г. Саратов |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А06-5619/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веряскиной С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Рассветский сельсовет" (416133, Астраханская область, Наримановский район, с.Рассвет, ул. Советская, д. 36, ОГРН 1023000836680, ИНН 3098005587)
на решение арбитражного суда Астраханской области от 27 августа 2014 года по делу N А06-5619/2014, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Ковальчук Т.А.)
по заявлению администрации муниципального образования "Рассветский сельсовет" (416133, Астраханская область, Наримановский район, с. Рассвет, ул.Советская, д. 36, ОГРН 1023000836680, ИНН 3098005587)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области (41400, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 113, ОГРН 1043000708695 ИНН 3015066698)
о признании незаконным и отмене постановления от 28.05.2014 N 04-084/2014/1,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Рассветский сельсовет" (далее администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Астраханской области (далее Управление, административный орган) N 04-084/2014/1 от 28.05.2014 года о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30000 рублей по основаниям отсутствия состава административного правонарушения.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 27 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация муниципального образования "Рассветский сельсовет", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 27 сентября 2014 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей администрации муниципального образования "Рассветский сельсовет", Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 21 октября 2014 года, объявлялся перерыв до 23 октября 2014 года до 10 час. 30 мин.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Астраханской области от 26.03.2014 г. N 277 была проведена рейдовая проверка водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта р.Волга от начала и до конца административных границ территории Муниципального образования "Рассветский сельсовет".
По результатам проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Астраханской области 10.04.2013 г. в отношении Администрации муниципального образования "Рассветский сельсовет" было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Определение было получено Администрацией 17.04.2014 года, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
14 мая 2014 года в присутствии представителя Администрации Оганесян Ш.Р. (доверенность от 31.03.2014 года) государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Астраханской области Акзановым М.М. был составлен протокол об административном правонарушении N 04-084/2014/1 по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что Администрация муниципального образования "Рассветский сельсовет", являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Муниципального образования "Рассветский сельсовет", имея возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных частью 1 статьи 56, частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 7, частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", частью 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункта 19 статьи 8 Устава муниципального образования "Рассветский сельсовет" и пункта 18 статьи 14 Федерального закона N 131 от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" не предприняла своевременных, должных мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории МО "Рассветский сельсовет", в связи с чем, 28.03.2014 года в период с 13 часов 30 минут по 14 часов 20 минут в пределах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы правого берега водного объекта р.Волга, в 150-м севернее от границ населенного пункта с.Рассвет до 280 м севернее от границ населенного пункта с. Рассвет Наримановского района Астраханской области, в 100 метровой зоне от уреза правого берега водного объекта р.Волга было установлено мозаичное захламление отходами производства и потребления (отходы пластика, полиэтилена, бумаги, целлофановые пакеты, отходы стекла), которые при сильных порывах ветра, выпадения обильных осадков, в период паводка может повлечь засорение данного водного объекта отходами производства и потребления.
Данное правонарушение, виновное бездействие юридического лица привело к нарушению требований к охране водных объектов, которое могло бы повлечь загрязнение и засорение водного объекта р.Волга, за нарушение которого предусмотрена ответственность по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Астраханской области N 04-084/2014/1 Администрация муниципального образования "Рассветский сельсовет" привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30000 рублей.
Администрация, не согласившись с указанным постановлением, обратилась в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом правонарушения по данной статье являются общественные отношения в области охраны окружающей природной среды.
Объективная сторона правонарушения характеризуется деянием (действием или бездействием), выражающемся в нарушении требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Субъектом правонарушения может быть юридическое лицо, вина которого согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ устанавливается лишь выявлением наличия у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятием всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Поскольку норма является отсылочной (отсылает к требованиям по охране окружающей среды), административный орган обязан указать, какие конкретные требования (выраженные в конкретных нормативных правовых актах) нарушены лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что такие нормы административным органом установлены.
Статьей 1 Водного кодекса РФ дано понятие водного объекта, под которым понимают природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов; засорение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов; истощение вод - устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.
Согласно частям 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" поверхностные и подземные воды, земли, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды (статья 1 Закона).
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
При этом пунктом 2 названной статьи предусмотрен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее Закон N 131-ФЗ), частью 1 статьи 7 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городских, сельских поселений.
В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления, части 2 статьи 7 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления", территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 2 и пункту 1 статьи 4 Устава Муниципальное образование "Рассветский сельсовет" наделено законом Астраханской области статусом сельского поселения и местное самоуправление осуществляется в его границах.
