г. Москва |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А40-83588/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Е.А. Солоповой
Судей: В.Я. Голобородько, Н.О. Окуловой
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Щетининым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Гранит"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.07.2014
по делу N А40-83588/14, вынесенное судьей Л.А. Шевелевой
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Гранит"
(ИНН7743877860 и расположенного по адресу: Смольная ул., д. 12, г. Москва, 125493)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 43 по г. Москве (ИНН 7743777777 и расположенной по адресу: Смольная ул., д. 25А, г. Москва, 125493)
о признании частично недействительным решения N 03-02/25253/0009 от 14.03.2014
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Вольман В.Б. по дов. от 14.05.2014
от заинтересованного лица - Золотухина О.В. по дов. N 3 от 09.01.2014
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гранит" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 43 по г. Москве (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решение N 03-02/25253/0009 от 14.03.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в размере 1 360 176,20 руб., начислении пени в сумме 213 207,61 руб., предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 6 800 881 руб. и предложения внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 25.07.2014 отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на доводы, изложенные в тексте апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей сторон, считает, что оснований для отмены или изменения определения Арбитражного суда города Москвы от 25.07.2014 не имеется.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной проверки представленной обществом 21.10.2013 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2013, инспекцией вынесено решение N 03-02/25253/0009 от 14.03.2014.
Решением УФНС России по г. Москве, апелляционная жалоба оставлена без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявления и признавая законным решение инспекции в оспариваемой части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что операции по реализации Гохран России необработанных алмазов подлежат обложению НДС, а общество является налоговым агентом при реализации Гохран России ценностей (алмазов) в адрес общества и должен исполнять обязанности налогоплательщика в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ.
В апелляционной жалобе указывается, что общество является налоговым агентом при реализации Гохран России ценностей (алмазов) в адрес общества и должен исполнять обязанности налогоплательщика в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ.
Покупатели признаются налоговыми агентами по НДС на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ именно в силу отсутствия при реализации имущества казны РФ продавца-налогоплательщика.
Наличие продавца-налогоплательщика исключат возникновение у покупателя обязанностей налогового агента на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ, так как продавец-налогоплательщик должен сам в порядке ст. 168 НК РФ предъявить его покупателю (обществу) НДС сверх цены и уплатить полученный от покупателя НДС в бюджет.
И, наоборот, если общество является налоговым агентом на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ, то это означает, что продавец (Гохран) не является налогоплательщиком.
В действительности, Гохран России не является налогоплательщиком по операциям реализации алмазов, так как реализует алмазы, находящиеся в Госфонде России и составляющие государственную казну РФ.
Это подтверждается пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", п. 1.1 договора между обществом и Гохраном России N 32-15-052-265/13 от 21.05.2013, которым установлено, что Гохран обязуется произвести отпуск лотов алмазов из Госфонда России.
Таким образом, в действительности Гохран России не является налогоплательщиком по операциям реализации алмазов, в связи с чем, Гохран не вправе в качестве налогоплательщика в порядке п.5 ст.149 НК РФ отказаться от освобождения операций от налогоплательщика НДС.
Данные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что обществом заключен договор N 32-15-052-265/13 от 21.05.2013 с Федеральным казенным учреждением "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации (далее Гохран России) об отпуске из Госфонда России необработанных природных алмазов специальных размеров массой 10.8 карата и более.
Пунктом 3.2 вышеуказанного договора определено, что "3.2 Стоимость ценностей определяется исходя из предложенной Организацией стоимости ценностей без налога на добавленную стоимость, право на приобретение которых получено Организацией в результате проведенного аукциона.
Общая стоимость ценностей определяется с учетом налога на добавленную стоимостью.
Сумма налога на добавленную стоимость исчисляется организацией расчетным путем и уплачивается в бюджет в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации".
Абзацем 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ закреплено, что при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В отношении Гохран России установлено: основной поставщик алмазного сырья - Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) создано в структуре Министерства финансов РФ. Гохран России находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Учредителем Гохрана России является Российская Федерация. Собственником имущества Гохрана России является Российская Федерация. Функции и полномочия собственника имущества Гохран России осуществляет Правительство Российской Федерации. Функции и полномочия учредителя Гохрана России осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Реализация алмазов осуществляется в соответствии с решением Правительства Российской Федерации из остатков, находящихся на счетах баланса ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
Таким образом, Гохран России реализует государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляющее государственную казну Российской Федерации.
