г. Томск |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А27-8283/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Н. В. Марченко,
судей И. И. Бородулиной, Н. А. Усаниной,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Орловой Е. В.,
при участии:
от заявителя: Александер Т. В., доверенность N 10/14 от 25.02.2014 года,
от заинтересованного лица: Головиной А. А., доверенность N 34 от 09.01.2014 года, Кузнецовой Т. А., доверенность N 2 от 20.10.2014 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие "Южкузбассуголь"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10 июля 2014 года по делу N А27-8283/2014 (судья Конкина И. В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие "Южкузбассуголь" (ИНН 4221019536, ОГРН 1064221007465)
к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 4207009857, ОГРН 1024200697663)
о признании недействительным решения от 07.03.2014 N 21 н/с,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие "Южкузбассуголь" (далее - Общество, ООО "АП "Южкузбассуголь", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ГУ КРОФСС) о признании недействительным решения от 07.03.2014 N 21 н/с.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10 июля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество в апелляционной жалобе просит состоявшийся судебный акт отменить, принять по делу новое решение.
Доводы жалобы мотивированы тем, что ранее в ходе проведения ГУ КРОФСС выездной проверки ООО "АП "Южкузбассуголь" за 2010, 2011 нарушений, связанных с неверным определением страхового тарифа, выявлено не было. Кроме того, по мнению апеллянта, на момент принятия уведомления от 11.04.2013 года исполнительный орган страхования располагал сведениями о том, что наибольший удельный вес в общем объеме услуг, произведенных Обществом по итогам 2012 года, имеет деятельность, связанная с грузовыми перевозками.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ГУ КРОФСС в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.03.2012 ООО "АП "Южкузбассуголь" обратилось в Фонд (Филиал N 11) с заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности, указав в качестве основного вида экономической деятельности за 2011 год деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, код по ОКВЭД - 60.23.
К указанному заявлению прилагалась справка-подтверждение основного вида экономической деятельности, в которой также был указан основной вид экономической деятельности - сухопутный пассажирский транспорт, код по ОКВЭД - 60.23, а также отражено, что доля доходов и поступлений, соответствующих коду ОКВЭД - 60.23 в общей сумме доходов и поступлений в процентах составляет 100 %.
27.03.2012 Фонд уведомлением сообщил Обществу об установлении ему с 01.01.2012 страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с основным видом деятельности "деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта" в размере 0,20 %, что соответствует 1 классу профессионального риска.
11.04.2013 ООО "АП "Южкузбассуголь" обратилось в Фонд (Филиал N 11) с заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности, указав в качестве основного вида экономической деятельности за 2012 год деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, код по ОКВЭД - 60.23.
К указанному заявлению прилагалась справка-подтверждение основного вида экономической деятельности, в которой также был указан основной вид экономической деятельности - сухопутный пассажирский транспорт, код по ОКВЭД - 60.23, а также отражено, что доля доходов и поступлений, соответствующих коду ОКВЭД - 60.23 в общей сумме доходов и поступлений в процентах составляет 100 %.
11.04.2013 Фонд уведомлением сообщил Обществу об установлении ему с 01.01.2013 страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с основным видом деятельности "деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта" в размере 0,20 %, что соответствует 1 классу профессионального риска.
При проведении выездной документальной проверки ООО "АП "Южкузбассуголь" за период с 01.01.2012 по 31.12.2013 специалистами Фонда был выявлен факт нарушения Обществом начисления и уплаты страховых взносов согласно заявленному ОКВЭД и страховому тарифу.
05.02.2014 по итогам проверки специалистами Фонда был составлен Акт N 8н/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
07.03.2014 ГУ КРОФСС рассмотрены материалы документальной выездной проверки страхователя, в том числе возражения страхователя, и вынесено Решение N 21н/с о привлечении ООО "АП "Южкузбассуголь" к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому на Общество наложен штраф в размере 599 275,92 руб. на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате неправильного исчисления страховых взносов. Кроме того, пунктом 2 данного решения Обществу было предложено перечислить на счет Фонда социального страхования Российской Федерации недоимку в сумме 2 996 379,60 руб., пени, начисленные на указанную недоимку, в сумме 265 157,98 руб. и штраф в размере 599 275,92 руб.
Общество подало апелляционную жалобу на указанное решение в ГУ КРОФСС, по результатам рассмотрения Обществу направлено письмо, которым решение оставлено в силе, жалоба - без удовлетворения.
Полагая указанное решение незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы, Общество в пределах установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для привлечения Общества к ответственности.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований, при этом исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральный закон N 125-ФЗ устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Согласно статье 3 Закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что страховщик обеспечивает контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, следовательно, имеет право проверять документы по учету и перечислению страховых взносов страхователя, а также проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. В свою очередь страхователи обязаны вести учет начислений страховых взносов, предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования.
Статья 17 Закона N 125-ФЗ предусматривает, что страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
Согласно статье 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска; отнесение видов экономической деятельности к классу профессионального риска осуществляется в соответствии с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила).
При этом в соответствии с пунктом 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами; основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
В соответствии с пунктом 11 указанных Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица ежегодно подтверждается страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок).
В силу пункта 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.206 N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
Пункт 5 Порядка наделяет территориальный орган Фонда правом отнести страхователя, осуществляющего свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности и не представившего в срок до 15 апреля документы, указанные в пункте 3 Порядка, к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности; территориальный орган Фонда в срок до 01 мая соответствующего года уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа.
Таким образом, правовое значение для отнесения той или иной деятельности к основному виду деятельности страхователя, на основе которой определяется класс профессионального риска и устанавливается размер страхового тарифа, имеет именно фактически осуществляемая страхователем деятельность.
