г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А26-905/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.
при участии в заседании:
от истца: Зосим В.С. - по доверенности от 23.05.2013;
от ответчика: Гришкова А.Ф. - по доверенности от 30.06.2014 N 13-13/49;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20059/2014) Открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.06.2014 по делу N А26-905/2014 (судья Васильева Л.А.), принятое
по иску ОАО "Петрозаводские коммунальные системы", место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр-кт Ленина, д. 11, В, ОГРН 1031000052335;
к Петрозаводскому городскому округу Республики Карелия в лице Администрации Петрозаводского городского округа,
3-е лицо: Петрозаводский городской Совет
о взыскании 7 085 574,49 руб. убытков
установил:
Открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы", 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр-кт Ленина, д. 11, В, ОГРН 1031000052335, (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением о взыскании с Петрозаводского городского округа Республики Карелия в лице Администрации Петрозаводского городского округа (далее - Администрация, ответчик) 7 085 574,49 руб. убытков, причиненных в результате незаконного бездействия Администрации по внесению изменений в Среднесрочную инвестиционную программу (2010-2012 гг.) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Петрозаводский городской Совет.
Решением суда от 24.06.2014 требования истца оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права, просит решение от 24.06.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, при вынесении решения от 24.06.2014, суд первой инстанции не дал оценки противоправному бездействию представительного органа Петрозаводского городского округа, а именно Петрозаводского городского Совета (далее - Совет), в связи с чем пришел к необоснованному выводу о необходимости отказа Обществу в удовлетворении заявленных требований, в то время как именно действия Совета по исключению из повестки дня 16 сессии 27 созыва 18.12.2012 вопроса N 9 о внесении изменений в решение Совета от 15.07.2010 N 26/43-868 и привели к возникновению на стороне Общества убытков в заявленном размере.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ответчика позицию истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которому Администрация считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы Общества несостоятельными.
Совет, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 N 26/43-868 утверждена Среднесрочная инвестиционная программа (2010-2012 гг.) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа" (далее - Инвестиционная программа).
В состав инвестиционных мероприятий включены, в том числе Строительство и реконструкция ВОС (водопроводные очистные сооружения) города Петрозаводска (2-й этап) общей стоимостью работ 698052 тыс. руб. и Модернизация КОС (канализационные очистные сооружения) города Петрозаводска, обязательства Общества в рамках этого проекта в соответствии с Соглашением от 23.07.2005 N 1 "Об инвестициях в сфере эксплуатации и развития муниципальных коммунальных систем" составили 47430 тыс. руб.
В разделе 9 Инвестиционной программы предусмотрен расчет надбавок к тарифам на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение Общества для реализации Среднесрочной инвестиционной программы ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" на 2010-2012 годы".
В разделе 7.1 Инвестиционной программы предусмотрена структура собственных источников Общества, в том числе направляемая на финансирование мероприятий по модернизации водопроводных очистных сооружений города Петрозаводска надбавка к тарифу в размере 98412 тыс. руб.
Решением Петрозаводского городского Совета от 29.11.2010 N 26/47-931 "О внесении изменений в решение Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 N 26/43-868 "Об утверждении среднесрочной инвестиционной программы (2010-2012 гг.) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа" и установлении надбавок к тарифам на водоснабжение и водоотведение для Общества в редакции решения Петрозаводского городского Совета от 26.04.2012 N 27/10-162 "О внесении изменений в решение Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 N 26/43-868 "Об утверждении среднесрочной инвестиционной программы (2010-2012 гг.) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа" и установлении надбавок к тарифам на водоснабжение и водоотведение для ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" (далее - решение Совета от 15.07.2010 N 26/43-868) для Общества на период с 01.01.2013 по 31.12.2013 были установлены следующие надбавки: на услуги водоснабжения - в размере 1,43 руб. за 1 куб. м без НДС для населения; на услуги водоотведения - в размере 0,53 руб. за 1 куб. м без НДС для населения, что применительно к плановому объему полезного отпуска должно было составить соответственно 38 млн. руб. с учетом НДС и 13,5 млн. руб. с учетом НДС в год.
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда от 15.03.2013 пункт 2 решения Петрозаводского городского Совета от 29.11.2010 N 26/47-931 "О внесении изменений в Решение Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 N 26/43-868 "Об утверждении среднесрочной инвестиционной программы (2010-2012 гг.) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа" и установлении надбавок к тарифам на водоснабжение и водоотведение для Общества в редакции решения Петрозаводского городского Совета от 26.04.2012 N 27/10-162 в части установления надбавки на услуги водоснабжения и водоотведения на период с 01.01.2013 по 31.12.2013 признан незаконным и не подлежащим применению с 01.01.2013.
