г. Ессентуки |
|
22 октября 2014 г. |
Дело N А15-1770/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 2014.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2014 2014.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия муниципального образования г. Кизляр "Спецавтохозяйство" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.07.2014 по делу N А15-1770/2014 (судья Омарова П.М.),
по заявлению муниципального унитарного предприятия муниципального образования г. Кизляр "Спецавтохозяйство" (ИНН 0547005059, ОГРН 1080547000302),
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан (г. Махачкала, ул. Буганова д. 17 "Б")
о признании незаконным решения, оформленного письмом N 10-577/1 от 07.04.2014 о ненадлежащим образом оформленном заявлении на переоформлении лицензии в области обращения с отходами, и обязании устранить допущенные нарушения и переоформить лицензию от 04.05.2009 N ОТ-32-000470,
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Республики Дагестан
от муниципального унитарного предприятия муниципального образования г. Кизляр "Спецавтохозяйство" - Месробян Н.Х. по доверенности от 14.01.2014 N 2;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан - Сардаров К.М. по доверенности от 20.10.2014 и Челаев Н.Д. по доверенности от 20.10.2014.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие муниципального образования г. Кизляр "Спецавтохозяйство" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным решения, оформленного письмом N 10-577/1 от 07.04.2014 о ненадлежащим образом оформленном заявлении на переоформление лицензии в области обращения с отходами, и обязании устранить допущенные нарушения и переоформить лицензию от 04.05.2009 N ОТ-32-000470.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.07.2014 в удовлетворении заявления отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия управления являются правомерными.
Не согласившись с решением, предприятие подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на неправильное применение судом норм материального права, в результате чего были нарушены права общества на переоформление лицензии. Общество имело право подать заявление о переоформлении лицензии в том виде, в котором оно поступило в управлении, управлению было известно о том, что лицензируемая деятельность осуществляется обществом не по месту регистрации юридического лица а в ином месте.
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, муниципальному унитарному предприятию "Комбинат благоустройства" г. Кизляра Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору выдана лицензия N ОТ-32-000347 (05) от 09.11.2007 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
В связи с реорганизацией МУП "Комбинат благоустройства" г. Кизляра в муниципальное унитарное предприятие муниципального образования г. Кизляр "Спецавтохозяйство", взамен вышеуказанной лицензии предприятию выдана новая лицензия N ОТ-32-000470(5) от 04.05.2009 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов сроком действия до 04.05.2014. В качестве местонахождения предприятия и места осуществления лицензируемой деятельности в лицензии от 04.05.2009 указано: Республика Дагестан, г. Кизляр, ул. Грозненская, 103.
В связи с окончанием срока действия лицензии от 04.05.2009 предприятие подало заявление о переоформлении лицензии, в котором указало на необходимость исправления ошибочно указанного Ростехнадзором по Республике Дагестан в лицензии от 04.05.2009 N ОТ-32-000470(05) места осуществления лицензируемой деятельности, фактически ею является: Кизлярский район, вдоль дороги на п. Рыбалко.
Рассмотрев заявление предприятия о переоформлении лицензии, управление письмом от 07.04.2014 N 10-577/1 сообщило, что заявление оформлено с нарушением требований частей 7, 9 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) пункта 6 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 (далее - Положение о лицензировании) и формы, предусмотренной Приказом Росприроднадзора от 30.11.2011 N 885.
Управление указало, что при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указывается этот адрес, а также сведения, подтверждающие соответствие лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемой деятельности по этому адресу, а именно, сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам объекта, который планируется использовать для осуществления заявленных работ по новому адресу и сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, связанной с размещением отходов. Кроме того, в письме от 07.04.2014 указано, что в представленном заявлении отсутствует лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, который лицензиат намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Предприятию предложено в тридцатидневный срок с момента получения данного уведомления устранить указанные нарушения и представить соответствующие документы.
Считая вышеуказанные выводы управления незаконными, а также, что письмо (уведомление) от 07.04.2014 создает неустранимые препятствия для осуществления предпринимательской деятельности по размещению (захоронению) твердых отходов IV класса опасности, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Из пункта 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является письмо (уведомление) лицензирующего органа, в котором указано на допущенные предприятием нарушения при подаче заявления о переоформлении лицензии от 04.05.2009 и необходимость их устранения в тридцатидневный срок с момента получения уведомления.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение на осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В силу подпункта 30 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Частью 4 ст. 22 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности.
Как видно из ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 99-ФЗ, лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии, оригинал действующей лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии (ч. 3 ст. 18 Закона N 99-ФЗ).
