г. Хабаровск |
|
17 октября 2014 г. |
Дело N А73-8405/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.А. Швец
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Спец": представитель не явился;
от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: Голомыздо А.С., представитель по доверенности от 30.12.2013 N 01-30-15112;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спец"
на решение от 29.08.2014
по делу N А73-8405/2014
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спец" (ОГРН 1072722014199, ИНН 2722067939)
к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края N Э-109 от 05.06.2014 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спец" (далее - ООО "Спец", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края (далее - Управление, административный орган) от 05.06.2014 N Э-109 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением от 29.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду несоответствия выводов суда, обстоятельствам дела.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда апелляционной инстанции не принимало.
Представитель административного органа в представленном отзыве и в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в Управление поступила информация из Департамента Росприроднадзора по Дальнево-сточному Федеральному округу (вх. N 5186-5.2-8 от 31.03.2014), содержащая данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно непредставление полной и достоверной информации в области охраны окружающей среды юридическим лицом, ООО "Спец", выразившееся в сокрытии количества отходов в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2013 года, полученных от КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11" министерства здравоохранения Хабаровского края.
По данному факту 03.04.2014 было вынесено определение о возбуждении в отношении ООО "Спец" дела об административном правонарушении по статье 8.5 КоАП РФ и проведении административного расследования.
Для всестороннего и полного проведения административного расследования у ООО "Спец" и КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11" определениями от 04.04.2014 были истребованы копии документов, необходимых для разрешения дела.
В ходе проверки установлено, что между КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11" Министерства здравоохранения Хабаровского края (Заказчик) и ООО "Спец" (исполнитель) заключен договор от 29.07.2013 N 85, согласно которому ООО "Спец" принимает на себя обязательство оказать услуги по сбору и вывозу к месту размещения (захоронения) твердых бытовых отходов, образующихся от деятельности КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11" министерства здравоохранения Хабаровского края.
В соответствии с п. 2.1 договора цена договора составляет 223 762 руб. 50 коп., в цену договора включены все затраты Исполнителя прямо или косвенно связанные с оказанием услуг по настоящему договору, в том числе: амортизация транспортных средств, ГСМ, транспортные расходы, погрузочно-разгрузочные работы, платежи за загрязнение окружающей среды, за размещение (захоронение) отходов, оплата всех налогов, сборов и иных обязательных платежей.
В результате деятельности КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11" министерства здравоохранения Хабаровского края в 3 квартале 2013 года образовалось 40,71 т. отходов 4 класса опасности (мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)), из которых 26,99 т. было передано по договору ООО "Спец".
В 4 квартале 2013 года от деятельности КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11" образовалось также 40,71 т. отходов 4 класса опасности, которые переданы по договору ООО "Спец" в полном объеме.
Таким образом, за 3 и 4 кварталы 2013 года КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11" передало ООО "Спец" 67,7 т. отходов 4 класса опасности (мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).
Факт передачи отходов и оплаты оказанных услуг подтверждается следующими документами: актами выполненных работ по договору N 85 от 29.07.2013, подписанными представителями КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11" и ООО "Спец"; платежными поручениями согласно актов выполненных работ; расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2013 года, выполненными КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11"; выписками из лицевого счета ООО "Спец".
Также, в ходе административного расследования установлено, что в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2013 года, представленных ООО "Спец" в Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу, отсутствует указание объемов отходов, полученных от КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11" в количестве 26,99 т. в 3 квартале 2013 года и 40,71 т. в 4 квартале 2013 года.
Таким образом, проверяющими сделан вывод, что ООО "Спец" допустило сокрытие и искажение информации, отраженной в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов.
По результатам административного расследования, в отсутствии представителя Общества, при надлежащем извещении общества, административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 23.05.2014 N Э-109 по статье 8.5 КоАП РФ.
О месте и времени составления протокола об административном правонарушении на 23.05.2014 в 11 часов 00 минут, общество извещалось уведомлением от 17.04.2014 N 5.2-8-6830 по юридическому адресу: г. Хабаровск, ул. Истомина, 106, оф. 23.
Указанное уведомление получено ООО "Спец" 21.04.2014, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении исх. от 17.04.2014 N 5.2-8-6830, представленным в материалы дела, а также копией списка N 115 внутренних почтовых отправлений за 17.04.2014, копией квитанции об отправке письма в адрес ООО "Спец" с почтовым идентификатором 68000097404822, сведениями о вручении указанного почтового отправления, размещенными на официальном сайте ФГУП "Почта России".
