г. Чита |
|
22 октября 2014 г. |
Дело N А58-3139/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения "Академия наук Республики Саха (Якутия)" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2014 года по делу N А58-3139/2014 по заявлению Государственного бюджетного учреждения "Академия наук Республики Саха (Якутия)" (ИНН 1435030637, ОГРН 1021401053970) к Счетной палате Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435248577, ОГРН 1111435013887) о признании недействительным представления от 11.06.2014 N 01/1-07/09 в части,
суд первой инстанции, судья Евсеева Е.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: Слепцова В.Н.. представителя по доверенности от 16.10.2014 года;
установил:
Заявитель, Государственное бюджетное учреждение "Академия наук Республики Саха (Якутия)", обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Счетной палате Республики Саха (Якутия) о признании недействительным представления от 11.06.2014 N 01/1-07/09 в части, устанавливающей нарушения в виде нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 902,6 тыс. руб., в том числе путем нарушения требования закона при присуждении и выплате стипендий молодым научным сотрудникам и аспирантам, достигшим возраста 33 лет на сумму 660 000 руб. (пункт 6.1 мотивировочной части представления), а также в части, устанавливающей обязанность принять меры по возврату в бюджет Республики Саха (Якутия) суммы нецелевого расходования бюджетных средств в размере 902,6 тыс. руб., касающейся суммы 660 000 руб. (пункт 2 резолютивной части представления).
Решением суда первой инстанции от 11 августа 204 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Счетная палата РС (Я) обоснованно вынесла представление в адрес Академии наук РС (Я) о нарушении пункта 3 Положения о порядке присуждения и выплаты государственной стипендии Республики Саха (Якутия) молодым научным сотрудникам и аспирантам, утвержденного распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.12.1994 N 1364-р, выразившееся в присуждении и выплате стипендий научным работникам и аспирантам, достигшим возраста 33 лет (пункт 6.1 мотивировочная часть) и о принятии меры по возврату в бюджет Республики Саха (Якутия) этой суммы (пункт 2 резолютивная часть).
Академия наук, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель Академии наук в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200279925911.
Из апелляционной жалобы следует, что суд неправильно применил Указ президента Республики Саха (Якутия) N 1177 от 18.09.2003 и в частности п. 3 и 4, а также указ Президента Республики Саха (Якутия) N 921 от 22.11.1994 и Распоряжение правительства Республики Саха (Якутия) N 1364-р от 21.12.1994.
Кроме того в решении суда отсутствует обоснование законности требования Счетной палаты по возврату в бюджет Республики Саха (Якутия) суммы нецелевого расходования бюджетных средств в размере 902,6 тыс. руб. Между тем, в силу ст. 1109 Гражданского кодекса не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, включая стипендии.
Представитель Счетной палаты в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не огласился, указав на законность оспариваемого представления и право Счетной палаты требовать от получателя бюджетных средств, использованных не по назначению возврата в добровольном порядке.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Счетная палата просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 26.09.2014.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как правильно установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, проверкой Счетной палаты расходования средств государственного бюджета заявителем установлено, что им производились присуждения и выплаты стипендий лицам, достигшим возраста 33 года, в 2010 году - на общую сумму 240,0 тыс. руб. (КБК 076.0110.0619900.001.290), в 2011 году - на общую сумму 120,0 тыс. руб. (КБК 076.0110.0619900.001.290), в 2012 году - на общую сумму 300,0 тыс. руб. средства на выполнение публичных обязательств (КБК 603.0110.8202103.330.290), всего 660,0 тыс. руб.
При этом нарушение, вменяемое Академии наук Республики Саха (Якутия), состоит в том, что стипендии надлежало присуждать и выплачивать лицам до 33 лет на момент выдвижения, в то время как они выплачивались лицам, достигшим возраста 33 -35 лет.
Как правильно указал суд первой инстанции, установленный Счетной палатой Республики Саха (Якутия) в результате проверки период выплаты, сумма и адресность стипендий, не оспаривается Академией наук Республики Саха (Якутия), в связи с чем, в силу ч. 3.1 ст.70 АПК РФ считается установленным.
Согласно доводам Академии наук Республики Саха (Якутия), выплата указанных стипендий производилась ею в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) N 921 от 22.11.1994 "О государственной поддержке подготовки молодых научных кадров", а также Указом Президента Республики Саха (Якутия) N 1177 от 18.09.2003
Суд апелляционной инстанции, оценив указанные доводы, исходит из следующего.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) N 921 от 22.11.1994 года, в целях укрепления и дальнейшего развития системы подготовки молодых научных кадров в Республике Саха (Якутия) учреждено с 1 января 1995 года, 20 (двадцать) государственных стипендий Республики Саха (Якутия) в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей (с учетом районного коэффициента 70%). Государственные стипендии присуждаются Академией наук Республики Саха (Якутия) молодым научным сотрудникам и аспирантам на период подготовки диссертации, монографии, научных разработок, имеющих высокую научную ценность, сроком на один год (п.1.2).
При этом п. 4.1 Указа N 921, предписано Правительству Республики Саха (Якутия) в установленном порядке утвердить положения о Государственных премии и стипендии для молодых научных сотрудников, порядок выплаты единовременного вознаграждения за защиту кандидатских диссертаций.
Распоряжением правительства Республики Саха (Якутия) N 1364-р от 21.12.1994 года принятого во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) N 921 от 22.11.1994 года (т. 2, л. 87) утверждено "Положение по выплате вознаграждения за защиту кандидатской диссертации и государственной стипендии молодым научным сотрудникам и аспирантам".
Пунктом 1 Положения установлено, что 20 (двадцать) государственных стипендий Республики Саха (Якутия) учреждено Указом Президента Республики Саха (Якутия) N 921 от 22.11.1994 "О государственной поддержке подготовки молодых научных кадров" и вводятся с 01.01.1995 года.
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что государственная стипендия присуждается Президиумом Академии наук Республики Саха (Якутия) молодым научным работникам и аспирантам, постоянно проживающим или проживавшим (аспирантам других городов) на территории республики не менее трех лет, в возрасте до 33 лет на момент выдвижения, по рекомендации соответствующего Объединенного ученого совета при Академии наук Республики Саха (Якутия).
Из указанного следует, что государственные стипендии подлежат выплате только молодым научным работникам и аспирантам, постоянно проживающим или проживавшим (аспирантам других городов) на территории республики не менее трех лет, в возрасте до 33 лет на момент выдвижения.
Указанное свидетельствует о правомерности выводов Счетной палаты и суда первой инстанции, о том, что выплата таких стипендий молодым ученым в возрасте 33-35 лет, является нарушением установленного порядка их выплаты, т.е. нецелевым использованием бюджетных средств.
Ссылка заявителя на Указ Президента Республики Саха (Якутия) N 1177 от 18.09.2003 в данном случае не может быть принята судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку данный правовой акт президента регламентирует установление и выплаты государственных премий.
То обстоятельство, что в п. 3 данного Указа установлен предельный возраст ученых и специалистов 35 лет на дату выдвижения на конкурс премий, грантов и иных вознаграждений, в данном случае не имеет значения, поскольку вопрос о порядке предоставления государственных стипендий регулируется специальной системой правовых актов Указом Президента Республики Саха (Якутия) N 921 от 22.11.1994 "О государственной поддержке подготовки молодых научных кадров", введенным в действие с 01.01.1995 года и принятым в во исполнение данного указа Положением по выплате вознаграждения за защиту кандидатской диссертации и государственной стипендии молодым научным сотрудникам и аспирантам, утвержденного Распоряжением правительства Республики Саха (Якутия) N 1364-р от 21.12.1994 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Правительство Республики Саха (Якутия) не имело права устанавливать возраст претендентов на получение государственной стипендии, поскольку это не было установлено самим указом Президента, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку указанное распоряжение и утвержденное им Положение в установленном порядке не признаны недействительными.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы о том, что в п. 3 Указа Президента Республики Саха (Якутия) N 1177, в котором речь идет и об иных вознаграждениях, к которым и относятся, по мнению заявителя, стипендии, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку как было указано выше, вопрос с выплатой стипендий регламентируется специальными правовыми актами.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности выявленных Счетной палатой бюджетных нарушениях в указанной сумме связанной с выплатой стипендий.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что требование оспариваемого представления по возврату 902,6 тыс. руб. в бюджет Республики Саха (Якутия) является незаконным, поскольку ст. 1109 Гражданского кодекса не допускает взыскание в качестве неосновательного обогащения заработной платы, включая стипендий, суд апелляционной инстанции, отклоняя их, исходит из следующего.
В силу ст. 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ч.1).
Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств (ч.2).
Частью 2 ст. 270.2 БК РФ, установлено, что под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Статьей 18 Закон Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 976-З N 837-IV "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)" установлено, что счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Республике Саха (Якутия), муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Из указанного, следует, что поскольку представление обязательно к рассмотрению лицом в адрес которого оно направлено, а последствием его неисполнения является принятие уполномоченным органом последующих мер принуждения к такому лицу, оно признается ненормативным правовым актом, порождающим для заявителя определенные обязанности по его рассмотрению и принятию мер реагирования, под угрозой того, применения к такому лицу последующих мер принуждения. В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает правомерным рассмотрение судом первой инстанции заявленного требования Академией по существу в порядке главы 24 АПК РФ.
По смыслу вышеуказанного, нецелевое использование бюджетных средств, обуславливает, что лицо, допустившее данное правонарушение, возместило соответствующему бюджету средства, использованные по нецелевому назначению.
Как считает суд апелляционной инстанции в случае отказа от добровольного их возмещения, указанные средства могут быть взысканы с такого лица в установленном законом порядке.
При этом, ссылка заявителя на ст. 1109 Гражданского кодекса, которая устанавливает, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, является не правомерным по следующим основаниям.
Субъектами правоотношений, в отношении которых данная статья подлежит применению, являются исключительно граждане, которым были выплачены указанные платежи. Заявитель по делу, к таким лицам не относится, поскольку он являются юридическим лицом, получившим средства из бюджета с целевым назначением.
В силу указанного требование Счетной палаты не означает, что она требует возмещения средств с заявителя за счет взыскания их с получателей стипендий. В данном случае отношения между Академией наук и получателями стипендий судом не рассматриваются, и вопрос о взыскании данных средств с получателей стипендий не предрешается. В тоже время, Академия наук, как получатель бюджетных средств, обязана рассмотреть вопрос о добровольном возмещении соответствующему бюджету средств использованных ею по нецелевому назначению.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
В силу указанного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое представление не нарушает прав и законных интересов заявителя и в полной мере соответствует законодательству.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "11" августа 2014 года по делу N А58-3139/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3139/2014
Истец: Государственное бюджетное учреждение "Академия наук Республики Саха (Якутия)"
Ответчик: Счетная палата Республики Саха (Якутия)