В соответствии с ч. 7 ст. 18 Закона N 99-ФЗ при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В силу п. 2 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 (далее - Положения о лицензировании) лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - лицензирующий орган).
К лицензионным требованиям при осуществлении деятельности в области обращения с отходами относится, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям (подпункт "а" пункта 3 Положения о лицензировании).
Согласно пункту 6 Положения о лицензировании при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес, а также: сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ (подпункт "в"); сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (подпункт "г").
Частью 12 статьи 18 Закона о лицензировании установлено, что если заявление о переоформлении лицензии оформлено с нарушением установленных требований или прилагаемые к заявлению документы представлены не в полном объеме, лицензирующий орган в течение трех рабочих дней со дня приема заявления вручает лицензиату или направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок нарушений (представления отсутствующих документов).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании наличие у лицензиата необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям является одним из лицензионных требований, соблюдение которых обязательно при осуществлении деятельности в области обращения с отходами.
Материалами дела установлено, что лицензия от 04.05.2009 N ОТ-32-000470(05) сроком действия до 04.05.2014 предоставляет предприятию право на осуществление деятельности по сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Местом осуществления лицензируемой деятельности указано: Республика Дагестан, г. Кизляр, ул. Грозненская, 103.
В заявлении о переоформлении лицензии указано, что предприятие планирует осуществлять работы аналогичные предыдущим и по адресу места осуществления аналогичному предыдущему, а именно, сбор, транспортировка и размещение отходов IV класса опасности по месту осуществления лицензируемого вида деятельности: Кизлярский район, вдоль дороги на п. Рыбалко.
В выданных предприятию лицензиях от 09.11.2007 и от 04.05.2009 не указан адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности - Кизлярский район, вдоль дороги на п. Рыбалко.
Следовательно, к заявлению предприятия о переоформлении лицензии с указанием иного адреса места осуществления лицензируемой деятельности, должны быть приложены, в том числе, предусмотренные подпунктами "в" и "г" пункта 6 Положения о лицензировании сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, а также сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объекта размещения отходов (полигона) либо сведения, подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию или разрешение на его строительство, выданные до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В материалах дела представлены копии санитарно-эпидемиологического заключения от 20.09.2006 N 5.08.41.000.М.000221.09.06 и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 05-043-2433-00110-1-07 от 20.09.2007.
Однако, как видно из заявления о переоформлении лицензии, а также из содержания поданного в суд заявления, указанные документы предприятие не представило в составе материалов по переоформлению лицензии.
Судом первой инстанции правильно отклонен довод предприятия том, что местом осуществления лицензируемой деятельности всегда был и остается вышеуказанный полигон твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: Кизлярский район, вдоль дороги на п. Рыбалко, а в выданных Ростехнадзором лицензиях от 09.11.2007 и от 04.05.2009 ошибочно указан другой адрес осуществления деятельности, так как противоречит положениям законодательства о лицензировании, устанавливающим требования к содержанию лицензии, а также к порядку выдачи и переоформления лицензий. Осуществляя лицензируемый вид деятельности с момента выдачи лицензии от 09.11.2007, предприятие не предприняло мер к надлежащему оформлению выданной ему лицензии и не обратилось в лицензирующий орган с требованием об исправлении ошибочно указанного, по его мнению, адреса места осуществления лицензируемой деятельности.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, то есть указанное в заявлении предприятие деятельность по сбору, использованию и транспортировке отходов не является лицензируемой в соответствии с законом N 99-ФЗ а, следовательно, у предприятия не было основании указывать в заявлении о переоформлении лицензии такую деятельность, которой оно занимается, но которая не подлежит лицензированию.
Управление в уведомлении от 07.04.2014 N 10-577/1 не отказало в переоформлении лицензии предприятию, а правомерно предложило представить документы, подтверждающие соответствие лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемой деятельности по адресу, указанному в заявлении о переоформлении лицензии в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности, а также сообщило предприятию о необходимости указать в заявлении лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, установив тридцатидневный срок для представления соответствующих документов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявления предприятия.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
При подаче апелляционной жалобы предприятием по платежному поручению от 07.08.2014 N 103 уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит к уплате государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 1000 рублей.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.07.2014 по делу N А15-1770/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию муниципального образования г. Кизляр "Спецавтохозяйство" (ИНН 0547005059, ОГРН 1080547000302) из Федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 07.08.2014 N 103.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1770/2014
Истец: МУП МО г. Кизляр "САХ", МУП муниципального образования г. Кизляр "Спецавтохозяйство"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РД
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РД