Копия протокола об административном правонарушении, в котором указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 05.06.2014 в 12 часов 00 минут по адресу: г. Хабаровск, Амурский бульвар, 43, каб. 706, вручена ООО "Спец" под вх. N 06 от 03.06.2014, офисменеджеру Федосеевой К.А., что подтверждается отметкой о его получении на сопроводительном письме от 23.05.2014 N 5.2.-8-9249.
Также копия указанного протокола получена ООО "Спец" по юридическому адресу: г. Хабаровск, ул. Истомина, 106, оф. 23 по средствам почтового отправления, которое вручено обществу 30.05.2014, что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела.
05.06.2014 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, государственным инспектором Хабаровского края в области охраны окружающей среды (по охране природа) Голомыздо А.С, в отсутствии представителя общества, вынесено постановление от 05.06.2014 N Э-109, которым ООО "Спец" признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Указанное постановление вручено ООО "Спец" под вх. N 07 от 06.06.2014, офисменеджеру Федосеевой К.А., что подтверждается отметкой о его получении на сопроводительном письме от 06.06.2014 N 5.2.-8-10373.
Копия постановления направлена по почте и вручена обществу 25.06.2014, что подтверждается почтовым уведомление, представленным в материалы дела.
Также копия указанного постановления получена 24.06.2014 представителем ООО "Спец" Костенковой Я.Ф. по доверенности от 17.06.2014.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 11 Закона РФ от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Законом РФ от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно части 2 статьи 19 Закона РФ от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления" - индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с п. 1 приложения 2 "Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" к приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 (в ред. Приказа от 27.03.2008 N 182) Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Расчет) заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее -плательщики), осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду (далее -плата), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду предоставляется плательщиком согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом в Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу.
В ходе проверки установлено, что между КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11" министерства здравоохранения Хабаровского края (Заказчик) и ООО "Спец" (исполнитель) заключен договор от 29.07.2013 N 85, согласно которому ООО "Спец" принимает на себя обязательство оказать услуги по сбору и вывозу к месту размещения (захоронения) твердых бытовых отходов, образующихся от деятельности КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11" министерства здравоохранения Хабаровского края.
В соответствии с п. 2.1 договора цена договора составляет 223 762 руб. 50 коп., в цену договора включены все затраты Исполнителя прямо или косвенно связанные с оказанием услуг по настоящему договору, в том числе: амортизация транспортных средств, ГСМ, транспортные расходы, погрузочно-разгрузочные работы, платежи за загрязнение окружающей среды, за размещение (захоронение) отходов, оплата всех налогов, сборов и иных обязательных платежей.
За 3 и 4 кварталы 2013 года КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11" передало ООО "Спец" 67,7 т. отходов 4 класса опасности (мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).
В ходе административного расследования установлено, что в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2013 года, представленных ООО "Спец" в Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу, отсутствует указание объемов отходов, полученных от КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11" в количестве 26,99 т. в 3 квартале 2013 года и 40,71 т. в 4 квартале 2013 года.
В соответствии с п. 11 приказа Ростехнадзора N 204 от 05.04.2007 в столбце 8 расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду указывается фактическая масса отходов, которые размещены собственником, с начала года нарастающим итогом сверх установленного лимита.
В нарушение данного пункта приказа Ростехнадзора, ООО "Спец" скрыло фактическую массу отходов, размещенных с начала отчетного года и указало лишь массу отходов, образовавшихся в отчетном квартале. Данный факт подтверждается неизменными цифрами в столбце 8 в расчетах платы за 3 и 4 кварталы 2013 года, выполненными ООО "Спец".
В соответствии с п. 12 приказа Ростехнадзора N 204 от 05.04.2007 г. фактическая масса образованных отходов за отчетный период должна указываться в столбце 9.
В графе 10 указанного расчета руководителем организации делается отметка о подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных Расчете.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО "Спец" допустило сокрытие и искажение информации, отраженной в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов.
Факт передачи отходов и оплаты оказанных услуг подтверждается следующими документами: актами выполненных работ по договору N 85 от 29.07.2013, подписанными представителями КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11" и ООО "Спец"; платежными поручениями согласно актов выполненных работ; расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2013 года, выполненными КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11"; выписками из лицевого счета ООО "Спец".
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества заключается в действии (бездействии), выраженном в не оформлении документов содержащих полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду.
Установленные по делу обстоятельства, позволяют сделать вывод, что в действие (бездействие) общества правомерно было квалифицировано административным органом по статье 8.5. КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в минимальной размере, установленном данной статьей.
Довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении, а именно общество не было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении не нашел своего подтверждения при рассмотрении дела.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные этой статьей КоАП РФ. В случае не извещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении названный протокол не может быть составлен в отсутствие этого лица, поскольку это свидетельствует о нарушении предоставленных последнему КоАП РФ процессуальных прав и гарантий.
КоАП РФ не содержит перечня документов, которые могут служить доказательством надлежащего извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Цель извещения состоит в том, чтобы лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, имело точное представление о времени и месте его рассмотрения.
Из материалов дела усматривается, что о месте и времени составления протокола об административном правонарушении на 23.05.2014 в 11 часов 00 минут, общество извещалось уведомлением от 17.04.2014 N 5.2-8-6830 по юридическому адресу: г. Хабаровск, ул. Истомина, 106, оф. 23.
Указанное уведомление получено представителем ООО "Спец" 21.04.2014, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении исх. от 17.04.2014 N 5.2-8-6830, представленным в материалы дела, а также копией списка N 115 внутренних почтовых отправлений за 17.04.2014, копией квитанции об отправке письма в адрес ООО "Спец" с почтовым идентификатором 68000097404822, сведениями о вручении указанного почтового отправления, размещенными на официальном сайте ФГУП "Почта России", а также приобщенным апелляционной инстанцией сообщением УФПС Хабаровского края филиала ФГУП "Почта России" о вручении письма с почтовым идентификатором 68000097404822 представителю организации по доверенности Федосеевой Ксении Александровне.
Законом РФ от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" установлен порядок оказания услуг почтовой связи, которыми регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила N221).
При приеме регистрируемого почтового отправления или почтового перевода отправителю выдается квитанция. В квитанции указываются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (пункт 32).
Пунктом 34 Правил предусмотрено, что вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (законным представителям) осуществляются при предъявлении документов, удостоверяющих личность.
Также в качестве надлежащего извещения лица, является информация, размещенная на официальном сайте предприятия "Почта России" о вручении почтового отправления, при наличии реестра с указанием почтового идентификатора отправления и адреса получателя, почтовой квитанции.
Таким образом, заказное письмо с сообщением даты и времени составления протокола об административном правонарушении в отделении почтовой связи мог получить только человек, имеющий доверенность на получение корреспонденции от имени ООО "Спец" либо законный представитель ООО "Спец", имеющий право действовать без доверенности.
Извещение о составлении протокола об административном правонарушении вручено 21.04.2014, составление протокола состоялось 23.05.2014, таким образом, Заявитель был заблаговременно уведомлен о составлении протокола и имел время и возможность воспользоваться правами, предоставленными ему в соответствии с действующим законодательством об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Кроме того, судом установлено, что ООО "Спец" нарушены процессуальные сроки на обжалование постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Статья 30.3 КоАП РФ также предусматривает десятидневный срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении со дня вручения или получения копии постановления и возможность восстановления указанного срока по ходатайству лица, подавшего жалобу, в случае пропуска срока.
При этом, в соответствии с положениями статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предельные допустимые сроки для его восстановления.
Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
05.06.2014 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановлениеN Э-109, которым ООО "Спец" признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Указанное постановление вручено ООО "Спец" под вх. N 07 от 06.06.2014, офисменеджеру Федосеевой К.А., что подтверждается отметкой о его получении на сопроводительном письме от 06.06.2014 N 5.2.-8-10373.
Факт получения корреспонденции ООО "Спец", посредством вручения офисменеджеру Федосеевой К.А. подтверждается материалами дела, так определение об истребовании материалов и сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 04.04.2014 вручено ООО "Спец" под вх. N 02 от 04.04.2014, офисменеджеру Федосеевой К.А.
При этом указанное определение в адрес общества по средствам почтового отправления не направлялось, вручено только под вх. N 02 от 04.04.2014.
На указанное определение от 04.04.2014, сопроводительным письмом N исх. N 36 от 08.04.2014 ООО "Спец" представило запрошенные Управлением документы.
Срок на обжалование постановления (с учетом праздничных и выходных дней) истек 24.04.2014, а с заявлением в суд общество обратилось 02.07.2014, то есть с пропуском срока.
Заявитель пропуск срока на обращение с заявлением в суд не обосновал, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не представил.
Пропуск срока на обращение с заявлением в арбитражный суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмене обжалуемого постановления.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.08.2014 по делу N А73-8405/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8405/2014
Истец: ООО "Спец"
Ответчик: Главное контрльное управление Правительства Хабаровского края