г. Санкт-Петербург |
|
22 октября 2014 г. |
Дело N А26-4011/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от истца: не явился, извещён,
от ответчика: не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21417/2014) ООО "ЮБор" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.07.2014 по делу N А26-4011/2014 (судья Борунов И.Н.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к ООО "ЮБор"
о взыскании,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН: 1071001000828, ИНН: 1001016090; местонахождение: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Андропова,2/24; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЮБор" (ОГРН: 1091031000169, ИНН: 1017002270; местонахождение: Республика Карелия, г.Костомукша, ул.Строителей, 7А; далее - Общество) о взыскании 631 941,71 руб. неустойки за нарушение условий договора аренды от 25.12.2008 N 91-з.
Решением суда от 16.07.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права и неправильное применение норм материального права, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что Министерством нарушен порядок освидетельствования мест рубок. По мнению Общества, Министерством нарушен пункт 8 Правил заготовки древесины, поскольку осмотр проведен в снежный период, а также пункт 10 названных Правил, поскольку извещение о дне освидетельствования мест рубок выслано Обществу за 13 дней до назначенного срока. Также податель жалобы указывает, что представленные Министерством акт не являются надлежащим доказательством по делу, поскольку не подписаны представителями арендодателя, содержат исправления.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель) и ООО "Юшкозерское лесопромышленное хозяйство" (арендатор) 25.12.2008. заключен договор аренды лесного участка N 91-з, в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) часть лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 77822 га, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 10:17:00 00 00:021, расположенного в Калевальском районе на территории государственного учреждения Республики Карелия "Калевальское центральное лесничество".
Согласно пункту 7.1. вышеуказанного договора срок его действия установлен с момента государственной регистрации до 31.12.2029.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.01.2009, что подтверждается записью регистрирующего органа за номером 10-10-04/007/2008-448.
Впоследствии арендодатель по договору - Министерство лесного комплекса Республики Карелия на основании Постановления Правительства Республики Карелия от 04.09.2010. N 177-П переименовано, новое наименование арендодателя - Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия. Соглашением о перенайме от 24.12.2009. права и обязанности по договору аренды N 91-з от ООО "Юшкозерское лесопромышленное хозяйство" были переданы ООО "ЮБор". Таким образом, сторонами по договору аренды лесного участка являются Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия и ООО "ЮБор".
Пунктом 1.4. договора аренды лесного участка предусмотрено, что лесной участок передается арендатору для использования в целях заготовки древесины. Годовой объем разрешенного использования лесов (годовой объем заготовки древесины) на лесном участке, переданном в аренду, приведен в приложении N 3 к договору.
Согласно пунктам 3.1., 3.4. договора пользование лесным участком осуществляется на основании лесной декларации и в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, действующими нормативно-техническими документами, утвержденными органами государственной власти в области лесных отношений.
Пунктом 4.4.2. данного договора аренды предусмотрена обязанность арендатора не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а в пункте 5.4. - основания и размеры неустоек за такие нарушения.
Согласно подпункту "д" пункта 5.4. договора, за оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках, в местах производства работ при расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения и установки, а также аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более 1 месяца арендатор выплачивает арендодателю неустойку в размере 3-кратной стоимости не вывезенной в срок или оставленной аварийной древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам переработки, установкам и приспособлениям, к складам, расположенным около лесных дорог и иным пунктам временного хранения, оформленным в установленном порядке.
Из содержания первого абзаца подпункта "г" пункта 5.4. договора следует, что за оставление недорубов в виде компактных участков леса подлежит уплате ответчиком неустойка, исчисленная исходя из однократной стоимости оставленной в недорубах древесины, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
В рамках договора аренды лесного участка от 25.12.2008. N 91-з представителями арендодателя 17 марта 2014 и 10 апреля 2014 года без участия представителя арендатора (извещенного надлежащим образом - извещения с отметкой ответчика о получении - на л.д. 25, 27) проведен осмотр мест рубок, в ходе которого выявлены нарушения лесохозяйственных требований, предъявляемых к осуществлению использования лесов: оставление не вывезенной в установленный срок древесины, оставление недорубов в виде компактных недорубов. Указанные нарушения зафиксированы в пяти актах осмотра мест рубок от 17.03.2014. и от 10.04.2014.
В соответствии с подпунктами "д", "г" пункта 5.4. договора аренды лесного участка N 91-з от 25.12.2008. Министерство начислило Обществу неустойку по вышеуказанным актам в общей сумме 631 941,71 руб.
Ссылаясь на то обстоятельство, что Общество добровольно не произвело оплату неустойки, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил иск.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Порядок заключения договоров аренды лесного участка установлен Лесным кодексом Российской Федерации, согласно п. 4 ст. 74 которого заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий; при этом арендодателями лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом согласно п. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации, и п. 2 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324, к договору применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 данных Правил (данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 339, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 24.05.2010) установлено, что настоящие Правила определяют порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подп. "б" п. 8 указанных Правил в договоре аренды лесного участка за нарушение условий данного договора устанавливается ответственность в виде неустойки (штрафа, пени).
Исходя из положений ст. 330, 394 Гражданского кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязательств по договору должник обязан оплатить кредитору неустойку (определенную законом или договором денежную сумму).
Порядок исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации N 273.
Согласно ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.
Во исполнение названных положений Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.08.2011 N 337 утверждены Правила заготовки древесины, устанавливающие требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что начисление неустойки произведено истцом в связи с нарушением ответчиком условий лесопользования, за которые договором предусмотрена неустойка, а именно не вывезена древесина, оставлен компактный недоруб всего на сумму 631 941, 71 руб.
Согласно п. 92 Указаний основным документом освидетельствования является акт освидетельствования мест рубок, подсочки и осмолоподсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов.
Акт освидетельствования составляется в 3 экземплярах, заполняется четко и разборчиво и подписывается представителем лесхоза, проводящим освидетельствование, представителем лесопользователя и лицами, присутствующими при освидетельствовании.
Должности, фамилии, имена и отчества, наименования предприятий должны быть полными и точными. На все вопросы, поставленные в акте освидетельствования, даются исчерпывающие ответы.
В акте освидетельствования указываются все выявленные при освидетельствовании нарушения и размеры начисленных неустоек. В акт записываются указания лесхоза об устранении выявленных недостатков, а также замечания и возражения (при их наличии) представителя лесопользователя и присутствующих при освидетельствовании лиц.
В подтверждение выявленных нарушений Министерством представлено четыре акта осмотра мест рубок от 17.03.2014 и акт осмотра мест рубок от 10.04.2014, а также ведомости к актам.
Представленные акты соответствуют установленным требованиям, представленные пересчетные ведомости содержат все необходимые сведения, позволяющие соотнести их с актами.
Согласно п. 92 Указаний акт освидетельствования подписывается представителем лесхоза, проводящим освидетельствование, представителем лесопользователя и лицами, присутствующими при освидетельствовании.
Лица, проводившие и присутствующие при проведении проверки, подписали акты от 17.03.2014 и от 10.04.2014.
Доказательств отсутствия у лиц, подписавших акты, полномочий на составление актов ответчиком не представлено.
Доводы Общества о нарушении Министерством порядка извещения о проведении осмотра мест рубок и порядка проведения осмотра проверены апелляционным судом и отклоняются.
В соответствии с пунктом 8 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 N 130, в целях объективной оценки разработки лесосек (сохранность подроста, очистка лесосек и др.) освидетельствование предпочтительнее проводить в бесснежный период.
В случаях неудовлетворительных природных условий (обильный снег, разлив рек, временное бездорожье и т.п.) освидетельствование переносится на другое время, определяемое лесхозом по договоренности с лесопользователем.
Учитывая, что окончание лесозаготовительной деятельности ответчика пришлось на сентябрь, из-за разлива ручьев было невозможно провести осмотр мест рубок, в связи с чем принято решение о переносе осмотра на март.
Извещения о проведении осмотра мест рубок были получены Обществом до назначенной даты освидетельствования (л.д. 25, 27), однако на осмотр мест рубок ответчик собственного представителя не направил.
Письмами от 26.03.2014 и от 17.04.2014, полученными Обществом 03.04.2014 и 22.04.2014 соответственно, Министерство направило Обществу акты осмотра мест рубок.
Пунктом 96 Указания установлено, что в случае частичного или полного несогласия лесопользователя с требованиями лесхоза (лесничество) лесопользователь обязан не позднее двухмесячного срока в письменной форме заявить об этом лесхозу (лесничеству).
В порядке п. 96 вышепоименованных Указаний свои возражения в письменной форме лесхозу не заявил. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства о направлении ответчиком возражений относительно выявленных нарушений, а также недостоверности сведений, изложенных в актах от 17.03.2014 и от 10.04.2014.
Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Из содержания статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что стороны свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Статьями 393, 394 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору лицо, нарушившее обязательство, обязано возместить убытки, а в случае, предусмотренном законом или договором, неустойку.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. В соответствии со статьей 331 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме.
Буквальное толкование приведенных норм права свидетельствует о том, что договорная неустойка устанавливается по соглашению сторон и, соответственно, ее размер, порядок исчисления, условия применения определяются исключительно по усмотрению сторон.
Действующим лесным законодательством не предусмотрено взыскание неустоек. Гражданским кодексом Российской Федерации установлены лишь требования к форме соглашения сторон о неустойке. Вместе с тем, пунктами 5.4. -5.6. договора установлены основания и порядок начисления неустоек за нарушение лесохозяйственных требований.
При таких обстоятельствах, согласование сторонами в договоре аренды лесного участка условия о применении мер ответственности в случае нарушения арендатором договорных обязательств соответствует требованиям статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации и является легитимным. В данном случае суд также принимает во внимание, что суду не представлены доказательства обращения ответчика к истцу с требованием об изменении положений договора о неустойках на стадии заключения договора или после его подписания, а равным образом доказательства внесения изменений в договор в этой части сторонами либо в судебном порядке.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по договору аренды лесного участка N 91-з от 25.12.2008. и нарушения установленных правил использования лесов подтверждается материалами дела, в том числе: пятью актами осмотра мест рубок от 17.03.2014. и от 10.04.2014. и ведомостями к ним.
Акты осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) с ведомостями к ним ответчик не оспорил.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учётом изложенного, судебная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.07.2014 по делу N А26-4011/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4011/2014
Истец: ГУ Республики Карелия "Калевальское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "ЮБОР"
Третье лицо: Арбитражный суд РК