Граница МО "Рассветский сельсовет" определяет территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Официальным документом, фиксирующим границу муниципального образования, является Закон Астраханской области от 12.04.2004 года N 21/2004-ОЗ "Об утверждении описания границ Астраханской области".
При рассмотрении спора судами на основании приложения N 118 к закону Астраханской области от 12.04.2004 г. N 21/2004-ОЗ установлено, что граница МО "Рассветский сельсовет" начинается от точки пересечения с границей МО "Город Астрахань" на правом берегу реки Волга и идет по смежеству с МО "Город Астрахань" в западном направлении до автомобильной магистрали Астрахань-Москва протяженностью 1000 м. Далее идет в северо-западном направлении по автомобильной магистрали протяженностью 200 м. Затем граница идет по объездной автомобильной дороге Волгоград-Красные Баррикады в южном направлении протяженностью 200-м, далее граница идет в западном направлении по северной границе орошаемого участка "Полынно-Стрелецкий" протяженностью 5700 м, далее идет на северо-восток протяженностью 6300-м, затем идет в юго-западном направлении протяженностью 3800-м, затем идет в северовосточном направлении протяженностью 7900 м. Далее граница идет на северо-запад протяженностью 4500 м. затем идет в северо-восточном направлении до реки Волга протяженностью 8000 м, затем идет по середине реки Волга протяженностью 19000 м до первоначальной точки. Граница на участке Балчуг начинается от точки впадения ерика Балчуг в реку Волга, далее идет по смежеству с МО "Разночиновский сельсовет" протяженностью 1625 м, затем идет по суходолу в северо-восточном направлении протяженностью 1340 м, далее идет в юго-восточном направлении, пресекая вододелительную дамбу протяженностью 1500 м. Далее граница идет по суходолу в юго-западном направлении протяженностью 5620 м до ерика без названия. Далее граница идет в юго-западном направлении по суходолу до реки Рыча протяженностью 2000 м, далее идет до реки Волга, затем идет по середине реки Волга в северо-западном направлении, до первоначальной точки.
Таким образом, водоохранная зона и прибрежная защитная полоса водного объекта реки Волга, расположена в границах МО "Рассветский сельсовет".
С учетом изложенных выше норм права суд первой инстанции правомерно указал, что Администрация МО "Рассветский сельсовет", исходя из своих функций и требований закона, обязана следить за тем, чтобы в водоохраной зоне и на прибрежной полосе в пределах подведомственной ей территории не находился мусор, который может попасть в водный объект и вызвать его засорение.
Факт наличия несанкционированной свалки подтверждается материалами дела и в том числе актом по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории МО "Рассветский сельсовет" от 12.04.2014 года, протоколом об административном правонарушении.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции при рассмотрении заявления неправомерно отклонен довод Администрации о том, что в связи вступлением в силу Федерального закона N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ФЗ-136), организация сбора и вывоза мусора, предусмотренная пп. 18 п. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ не относятся к вопросам местного значения сельского поселения. Поскольку Закон N 136-ФЗ вступил в законную силу 27.05.2014, а постановление Управления о привлечении Администрации к административной ответственности вынесено 28.05.2014, то есть после вступления указанного правового акта в законную силу, заявитель считает, что судом необоснованно не были применены положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.
Апелляционный суд считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными в силу нижеследующего.
Событие административного правонарушения, совершенного администрацией МО "Рассветский сельсовет" и квалифицированного административным органом по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ наступило 28.03.2014 года (до вступления в законную силу Федерального закона от 27.05.2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Таким образом, обязанность по осуществлению организации сбора и вывоза мусора на момент проверки (28.03.2014) была возложена на администрацию МО "Рассветский сельсовет" законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом N 165-ФЗ от 23.06.2014 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, статья 4 Федерального закона от 27.05.2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнена частью 5 следующего содержания: "До 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона".
Таким образом, организация сбора и вывоза мусора, предусмотренная пп.18 п.1 ст. 14 ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления", относится к вопросам местного значения сельского поселения администрации МО "Рассветский сельсовет" до 01.01.2015 года.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела администрацией не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что ей были приняты все необходимые и достаточные меры по соблюдению требований и условий законодательства в области охраны окружающей среды.
Следовательно, вина администрации МО "Рассветский сельсовет" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлена и доказана.
Порядок привлечения администрации к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1., 4.2. и 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания, и в качестве меры избран минимальный размер штрафа в пределах санкции, предусмотренной частью 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в минимальном размере. Мера наказания соразмерна совершенному деянию.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 27 августа 2014 года по делу N А06-5619/2014, рассмотренному в порядке упрощённого производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Рассветский сельсовет" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5619/2014
Истец: Администрация МО "Рассветский сельсовет"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области