город Омск |
|
22 октября 2014 г. |
Дело N А70-1069/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7420/2014) общества с ограниченной ответственностью "Корпорация Моторс Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.05.2014 по делу N А70-1069/2014 (судья Бадрызлова М.М.)
по заявлению Управления инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области Главного управления строительства Тюменской области
к 1) обществу с ограниченной ответственностью "Автоцентр Арлан Моторос"; 2) обществу с ограниченной ответственностью "Корпорация Моторс Тюмень"
об обязании обеспечить консервацию объекта капитального строительства "11 этажный (подземных этажей - 1) Административно-бытовой комплекс Автоцентра (2-ая очередь)", расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Республики, 244, ул.Республики, 244, строение 1, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0231001:18 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 г. N 802;
об обязании принять решение о консервации объекта капитального строительства "11 этажный (подземных этажей - 1) Административно-бытовой комплекс Автоцентра (2-ая очередь)", расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Республики, 244, ул.Республики, 244, строение 1, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0231001:18 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 г. N 802;
об обязании разработать совместно с проектной организацией техническую документацию для проведения работ по консервации объекта капитального строительства "11 этажный (подземных этажей - 1) Административно-бытовой комплекс Автоцентра (2-ая очередь)", расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Республики, 244, ул.Республики, 244, строение 1, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0231001:18 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 г. N 802;
об обязании уведомить заявителя и предоставить ему решение о консервации объекта капитального строительства "11 этажный (подземных этажей - 1) Административно-бытовой комплекс Автоцентра (2-ая очередь)", расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Республики, 244, ул.Республики, 244, строение 1, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0231001:18 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 г. N 802
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Корпорация Моторс Тюмень" - представитель не явился;
от Управления инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области Главного управления строительства Тюменской области - представитель Сухоруков Владимир Анатольевич (удостоверение N 39/111 выдано 13.08.2012, по доверенности N 22/13 от 08.11.2013 сроком действия 1 год);
от общества с ограниченной ответственностью "Автоцентр Арлан Моторос" - представитель не явился.
установил:
Управление инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области главного управления строительства Тюменской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автоцентр Арлан Моторос", обществу с ограниченной ответственностью "Корпорация Моторс Тюмень" (далее - ответчики, ООО "Автоцентр Арлан Моторос", ООО "Корпорация Моторс Тюмень") об обязании обеспечить консервацию объекта капитального строительства "11 этажный (подземных этажей - 1) Административно-бытовой комплекс Автоцентра (2-ая очередь)", расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 244, ул. Республики, 244, строение 1, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0231001:18 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802; об обязании принять решение о консервации объекта капитального строительства "11 этажный (подземных этажей - 1) Административно-бытовой комплекс Автоцентра (2-ая очередь)", расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 244, ул. Республики, 244, строение 1, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0231001:18 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802; об обязании разработать совместно с проектной организацией техническую документацию для проведения работ по консервации объекта капитального строительства "11 этажный (подземных этажей - 1) Административно- бытовой комплекс Автоцентра (2-ая очередь)", расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 244, ул. Республики, 244, строение 1, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0231001:18 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802; об обязании уведомить заявителя и предоставить ему решение о консервации объекта капитального строительства "11 этажный (подземных этажей - 1) Административно-бытовой комплекс Автоцентра (2-ая очередь)", расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 244, ул. Республики, 244, строение 1, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0231001:18 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.05.2014 по делу N А70-1069/2014 заявленные требования удовлетворены частично. Суд обязал ООО "Корпорация Моторс Тюмень": обеспечить консервацию объекта капитального строительства "11 этажный (подземных этажей - 1) Административно-бытовой комплекс Автоцентра (2-ая очередь)", расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 244, ул. Республики, 244, строение 1, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0231001:18 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802; принять решение о консервации объекта капитального строительства "11 этажный (подземных этажей - 1) Административно-бытовой комплекс Автоцентра (2-ая очередь)", расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 244, ул. Республики, 244, строение 1, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0231001:18 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802; разработать совместно с проектной организацией техническую документацию для проведения работ по консервации объекта капитального строительства "11 этажный (подземных этажей - 1) Административно-бытовой комплекс Автоцентра (2-ая очередь)", расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 244, ул. Республики, 244, строение 1, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0231001:18 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802; уведомить Главное управление строительства Тюменской области и предоставить ему решение о консервации объекта капитального строительства "11 этажный (подземных этажей - 1) Административно-бытовой комплекс Автоцентра (2-ая очередь)", расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 244, ул. Республики, 244, строение 1, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0231001:18 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Этим же решением с ООО "Корпорация Моторс Тюмень" в доход федерального бюджета суд взыскал расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что ООО "Корпорация Моторс Тюмень" является собственником незавершенного строительством нежилого капитального строения, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 244, корпус 1. Поскольку с начала 2009 года строительно-монтажные работы на данном объекте приостановлены, следовательно, такой объект необходимо было законсервировать. Неисполнение указанных требований является нарушением части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Корпорация Моторс Тюмень" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что ООО "Корпорация Моторс Тюмень" не являлось застройщиком или заказчиком в период строительства и во время прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев, в связи с чем, податель жалобы считает, что все обязанности по переводу на консервацию возлагались на прежних собственников, в частности на ООО "Автоцентр Арлан Моторос".
