г. Москва |
|
28 октября 2014 г. |
Дело N А40-15852/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Попова В.И., |
|
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Трансроуд"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.2014 по делу N А40-15852/14, принятое судьей Каменской О.В. (шифр судьи 21-132)
по заявлению ООО "Трансроуд" (109382, г. Москва, ул. Нижние Поля, д. 27 А, стр. 1)
к ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок"
о признании незаконным и отмене постановления от 23.01.2014 ВВВ N 032967
при участии:
от заявителя: |
Харин А.В. по доверенности от 26.06.2014; |
от ответчика: |
Быстрова Е.О. по доверенности N 23-14-215/14 от 16.10.2014; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Трансроуд" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 23.01.2014 ВВВ N 032967.
Решением суда от 28.08.2014 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требований в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против изложенных в жалобе доводов, отзыв на жалобу не представил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Трансроуд" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Государственному Казенному учреждению г. Москвы "Организатор перевозок" с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 23.01.2014 ВВВ N 032967.
В соответствии с ч. 1 ст. 10.7 КоАП г. Москвы эксплуатация городских, пригородных, междугородних и международных автобусных маршрутов, несогласованных в порядке, установленном Правительством Москвы, а также с нарушениями условий согласования влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере четырех тысяч рублей; на юридических лиц -пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 10.7 КоАП г. Москвы повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В качестве обоснования заявленных требований ООО "Трансроуд" ссылается на осуществление посадки, высадки пассажиров у ст. м. "Славянский бульвар" в качестве промежуточного остановочного пункта.
Вместе с тем, осуществление посадки и высадки пассажиров только в установленных остановочных пунктах или в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок зависит от вида регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ) регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок и перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
Согласно части 5 статьи 19 УАТ перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 6 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178 (далее - Приказ Минтранса N178) для решения вопросов по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает: схему маршрута в виде графического условного изображения, с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т.д.); расписание движения автобусов на маршруте в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту; размер платы за проезд и провоз багажа; график работы водителей на маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха.
Открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 Приказ Минтранса N 178).
Порядок формирования автобусных маршрутов предусматривает решение вопроса об организации регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации, представление перевозчиками соответствующих документов, их регистрации, проведение по ним экспертиз, получение согласия на открытие маршрута.
Согласно пункту 9 Порядка формирования сети автобусных маршрутов после получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута, после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут.
Согласно утвержденной Минтрансом России, Департаментом транспорта города Москвы и Министерством транспорта Московской области "Схеме маршрута с указанием линейных и дорожных сооружений", имеющейся в утвержденном Паспорте автобусного маршрута N 523, перевозки по маршруту N 523 предусматривают два остановочных пункта - г. Москва (Киевский вокзал) и Немчиново, а также пять промежуточных остановочных пунктов по пути следования транспортных средств: м. Парк Победы, ул. Колочкова, ул. Рябиновая, ДК Крылья советов, ул. Беловежская.
Иных остановочных пунктов, а также остановок по требованию, обозначаемых знаком "Y", схема маршрута N 523 не содержит.
Таким образом, паспорт маршрута N 523 не предусматривает возможности осуществлять посадку высадку пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте или вне предусмотренных паспортом маршрута остановочных пунктах.
Кроме того, полученное Заявителем согласование Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 02.06.2010 N 61-10-433/01 также не предусматривает остановочного пункта ст. м. "Славянский бульвар".
Оборудование промежуточных остановочных пунктов по МГСН 01.01.09 и информационное обеспечение по ГОСТ 25869-90 (пункт 2 согласования от 02.06.2010 N 61-10-433/01) предусматривают требования к информационно-указательным знакам остановочных пунктов, информационному оформлению пассажирских станций, а не возможность самостоятельной организации произвольных остановочных пунктов.
Отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения в межсубъектном сообщении регламентируются как федеральным, так и региональным законодательством, а именно: Приказом Минтранса N 178, в рассматриваемом случае также Законом Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" (далее -Закон N 268/2005-ОЗ), постановлением Правительства Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы" (далее - Постановление N 24-ПП), а также Временным порядком согласования автобусных маршрутов регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации - Московской областью и городом Москвой, утвержденный протоколом от 22.05.2009 N 61-07-66/9 "О взаимодействии в организации автобусных маршрутов регулярных перевозок между Московской областью и городом Москвой" (далее - Временный порядок).
