г. Пермь |
|
28 октября 2014 г. |
Дело N А60-24631/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Васевой Е. Е., Варакса Н. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т. В.,
при участии:
от заявителя прокурора Кировского района г. Екатеринбурга: не явились;
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Таверна" (ОГРН 1069658053123, ИНН 6658230692): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя прокурора Кировского района г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 августа 2014 года по делу N А60-24631/2014,
принятое судьей Хачёвым И. В.,
по заявлению прокурора Кировского района г. Екатеринбурга
к обществу с ограниченной ответственностью "Таверна"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Прокурор Кировского района г. Екатеринбурга (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Таверна" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Таверна") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.08.2014 (резолютивная часть решения объявлена 31.07.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт о привлечении общества к административной ответственности.
В апелляционной жалобе ее податель указывает на наличие и доказанность материалами дела в действиях (бездействии) общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Общество по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 13.05.2014 прокуратурой совместно с Центральным Екатеринбургским отделом управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области проведена проверка соблюдения санитарно- эпидемиологического законодательства ООО "Таверна" кафе "Заравшан", осуществляющим деятельность по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сыромолотова, д. 21.
В ходе проверки установлено, что при хранении пищевых продуктов не соблюдаются сроки годности, а именно: - хлеб "Реж хлеб" ОАО "Режевской хлебокомбинат" в количестве 1 упаковки - истек срок годности 04.05.2014; - масляное филе 0,304 г. 1 упаковка, упаковано ООО "Ашан" 02.05.2014, срок годности истек 07.05.2014; - в холодильной установке в холодном цехе хранится трехлитровая банка с огурцами с неприятным запахом и плесенью внутри; - в холодильной установке в холодном цехе хранятся испорченные фрукты; - на нижней полке под разделочным столом в железной таре хранятся соленые помидоры с неприятным запахом и плесенью.
Выявленные нарушения отражены в справке, составленной специалистом Центрального Екатеринбургского отдела управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 21.05.2014; рапорте помощника прокурора от 27.05.2014; зафиксированы на фототаблицах, приобщенных к материалам надзорного производства.
По результатам проверки заявителем в отношении заинтересованного лица вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ от 27.05.2014.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, направлены прокурором в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности в действиях заинтересованного лица состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения и соблюдения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст.11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании).
В п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе: защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В силу п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (п. 5 ст. 4 Закона).
Согласно п. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
В соответствии с п. 4, 5 ст. 5 Закона о защите прав потребителей на продукты питания изготовитель обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
В соответствии с ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые в том числе не соответствуют требованиям нормативных документов, представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Кроме того, как установлено п. 7.11 Постановления Министерства здравоохранения Российской Федерации N 31 от 08.11.2001 "О введении в действие санитарных правил" при хранении пищевых продуктов необходимо строго соблюдать правила товарного соседства, нормы складирования, сроки годности и условия хранения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности в действиях общества события вменяемого административного правонарушения.
Факт совершения обществом административного правонарушения подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами (справка, составленная специалистом Центрального Екатеринбургского отдела управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 21.05.2014; рапорт помощника прокурора от 27.05.2014; фототаблицы; постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.05.2014) и заинтересованным лицом документально не опровергнут.
Выводы суда первой инстанции о недоказанности события административного правонарушения апелляционный суд считает ошибочными.
По мнению суда первой инстанции, факт выявления плесени и неприятного запаха в таре с солеными помидорами и банке с огурцами; испорченных фруктов является неподтвержденным, поскольку проверяющими органами не были взяты какие-либо пробы для установления нарушений. В частности, специалистами в ходе проведения проверки не была дана объективная оценка качеству продуктов, и бактериальный налет, который может присутствовать в соленых и квашенных бочковых грибах, капусте, огурцах, помидорах, был воспринят как плесень.