Кроме того, ООО "Корпорация Моторс Тюмень" также указало, что согласно представленным документам ООО "Автоцентр Арлан Моторос", а именно приказу о переводе объекта на консервацию от 01.12.2012 следует, что спорный объект капитального строительства уже был законсервирован, документов о расконсервации не было, а законодателем не предусмотрена в случае смены собственника повторная консервация объекта капитального строительства, на котором ранее были прекращены или приостановлены строительные работы.
До начала судебного заседания от Управления поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей ООО "Корпорация Моторс Тюмень" и ООО "Автоцентр Арлан Моторос", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не заявивших ходатайств об его отложении.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.01.2014 N 90-156276 земельный участок по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики. 244. Ул. Республики, 244 строение 1, с кадастровым номером 72:23:0231001:18 принадлежит на праве собственности ООО "Корпорация Моторс Тюмень", который в силу статьи 1 ГрК РФ является застройщиком объекта капитального строительства - 11-этажный (подземных этажей - 1) "Административно-бытовой комплекс автоцентра (2-ая очередь)", по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, 244, ул. Республики, 244, строение 1, расположенный на данном земельном участке (далее - Объект).
Ранее застройщиком Объекта с 19.06.2012 по 02.12.2013 являлось ООО "Автоцентр Арлан Моторс" (на основании выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.01.2013 N 01/016/2013-051).
Еще ранее застройщиком Объекта с 22.10.2003 по 19.06.2012 являлось ООО "Арлан - Тюмень" (на основании свидетельства от 22.10.2003 N 72 НЕ 006470).
ООО "Арлан - Тюмень" выдано разрешение на строительство Объекта N RU72304000-967-рс от 15.11.2007.
На основании договора подряда от 19.04.2005 между ООО "Арлан-Тюмень" и ООО "Лучик" и дополнительными соглашениями к нему в период с 2005 по 2009 годы на Объекте Обществом были выполнены работы по устройству 11-ти этажей, степенью готовности 89%.
С начала 2009 года строительно-монтажные работы на данном объекте приостановлены, при этом застройщиком не обеспечена консервация объекта капитального строительства.
Таким образом, в результате осуществления государственного строительного надзора заявителем установлен факт неисполнения обязанности по консервации объекта, предусмотренной частью 4 статьи 52 ГрК РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявленными требованиями.
23.05.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано ООО "Корпорация Моторс Тюмень" в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 01.06.2009 N 146-п "Об утверждении Положения о главном управлении строительства Тюменской области" (далее - Положение) на территории Тюменской области уполномоченным органом исполнительной власти на осуществление государственного строительного надзора является главное управление строительства Тюменской области (далее - Главное управление, Орган), осуществляющее контрольные и надзорные полномочия через структурное подразделение - управление инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области (далее - УИГСН ТО).
Согласно пункту 2.23 Положения на Управление возложена обязанность по осуществлению государственного строительного надзора, в том числе по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений.
Как следует из смысла пункта 3 Приложения к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 143 от 09.12.2010, Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет общие полномочия органов, осуществляющих строительный надзор, которые необходимы для выполнения возложенных на них надзорных функций. Также указано, что за органом, осуществляющим строительный надзор, должно быть признано право на предъявление в публичных интересах в суд исков.
В силу изложенных норм права Управление обоснованно, в рамках предоставленных ему полномочий, обратилось в суд с заявленными требованиями.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Согласно статье 1 ГрК РФ одним из субъектов капитального строительства является застройщик - лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке (по праву собственности или аренды) строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Как было выше сказано, застройщиком объекта капитального строительства - 11-этажный (подземных этажей - 1) "Административно-бытовой комплекс автоцентра (2-ая очередь)", по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, 244, ул. Республики, 244, строение 1, в данный момент является ООО "Корпорация Моторс Тюмень".
Из материалов дела следует, что с начала 2009 года на указанном объекте строительно-монтажные работы приостановлены.
В соответствии с частью 4 статьи 52 ГрК РФ при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что ООО "Корпорация Моторс Тюмень" не являлось застройщиком или заказчиком в период строительства и во время прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев, фактически не строит в настоящее время, в связи с чем, на него не возложена обязанность по проведению консервации, судом апелляционной инстанции отклоняются, в связи со следующим.