Названные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации -города федерального значения Москвы и Московской области являются действующими и приняты в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на основании следующего.
В соответствии с пунктом "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь находятся в ведении Российской Федерации.
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.
Таким образом, в исключительном ведении Российской Федерации находятся вопросы функционирования федерального транспорта и путей сообщения. Организация транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении (в пределах одного субъекта) отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом положения Конституции Российской Федерации (статьи 71,72) прямо не относят к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов вопросы организации транспортного обслуживания населения в межсубъектном сообщении.
Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии с пунктом 5 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ до принятия федеральных законов по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 статьи 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Таким образом, поскольку установление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации транспортного обслуживания населения в межсубъектном сообщении не противоречит статье 71 Конституции Российской Федерации и полномочия в указанной области федеральными законами не урегулированы, данные полномочия могут регламентироваться законодательством субъектов Российской Федерации (аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2007 N 4-Г07-22).
Иные нормативные правовые акты федерального законодательства, регламентирующие отношения в области пассажирских перевозок, в частности УАТ, определяющий общие условия перевозок пассажиров и багажа, общие условия предоставления услуг на объектах транспортных инфраструктур, виды перевозок и виды сообщений, ответственность субъектов перевозок, а также Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ N 196-ФЗ), объектом правового регулирования которого выступают общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и, в частности, основные требования к обеспечению безопасности в области дорожного движения, государственная политика, программы в данной области и т.д., непосредственно не регламентируют отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации вопросы определения конкретных процедур согласования перевозок пассажиров и иных вопросов непосредственной организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, напрямую оказывающих влияние на дорожно-транспортную обстановку любого субъекта Российской Федерации, таких как непосредственное управление в сфере транспорта, определение пропускной способности, трасс и графиков движения маршрута по территории субъекта, сроков согласования маршрута, формирование конкретных пунктов отправления и прибытия, посадки и высадки пассажиров на территории субъекта и т.п.
Часть 1 статьи 1 УАТ определяет, что отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Статьей 4 ФЗ N 196-ФЗ установлено, что законодательство РФ о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемым в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов.
К нормативным правовым актам РФ относится Приказ Минтранса N 178, согласно пункту 3 которого открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К нормативным правовым актам субъектов РФ в рассматриваемом случае относятся Закон N 268/2005-ОЗ и Постановление N 24-ПП.
Согласно Постановлению N 24-ПП решение о возможности открытия маршрута принимается по результатам рассмотрения комплекта документов, поступающих в заявительном порядке, сроком от одного до трех лет (пункт 2.3).
В соответствии с положениями Закона N 268/2005-03 основанием возникновения обязательств перевозчика на выполнение перевозок автомобильным транспортом является договор на выполнение перевозок, заключаемый по результатам проведения конкурса на право заключение такого договора сроком до пяти лет с возможностью пролонгации договора на пять лет (статья 18.1).
Таким образом, необходимым условием эксплуатации регулярного межрегионального автобусного маршрута, проходящего по территории двух субъектов Российской Федерации, является наличие правоустанавливающих документов полученных в порядке, предусмотренном законодательством Московской области и законодательством города Москвы.
Вместе с тем, КоАП Москвы на основании пункта "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 1.1, пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ, подпункта 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов города Москвы (в рассматриваемом споре Постановление N 24-1111), а не Приказа Минтранса N 178 и не содержит административной ответственности за нарушение приказа Минтранса N 178.
Так, статья 10.7 КоАП Москвы предусматривает административную ответственность за эксплуатацию городских, пригородных, междугородних и международных автобусных маршрутов, несогласованных в порядке, установленном Правительством Москвы, а также с нарушениями условий согласования.
Заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о том, что им принимались все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, Руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.08.2014 по делу N А40-15852/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-15852/2014
Истец: ООО "Трансроуд"
Ответчик: ГКУ "Организатор перевозок", ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок"