от 27.10.2014; Данилюк Лилии Владимировны по доверенности от 27.10.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гуковского муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.09.2014 по делу N А53-12160/2014
принятое в составе судьи Грязевой В.В.
по заявлению Гуковского муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Красносулинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
о признании незаконными и отмене представления и постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Гуковское муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства (далее - заявитель, МУП "ПО ЖКХ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Красносулинскому отделу Управления Росреестра по Ростовской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 13.05.2014 по делу N 15 о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 10 000 рублей и представления от 13.05.2014 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка в отсутствие правоустанавливающих документов. Процессуальных нарушений при производстве по административному делу не установлено. Оснований применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не усмотрел.
Не согласившись с данным судебным актом, Гуковское муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 16.09.2014 отменить, производство по делу прекратить. В обоснование апелляционной жалобы МУП "ПО ЖКХ" указывает, что проверка проведена с нарушением Закона N 294-ФЗ. Протокол об административном правонарушении составлен в отношении директора и неуполномоченным лицом. В обжалуемом постановлении нет ссылки на доказательства, подтверждающие факт совершения правонарушения. В постановлении не указан адрес должностного лица, вынесшего постановление. Требование представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 13.05.2014 не могло быть выполнено, так как на предприятие возложено только осуществление функций специализированной службы по вопросам похоронного дела в г. Гуково, которая включает в себя только погребение умершего и оказание услуг по погребению, а организация похоронного дела осуществляется администрацией города.
В судебном заседании представители предприятия поддержали доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, Администрацией Гуково-Гнилушевского сельского поселения (далее - Администрация) было вынесено распоряжение от 06.03.2014 N 31 о проведении в отношении Гуковского мунципального унитарного предприятия "Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" плановой, выездной проверки в период с 14.03.2014 по 24.03.2014 (т. 1 л.д. 26).
Сотрудником Администрации Гуково-Гнилушевского сельского поселения 24.03.2014 в присутствии представителей заявителя проведена проверка используемого МУП "ПО ЖКХ" земельного участка с кадастровым номером 61:18:0600006:776, расположенного по адресу: Ростовская область, Красносулинский район, территория Гуково-Гнилушевского сельского поселения, предоставленного МУП "ПО ЖКХ" на праве постоянного (бессрочного) пользования, для использования под кладбище, площадью 3 га, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 01.03.2002, зарегистрированным в Едином государственном реестре прав 01.03.2002 N 61-01/53-5/2002-43.
При этом площадь указанного земельного участка с кадастровым номером 61:18:0600006:776 составляет 71 572 кв. м, что на 41 572 кв.м превышает площадь земельного участка, предоставленного в бессрочное пользование МУП "ПО ЖКХ".
По факту использования МУП "ПО ЖКХ" вышеназванного земельного участка площадью 41 572 кв.м без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, в отношении МУП "ПО ЖКХ" Администрацией Гуково-Гнилушевского сельского поселения составлен протокол об административном правонарушении от 26.03.2014.
Материалы проверки переданы в Управление Росреестра для решения вопроса о привлечении МУП "ПО ЖКХ" к административной ответственности.
Постановлением Управления Росреестра по Ростовской области от 13.05.2014 по делу N 15 МУП "ПО ЖКХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, предприятие обратилось в суд с настоящими требованиями.
Согласно статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Согласно абзацу 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Согласно ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, определенным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации на основании Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Материалами административного дела подтверждается, что МУП "ПО ЖКХ" использует земельный участок с кадастровым номером 61:18:0600006:776, расположенный по адресу: Ростовская область, Красносулинский район, территория Гуково-Гнилушевского сельского поселения площадью 30000 кв.м на праве постоянного (бессрочного) пользования. В ходе проверки установлено, что предприятие фактически использует земельный участок площадью 71572 кв.м, что на 41572 кв.м больше предоставленного предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом доказательств оформления прав на часть земельного участка площадью 41572 кв.м не представлено, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В обоснование отсутствия вины в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предприятие ссылается на то, что заинтересованным лицом не установлено, что у предприятия была реальная возможность устранить административное правонарушение.
Между тем, доказательств принятия необходимых мер для предотвращения совершения правонарушения предприятием не представлено.
Судебная коллегия отклоняет ссылку предприятия на нарушение управлением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки.
В силу части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов, связанным с проведением административного расследования. Кроме того, Закон N 294-ФЗ имеет иные цели и сферу применения, не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяет фактическое основание наступления административной ответственности.
Указание во вводной части протокола от 26.03.2014 на то, что он составлен в отношении директора МУП "ПО ЖКХ" является ошибочным. При этом в протоколе указано, что нарушение допущено Муниципальным унитарным предприятием "Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" (МУП "ПО ЖКХ", ИНН 6144001863,ОГРН 1026102023078, юридический адрес: 347871, Ростовская область, г. Гуково, ул. Бетонная, 2 (т.1 л.д. 85).
Довод предприятия о том, что протокол об административном правонарушении составлен не уполномоченным лицом, подлежит отклонению.
Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу статьи 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 3 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерации или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.
Согласно части 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10.5 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Гуково-Гнилушевского сельского поселения, утвержденного решением Собрания депутатов Гуково-Гнилушевского сельского поселения от 16.06.2009 N 29, при выявлении в ходе мероприятий по муниципальному земельному контролю нарушений, за которые установлена административная ответственность, материалы проверок направляются должностным лицом, осуществляющим земельный контроль на территории Гуково-Гнилушевского сельского поселения после их рассмотрения в соответствующие органы, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области рассматривать дела об административных правонарушениях, допущенных при использовании земель для привлечения ответственности.
В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Таким образом, земельный надзор за соблюдением выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности осуществлен надлежащими должностными лицами.
В соответствии со статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
Довод предприятия о том, что в нарушение пункта 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление не содержит адрес должностного лица, вынесшего постановление, подлежит отклонению, так как на первом листе постановления в левом углу после указания даты вынесения указан адрес: "г. Красный Сулин, ул. Заводская, 1".
Постановление от 13.05.2014 содержит все необходимые сведения, предусмотренные названной нормой в том числе, относительно события вменяемого предприятию правонарушения.
Постановление управления от 13.05.2014 по делу N 15 о привлечении МУП "ПО ЖКХ" к административной ответственности вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу судом не установлено.
При таких обстоятельствах оснований к удовлетворению апелляционной жалобы апелляционный суд не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.09.2014 по делу N А53-12160/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12160/2014
Истец: Гуковское муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства", МУП "Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства"
Ответчик: Красносулинский отдел Управления Росреестра по РО, Красносулинский отдел Управления Росреестра по Ростовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (управление Росреестра по РО)