По общему правилу коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с этим в силу пункта 8 Правил при отнесении какой-либо организации к определенному классу профессионального риска при исчислении страхового тарифа определяющее значение имеет только тот вид экономической деятельности организации, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции.
Учитывая изложенное, в силу части 5 статьи 200 АПК РФ ГУ КРОФСС должны быть представлены доказательства, которые достоверным образом подтверждают факт осуществления страхователем деятельности, позволяющей рассчитать размер страхового тарифа, соответствующий определенному классу профессионального риска.
Согласно материалам дела страхователь ООО "АП "Южкузбассуголь" заявил своим основным видом экономической деятельности в 2012 году "деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта" (код по ОКВЭД 60.23), филиалом N 11 регионального отделения 27.03.2012 выдано уведомление об установлении страхового тарифа на 2012 год в размере 0,2 %.
В соответствии с заявленным страхователем ООО "АП "Южкузбассуголь" основным видом экономической деятельности в 2013 году "деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта" (код по ОКВЭД 60.23), филиалом N 11 регионального отделения 11.04.2013 выдано уведомление об установлении страхового тарифа на 2013 год в размере 0,2 %.
Из перечисленных в пункте 3 Порядка документов однозначный вывод об основном виде экономической деятельности можно сделать только на основании заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности и справки - подтверждения основного вида экономической деятельности, в которых указывается вид экономической деятельности и код ОКВЭД, из пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год можно сделать вывод о виде экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых страхователем видов экономической деятельности.
Однако, как указывалось выше, основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно, а наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых страхователем видов экономической деятельности, устанавливается Фондом в случае непредставления страхователем необходимых документов.
ГУ КРОФСС в ходе проверки провел анализ выполнения производственной программы ООО "АП "Южкузбассуголь" в 2011-2012 годах, который показал, что фактически наибольший удельный вес в общем объеме оказанных услуг (выполненных работ), произведенных организацией, имеет деятельность, связанная с грузовыми перевозками.
Согласно отчетам о прибылях и убытках за 2011 и 2012 года видом экономической деятельности ООО "АП "Южкузбассуголь" является деятельность автомобильного грузового транспорта, указан ОКВЭД 60.24.
Кроме того, данный факт не оспаривается заявителем, однако начисления производились согласно уведомлению, выданному ГУ КРОФСС.
Вид экономической деятельности "деятельность автомобильного грузового транспорта" (код по ОКВЭД 60.24) согласно Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.12.2006 N 857, действовавшей в 2012 году, и Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты от 25.12.2012 N 625н, действовавшей в 2013 году, отнесен к 6 классу профессионального риска.
Федеральными законами о страховых тарифах от 30.11.2011 N 356-ФЗ на 2012 год и от 03.12.2012 N 228-ФЗ на 2013 год 6 классу профессионального риска установлен страховой тариф в размере 0,7 %.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что основным видом экономической деятельности страхователя за 2011 и 2012 годы является "деятельность автомобильного грузового транспорта" (код по ОКВЭД 60.24).
Следовательно, страхователь в 2012 и 2013 годах должен был уплачивать страховые взносы исходя из страхового тарифа в размере 0,7 %.
Из материалов дела следует, что 28.05.2012 ГУ КРОФСС провел документальную выездную проверку страхователя за 2010-2011. В ходе проверки произведен анализ выполнения производственной программы ООО "АП "Южкузбассуголь" в 2010-2011 годах, который показал, что фактически наибольший удельный вес в общем объеме оказанных услуг (выполненных работ), произведенных организацией, имеет деятельность, связанная с сухопутным пассажирским транспортом.
Неправильное начисление Обществом страховых взносов на 2013 было обусловлено тем, что Общество неверно указало свой основной вид деятельности на 2012.
В своей жалобе Общество ссылается на то, что ранее в ходе проведения ГУ КРОФСС выездной проверки ООО "АП "Южкузбассуголь" за 2010, 2011 нарушений, связанных с неверным определением страхового тарифа, выявлено не было.
Согласно Методическим указаниям о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утвержденных Фондом социального страхования Российской Федерации от 11.04.2008 N 82, предусмотрены способы проведения выездной проверки, как сплошным методом, так и выборочным.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки страхователя за 2010, 2011 сплошным методом проверялись правильность назначения страхового обеспечения и расходования средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Вопросы правомерности установления страхового тарифа и порядок начисления страховых взносов, подверглись лишь выборочной проверке. При указанных обстоятельствах апелляционный суд отклоняет ссылку Общества на результаты выездной проверки ООО "АП "Южкузбассуголь" за 2010, 2011 годы.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что исчисление Обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по страховому тарифу 0,2 % вместо 0,7 % было обусловлено действиями самого Общества, а не действиями специалистов Фонда при выдаче Обществу уведомления о размере страховых взносов.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ на страхователя возложена обязанность в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, согласно заявленному виду экономической деятельности и страховому тарифу. Действия филиала не могут рассматриваться по формальному признаку с позиции выданного уведомления, так как страховой тариф был установлен по имеющимся сведениям в соответствии с пунктом 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713.
Не принимается во внимание довод заявителя о том, что Фонд не воспользовался своим правом на проведение в отношении страхователя камеральной и выездной документальной проверки, поскольку проведение камеральной либо выездной документальной проверки не входит в круг обязанностей страховщика, предусмотренный пунктом 2 статьи 18 Закона N 125-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу правильно принятого решения и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 августа 2014 года по делу N А27-8283/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8283/2014
Истец: ООО "Автотранспортное предприятие "Южкузбассуголь"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N18
Третье лицо: ГУ-Кузбасское региональное отделение ФСС РФ (филиал N11)
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-14875/14
30.10.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7970/14
10.07.2014 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-8283/14
28.05.2014 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-8283/14