В обоснование принятого решения Петрозаводской городской суд указал на противоречие оспариваемого нормативного акта положениям Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", поскольку срок действия инвестиционной программы Решением Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 N 26/43-868 был установлен до 31.12.2012, а период действия надбавки к ценам (тарифам) для потребителей в размере, необходимом для финансового обеспечения утвержденной инвестиционной программы организации коммунального комплекса, устанавливается на срок реализации данной инвестиционной программы (ее этапа) (пункт 6 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 210-ФЗ).
В связи с чем, в соответствии со статьей 73 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и во исполнение решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15.03.2013 по делу N 33-1499/2013, принятого по заявлению прокурора города Петрозаводска об оспаривании нормативного правового акта, Совет решением от 02.10.2013 N 27/22-320 исключил с 01.01.2013 из пункта 2 вышеуказанного решения Совета слова "с 01.01.2013 по 31.12.2013: - на услуги водоснабжения в размере 1,43 руб. за 1 куб. м без НДС, для населения и (или) исполнителей коммунальных услуг - в размере 1,69 руб. за 1 куб. м с НДС; - на услуги водоотведения в размере 0,53 руб. за 1 куб. м без НДС, для населения и (или) исполнителей коммунальных услуг - в размере 0,63 руб. за 1 куб. м с НДС".
В результате отмены надбавок к тарифам Общество за период с 01.05.2013 по 30.06.2013 не начисляло и не получило с потребителей коммунальных услуг надбавок к тарифам в счет возмещения фактически понесённых затрат на реализацию Проектов в размере 7 085 574,49 руб., которые, по мнению последнего, является ничем иным как убытками Общества, возникшими по вине Администрации, допустившей неправомерное бездействие по внесению изменений в Инвестиционную программу, поскольку пунктом 4 решения Совета от 29.11.2010 N 26/47-931 (в редакции от 26.04.2012) Администрации предписывалось совместно с Обществом подготовить и внести в Петрозаводский городской Совет изменения Инвестиционную программу в части сроков реализации, с учетом установленных пунктом 2 настоящего Решения надбавок к тарифам.
Придя к выводу, что истец не доказал факта причинения ему убытков вследствие незаконного бездействия Администрации, суд первой инстанции оставил заявленные требования без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
Статьей 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В статье 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как верно указано судом первой инстанции, условиями наступления ответственности, предусмотренной статьей 1069 ГК РФ, являются наличие вреда, противоправное поведение причинителя вреда, а также причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом. Отсутствие одного из элементов данного состава правонарушения влечет отказ в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Пунктом 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" определено, что истец, требуя возмещения вреда, обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность акта, решения или действия (бездействия) органа (должностного лица), которыми истцу причинен вред. При этом бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта или решения либо для совершения таких действий (бездействия), лежит на ответчике.
Так, из части 2 статьи 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N210-ФЗ) следует, что инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается исключительно на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и формируемой в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса.
Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей.
В силу частей 3, 4, 5 статьи 11 Закона N 210-ФЗ подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса.
Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей.
Частями 11, 12 указанной статьи предусмотрено, что инвестиционную программу организации коммунального комплекса рассматривает и утверждает представительный орган муниципального образования.
После утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение.
После установления всех указанных в статье 11 Закона N 210-ФЗ тарифов и надбавок органы местного самоуправления заключают с организацией коммунального комплекса договор в целях развития системы коммунальной инфраструктуры, определяющий условия реализации утвержденной инвестиционной программы данной организации.
В соответствии с частью 14 статьи 11 Закона N 210-ФЗ инвестиционная программа организации коммунального комплекса и (или) сроки ее реализации могут быть пересмотрены представительным органом муниципального образования по предложению органа регулирования субъекта Российской Федерации, организации коммунального комплекса, органа регулирования муниципального образования или по собственной инициативе:
1) если по результатам мониторинга выполнения инвестиционной производственной программы организации коммунального комплекса будет установлено, что рентабельность деятельности этой организации значительно выше или значительно ниже уровня рентабельности, рассчитанного при утверждении данной инвестиционной программы;
2) в случаях объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость оказываемых ею услуг, и невозможности пересмотра надбавки к тарифам на услуги организации коммунального комплекса.
Как следует из материалов дела, Администрация, ссылаясь на пункт 4 Решения Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 N 26/43-868 (в редакции от 15.12.2011), 28.06.2012 направила в адрес Общества письмо, в котором указывала на необходимость в кратчайшие сроки представить предложения по внесению изменений в Среднесрочную инвестиционную программу (2010-2012 гг.) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" по реконструкции, модернизации и развитию систем и объектов коммунальной инфраструктуры Петрозаводского городского округа в части сроков реализации и размеров надбавок на реализацию программы.
В ответ на указанное письмо Общество через месяц (31.07.2012) сообщило, что в настоящее время названная программа корректируется и будет представлена после согласования с Госкомитетом РК по ЖКХ и энергетике.
13.09.2012 Администрация, ссылаясь на отсутствие сведений об итогах рассмотрения Госкомитетом РК по ЖКХ и энергетике инвестиционной программы, направило Обществу письмо о необходимости в кратчайшие сроки представления информации о результатах рассмотрения откорректированной программы и представления предложений по внесению изменений в инвестиционную программу в части сроков программы.