Правилами проведения консервации объекта капитального строительства (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802) (далее - Правила) установлены порядок консервации объекта капитального строительства (далее - объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее - объект государственной собственности).
В силу части 2 Правил, решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды (часть 3 Правил).
Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик) (часть 4 Правил).
В силу части 5 Правил, в решении о консервации объекта должны быть определены:
а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;
б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);
в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее - техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;
г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее - подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).
В соответствии с частью 7 Правил, на основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:
а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;
б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:
о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;
о наличии сметной документации;
о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.
Как указано в части 8 Правил, после принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).
В силу части 9 Правил, в состав работ по консервации объекта входят в том числе:
а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);
б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;
в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;
г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;
д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);
е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору (часть 10 Правил).
Таким образом, обязанность по осуществлению консервации возложена на лицо, которое в силу статьи 1 ГрК РФ является застройщиком, вне зависимости от фактического осуществления строительных работ.
Из представленных суду выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.05.2014 N 90-1134636, N01/012/2014-269 от 02.04.2014 правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0231001:18, 72:23:0231001:151, находящихся по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, д. 244, ул. Республики, д. 244, строение 1, а, следовательно и застройщиком объекта капитального строительства -11-этажный (подземных этажей - 1) "Административно-бытовой комплекс автоцентра (2-ая очередь)", по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, 244, ул. Республики, 244, строение 1, является ООО "Корпорация Моторс Тюмень".
Таким образом, именно данное лицо является застройщиком объекта.
В то время как ООО "Автоцентр Арлан Моторос" не является правообладателем земельного участка и застройщиком вышеназванного объекта капитального строительства.
В апелляционной жалобе Общество указало на то, что прежний правообладатель уже осуществил консервацию, что подтверждается приказом о переводе на консервацию от 01.12.2012, а расконсервирование объекта действующим законодательством не предусмотрено.
Однако, в материалах дела есть предписания N 1550/12л от 13.12.2012, N 271/13л от 25.02.2013, N 554/13л от 29.04.2013, N 936/13л от 29.07.2013, согласно которым ООО "Автоцентр Арлан Моторос" обязывалось к проведению об устранении нарушений обязательных требований, выявленных при строительстве объекта "Административно-бытовой комплекс автоцентра (2-ая очередь)", по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, 244, ул. Республики, 244, строение 1, а именно проведению консервации.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.07.2013 по делу А70-6906/2013 ООО "Автоцентр Арлан Моторос" привлечено к административной ответственности по части 6 статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Из вышеуказанного следует, что ООО "Автоцентр Арлан Моторос" так и не приняло мер по консервации спорного объекта.
В апелляционной жалобе Общество также указывает, что суд безосновательно утверждает, что работы на объекте прекращены в 2009 году. Фактически материалы дела это обстоятельство не подтверждают.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод. В материалах дела имеется письмо ООО "Арлан -Тюмень" (том 1, л.д.81), согласно которому еще 05.06.2009 прежний застройщик уведомлял Госстройнадзор по Тюменской области о приостановлении строительства незавершенного строительством объекта с начала 2009 года. Доказательств, подтверждающих возобновления строительства, материалы дела не содержат.
Таким образом, ООО "Корпорация Моторс Тюмень" нарушены требования части 4 статьи 52 ГрК РФ.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что приостановление строительно-монтажных работ на объекте само по себе не является доказательством разрушения спорного объекта недвижимого имущества, его неудовлетворительного состояния и возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, однако являясь застройщиком объекта недвижимого имущества, ООО "Корпорация Моторс Тюмень" является лицом, который в силу закона наделен рядом прав и обязанностей, касающихся строительства этого объекта. При этом застройщик обязан добросовестно исполнять возложенные на него обязанности, в том числе и касающиеся консервации объекта при неосуществлении строительства более чем на шесть месяцев.
При этом для консервации объекта недвижимого имущества наступление каких-либо негативных последствий не требуется. По смыслу части 4 статьи 52 ГрК РФ в случае если строительство не осуществляется более шести месяцев, то консервация объекта является обязательной в любом случае (даже если такие последствия не наступили и не наступят в будущем).
Таким образом, отсутствие консервации объекта недвижимого имущества, уже само по себе является нарушением застройщиком действующего законодательства.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, удовлетворив заявленные Управлением требования, принял законное и обоснованное решение.
Апелляционная жалоба ООО "Корпорация Моторс Тюмень" удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 АПК РФ возлагаются на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корпорация Моторс Тюмень" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.05.2014 по делу N А70-1069/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1069/2014
Истец: Главное управление строительства Тюменской области, Управление инспекции государственного троительного надзора по Тюменской области главного управления строительства Тюменской области
Ответчик: ООО "Автоцентр Арлан Моторс", ООО "Корпорация Моторс Тюмень"
Третье лицо: ИФнС N 3 по г Тюмени, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области