Вместе с тем, факт наличия плесени в банке с солеными огурцами и таре с помидорами отражен в справке, составленной на основании прокурорской проверки, уполномоченным и компетентным лицом - специалистом Центрального Екатеринбургского отдела управления Роспотребнадзора по Свердловской области, рапорте помощника прокурора, а также на фотографиях, произведенных во время проверки.
Апелляционный суд полагает, что, учитывая, что микроорганизмы плесени вызывают процесс гниения, который определяется без специальных устройств, отбор проб в данном случае не является необходимым.
В соответствии с п. 7.3. ГОСТ Р 51603-2000 "Бананы свежие. Технические условия" (далее ГОСТ) перезревшие, загнившие, гнилые, запаренные, застуженные в 3 - 4-й степени, подмороженные, раздавленные, с глубокими порезами, с темно-коричневой, черной или пятнистой кожурой, с сильными повреждениями сельскохозяйственными вредителями бананы отсортировывают. Из чего следует, что наличие темных и черных пятен говорит об испорченности фрукта.
Относительно выявленной в ходе проверки одной упаковки хлеба "Реж хлеб" ОАО "Режевской хлебокомбинат" с истекшим сроком годности, судом приняты доводы общества о том, что данный продукт не реализовывался в кафе, поскольку не был включен в меню; был принесен сотрудником предприятия для личного пользования.
Вместе с тем, судом не учтено, что доказательств действия данного меню, не имеющего даты составления, либо утверждения в кафе на момент проверки не представлено. Кроме того, факт неуказания в меню хлеба, не является доказательством его отсутствия в иных блюдах, в том числе на столах.
Также судом принят во внимание представленный ООО "Таверна" на обозрение в судебное заседание бракеражный журнал, в котором был зафиксирован факт списания масляной рыбы, который подтверждается также актом о списании товара N 15 от 07.05.2014.
Апелляционный суд относится критически к данным доказательствам, поскольку на момент проведения проверки сотрудниками ООО "Таверна" журналы, акты о списании масленой рыбы представлены не были. При составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в объяснениях представителя правонарушителя, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на данные обстоятельства присутствующим законным представителем общества указано не было.
Кроме того, согласно акта о списании, представленного в судебное заседание, списание рыбы произошло 07.05.2014, проверка проводилась 13.05.2014, из чего следует, что после списания рыбы, она пролежала неделю в холодильной установке, рядом с неиспорченными продуктами.
Выявленные продукты с истекшими сроками годности, плесенью и процессом гниения хранились в холодильной установке, не имеющей специальной маркировки о том, что она предназначена для хранения списанных продуктов питания, либо для личного использования персоналом кафе.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает доказанным материалами дела факт выявленных нарушений требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции, свидетельствующих о наличии события вменяемого административного правонарушения.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества возможности для недопущения нарушений требований технических регламентов, обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуску в обращение продукции, материалы дела не содержат. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Общество, как профессиональный участник рынка, оказывающий услуги потребителям, обязан был принять все необходимые меры для того, чтобы продукция соответствовала техническим регламентам или иным обязательным требованиям, предъявляемым к ней.
Таким образом, в действиях заинтересованного лица доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы заявителя приняты судом апелляционной инстанции и признаны обоснованными.
Однако ошибочность выводов суда первой инстанции не влечет отмену его решения в связи со следующим.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу пункта 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума ВАС РФ если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями КоАП РФ, не предусматривающими ограничений в применении ст. 2.9 Кодекса для какого-либо конкретного состава административного правонарушения и вышеприведенной правовой позицией ВАС РФ, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 71 АПК РФ, полагает, что в рассматриваемом случае, с учетом конкретных обстоятельств дела, вменяемое заинтересованному лицу административное правонарушение возможно признать малозначительным и применить ст. 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.
Доказательств причинения какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству, административным органом не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 августа 2014 года по делу N А60-24631/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу прокурора Кировского района г.Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-24631/2014
Истец: Прокурор Кировского района г. Екатеринбурга
Ответчик: ООО "ТАВЕРНА"