В ответ на означенное обращение письмом от 24.10.2012 N 105.02-2/3722 Общество представило Главе Петрозаводского городского округа среднесрочную инвестиционную программу (2010-2013) в новое редакции.
Глава Петрозаводского городского округа направил в Совет соответствующие документы на изменение Инвестиционной программы для включения дополнительно в повестку дня заседания сессии Совета от 18.12.2012 вопроса о внесении изменений в решение Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 N 26/43-868, был также подготовлен проект решения сессии Совета по названному вопросу.
Однако, как следует из протоколов заседаний постоянных комиссий Совета от 10.12.2012, 13.12.2012 депутаты, члены постоянных комиссий, приняли решение рекомендовать сессии Совета не принимать решение по этому вопросу.
В повестку дня очередной сессии Совета от 18.12.2012 под пунктом 9 включен вопрос о внесении изменений в решение Совета от 15.07.2010 N 26/43-868, однако решение по этому вопросу депутатами принято не было, поскольку названный вопрос был снят депутатами с рассмотрения ввиду необходимости представления Обществом подробной информации о суммах полученных средств за 2011-2012 годы за счет установленной надбавки с расшифровкой по направлениям расходования, что согласуется с частью 14 статьи 11 Закона N 210-ФЗ.
При таких обстоятельствах, доводы Общества о немотивированном исключению Советом из повестки дня 16 сессии 27 созыва 18.12.2012 вопроса N 9 о внесении изменений в решение Совета от 15.07.2010 N 26/43-868, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Письмом от 20.12.2012 Общество просило Администрацию, Совет ускорить согласование продления Инвестиционной программы и вынести рассмотрение этого вопроса на внеочередную сессию в декабре 2012 года. Одновременно Общество представило справку о суммах инвестиционной составляющей по холодному водоснабжению и водоотведению с потребителей услуг за 2010-2012 годы.
21.01.2013 Глава Петрозаводского городского округа обратился к председателю Совета с предложением о созыве внеочередной сессии Совета 24.01.2014 с повесткой дня "О внесении изменений в Решение Петрозаводского городского Совета от 15.07.2010 N 26/43-868".
Председателем Совета издано распоряжение от 21.01.2013 N 03-р о созыве сессии Совета 24.01.2013 с вышеуказанной повесткой дня.
Следовательно, вопреки доводам истца ни Администрацией, ни Главой Петрозаводского городского округа не были совершены действия препятствующие рассмотрению вопроса о внесении изменений в решение Совета от 15.07.2010 N 26/43-868, напротив, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, в том числе сроков предоставления Обществом необходимых для рассмотрения означенного вопроса документов, апелляционная коллегия приходит к выводу, что Администрацией и Главой Петрозаводского городского округа были приняты все зависящие от них меры, направленные на рассмотрение соответствующего проекта нормативного правового акта и его утверждение в Совете.
При этом, в соответствии с пунктом 9.3 Регламента Петрозаводского городского Совета, утвержденного Решением Петрозаводского городского Совета от 23.04.2009 N XXVI/XXIX-593, внеочередная сессия может созываться по инициативе не менее одной трети от установленной численности депутатов или Главы Петрозаводского городского округа. Предложение о созыве внеочередной сессии Совета направляется Председателю Совета в письменном виде с указанием вопросов, для рассмотрения которых предлагается созвать сессию и кратким обоснованием необходимости внеочередного созыва сессии. Конкретная дата проведения внеочередной сессии определяется Председателем Совета. Внеочередная сессия проводится не ранее чем через 3 дня и не позднее 10 дней со дня поступления предложения.
В связи с чем, доводы подателя жалобы о наличии у Совета возможности рассмотреть спорный вопрос на внеочередной сессии еще в декабре 2012 года также не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание.
Впоследствии в связи с отсутствием кворума назначенная на 24.01.2014 сессия Совета не состоялась.
В дальнейшем очередная плановая сессия Совета была назначена на 23.04.2013, однако вопрос о корректировке Инвестиционной программы не мог быть внесен на её рассмотрение в связи с тем, что с вступлением в силу Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" внесены изменения, согласно которым с 01.01.2013 соответствующие полномочия от органа местного самоуправления были переданы к органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу о том, что в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ Общество не доказало факт причинения ему заявленных к взысканию убытков вследствие незаконного бездействия Администрации.
Вопреки позиции подателя жалобы нарушений или неправильного применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения от 24.06.2014 судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены или изменения принятого по делу решения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на истца.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24 июня 2014 года по делу N А26-905/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Л. В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-905/2014
Истец: ОАО "Петрозаводские коммунальные системы"
Ответчик: Петрозаводский городской округ Республики Карелия в лице Администрации Петрозаводского городского округа
Третье лицо: Петрозаводский городской Совет