При совершении операций по приобретению алмазов у Гохран России покупатели должны исполнить обязанности налогового агента, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ, а именно обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В ходе налоговой проверки обществом представлены документы, подтверждающие переход права собственности на алмазное сырье от Гохран России к ООО "Гранит" на возмездной основе, а именно:
-договор с Гохраном России N 32-15-052-265/13 от 21.05.2013 об отпуске из Госфонда России необработанных природных алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более,
-Акт выдачи ценностей N 3/86 от 22.07.2013 г. на сумму 23 530 039,22 руб. в т.ч. НДС 3 589 328,03 руб.
-Ведомости комплектации алмазов к акту выдачи ценностей N 3/86 от 22.07.2013 и 29.05.2013;
-СчетN 26 от 18.06.2013;.
-Акт выдачи ценностей N 3/115 от 05.08.2013 г. на сумму 21 018 110,94 руб. в т.ч. НДС 3206 152,51 руб.
-Ведомости комплектации алмазов к акту выдачи ценностей от 05.08.2013 и от 29.05.2013
-Счет N 2 7 от 18.06.2013
- Платежное поручение N 1 от 22.03.2013 г. на сумму 30 000 руб., свидетельствующее об оплате ООО "Гранит" задатка за участие в аукционе по реализации на внутреннем рынке алмазов.
-Платежное поручение N 7 от 05.07.2013 г. на сумму 19 940 712,20 руб., свидетельствующее об оплате ООО "Гранит" алмазного сырья.
-Платежное поручение N 12 от 30.07.2013 г. на сумму 17 811959,42 руб., свидетельствующее об оплате ООО "Гранит" алмазного сырья.
На основании подпункта 10 пункта 3 статьи 149 НК РФ операции по реализации необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности освобождаются от налогообложения.
В целях применения указанной нормы обрабатывающими предприятиями являются предприятия, которые по отраслевой принадлежности относятся к обрабатывающим предприятиям и вправе осуществлять деятельность по обработке природных алмазов.
При этом пунктом 5 статьи 149 НК РФ установлено, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
ФКУ "Государственное учреждение по формированию государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации" в налоговый орган по месту регистрации - 25.12.2012 представлено уведомление от 25.12.2012 N 32-10-116-135/3425 об отказе с 1 января 2013 года на год от освобождения от НДС операций, предусмотренных подпунктом 10 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, операции по реализации Гохран России необработанных алмазов подлежат обложению НДС, а общество является налоговым агентом при реализации Гохран России ценностей (алмазов) в адрес общества и должен исполнять обязанности налогоплательщика в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ.
Суд первой инстанции правомерно учел, что ФКУ "Государственное учреждение по формированию государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации" в налоговый орган по месту регистрации -25.12.2012 представлено уведомление N 32-10-116-135/3425 от 25.12.2012 об отказе с 1 января 2013 года на год от освобождения от НДС операций, предусмотренных подпунктом 10 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, операции по реализация Гохран России необработанных алмазов подлежат обложению НДС, а общество является налоговым агентом при реализации Гохран России ценностей (алмазов) в адрес ООО "Гранит" и должен исполнять обязанности налогоплательщика в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ.
Суд указал, что в соответствии с пп. 10 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по реализации необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности освобождаются от налогообложения. При этом п. 5 данной статьи Кодекса установлено, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Таким образом, в случае отказа Гохрана России в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ от освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость вышеназванных операций налог следует уплачивать налоговым агентам в порядке, установленном п. 3 ст. 161 НК РФ. Данное обстоятельство подтверждается, в том числе письмом Минфина РФ N 03-07-05/09 от 18.04.2011.
Суд правомерно учел особенность и специфику деятельности Гохрана России (распоряжение Правительства Российской Федерации N 1646-р от 30 сентября 2010, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 1996 N 1378, распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 января 2005 N 18-р и распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2010 N 1646-р, п. 12 Устава Гохрана России, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 196 от 30 мая 2011).
Суд установил, что отпуск ценностей входит в задачи деятельности Гохрана России, образованного в соответствии с нормативными актами Правительства РФ. При этом фактически Гохран осуществляет деятельность по отпуску соответствующих ценностей, изъятых из обычного гражданского оборота от имени казны Российской Федерации.
Осуществляя возмездный отпуск алмазного сырья фактически Гохран, передает право собственности от казны Российской Федерации к покупателю такого.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Гохран России является плательщиком НДС.
При таких обстоятельствах, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут явиться основанием для отмены судебного акта.
Решение по настоящему делу является законным и обоснованным.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.07.2014 по делу N А40-83588/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Солопова |
Судьи |
Н.О.Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-83588/2014
Истец: ООО "Гранит", ООО "Гранит"
Ответчик: ИФНС России N43 по г. Москве