г. Челябинск |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А07-10292/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А.., Тимохина О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.07.2014 по делу N А07-10292/2014 (судья Крылова И.Н.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Уфа" - Панферова М.В. (доверенность N 44 от 01.01.2014);
Муниципального унитарного предприятия Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Брюханова Л.Н. (доверенность N 1 от 09.01.2014)
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Уфа" (далее - заявитель, общество, ООО "Газпром межрегионгаз Уфа") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному надзору (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании недействительным предписания от 20.02.2014 N ЦО-14-242-003 об устранении нарушений законодательства.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.07.2014 заявленные требования удовлетворены: предписание Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору от 20.02.2014 N ЦО-14-242-003 признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением, Комитет обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что решение суда противоречит нормам материального права.
До судебного заседания от заявителя и третьего лица поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых они не согласилось с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, указав, на законность и обоснованность вынесенного решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, заинтересованное лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
В отсутствие возражений со стороны представителя заявителя и третьего лица, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица.
В судебном заседании представители заявителя и третьего лица поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Исследовав имеющиеся по делу доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании обращения гражданина от 27.12.2013, поступившего в прокуратуру Калининского района г.Уфа Республики Башкортостан, на основании распоряжения N 320 от 23.01.2014 в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" проведена внеплановая документарная проверка (л.д. 57, 59), по результатам которой составлен акт проверки N ЦО-14-320 от 20.02.2014 (л.д.60-62).
Также обществу выдано предписание от 20.02.2014 N ЦО-14-242-003, в котором заявителю предписано:
- указывать в платежных документах на оплату коммунальной услуги газоснабжения потребителей помещений по адресу: г.Уфа, ул. Первомайская, д. 86, наименование, банковские реквизиты ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" в объеме, предусмотренном п.п. "б" п.69 Правил 354;
- исключить наименование МУП ЕРКЦ г.Уфы, банковские реквизиты, а также иные виды платежей (капитальный ремонт, обслуживание телефона);
- предоставить в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору в сроки, установленные в предписании, письменную информацию о проведении содержания платежных документов в соответствии с п.п. "б" п.69 Правил 354, а также копию платежного поручения документа квартиры N 34.
Не согласившись с вынесенным предписанием, ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции посчитал заявленные требования подлежащими удовлетворению, так как установил, что сведения об исполнителе услуг содержатся в платежном документе, а исключение наименования МУП ЕРКЦ г.Уфы, банковских реквизитов не основано на требованиях действующего законодательства.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Предписание от 20.02.2014 N ЦО-14-242-003 выдано Комитетом в пределах компетенции, предоставленной этому органу п.п. 1.1, 2.4 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному надзору, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 N 196.
Часть 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, к которым в том числе относятся отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, на основании и во исполнение Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно частям 1, 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (часть 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п. "б" п.69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, в платежном документе указывается наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет и тд.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей" (далее - Закон N 103-ФЗ) под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Понятие платежного агента раскрыто в статье 2 Закона N 103-ФЗ - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц, платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В силу части 1 статьи 4 Закона N 103-ФЗ условием осуществления оператором по приему платежей приема платежей является заключенный с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
В свою очередь, поставщик - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Закона N 103-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" и МУП "ЕРКЦ ГО г.Уфа РБ" заключен договор N 80 от 11.01.2010 по оказанию услуг по начислению платы за услуги газоснабжения и сбору денежных средств от абонентов, проживающих в многоквартирных домах г.Уфы. Указанный договор устанавливает обязанность МУП "ЕРКЦ ГО г.Уфа РБ" по ежемесячному изготовлению и доставке абонентам платежных документов об оплате услуг газоснабжения.
Пунктом 2.1.5 договора предусмотрено, что МУП "ЕРКЦ ГО г.Уфа РБ" обязан принимать от абонентов денежные средства в счет оплаты услуг "газоснабжение", начисленных пени и судебных расходов.
В п. 2.1.7 договора, указано, что МУП "ЕРКЦ ГО г.Уфа РБ" обязан перечислять на расчетный счет ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" денежные средства, поступившие на расчетный счет МУП "ЕРКЦ ГО г.Уфа РБ" от абонентов в качестве оплаты за услуги "газоснабжение", пени и судебных расходов в течении 3-х рабочих дней с момента их поступления на расчетный счет МУП "ЕРКЦ ГО г.Уфа РБ".,
В свою очередь, между ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" и абонентом, проживающим по адресу: г.Уфа, ул.Первомайская, д.86, кв.34 заключен договор поставки газа N 33150866 от 06.02.2014 для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Лицевой счет абонента кв.34 находится на обслуживании в МУП "ЕРКЦ ГО г.Уфа РБ".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" осуществляет поставку газа собственникам многоквартирных жилых домов, в том числе, в жилой дом 86 по ул.Первомайская в г.Уфе, т.е. является исполнителем коммунальных услуг (газоснабжение).
Согласно оспариваемому предписанию заявителю предлагается указывать в платежных документах на оплату коммунальной услуги газоснабжения потребителей помещений по адресу: г.Уфа, ул. Первомайская, д. 86, наименование, банковские реквизиты ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" в объеме, предусмотренном п.п. "б" п.69 Правил 354.
Вместе с тем, из акта проверки от 20.02.2014 N ЦО-14-320 следует, что заинтересованным лицом производилась проверка платежного документа за январь 2014 года.
Однако, из платежных документов по кв. N 34 за февраль-март 2014 года, представленных МУП "ЕРКЦ ГО г.Уфа РБ" усматривается, что в них имеется информация об исполнителе услуг, то есть сведения касающиеся ООО "Газпром межрегионгаз Уфа".
Кроме того, в платежных документах за февраль-март 2014 года указан и МУП ЕРКЦ г.Уфы, его реквизиты для внесения платы за газ: расчетный счет N 40702810506020100018 и специальный счет N 40821810906000076232 в отделении N8598 Сбербанка России, юридический адрес: г.Уфа, ул. Комсомольская, д. 165/1, ИНН 0276069810, БИК 04873601, КПП 025250001, телефон справочной 2465000, сайт: www.erkufa.ru.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у Комитета отсутствовали основания для обязания общества в платежном документе указывать наименование, банковские реквизиты ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" в объеме, предусмотренном п.п. "б" п.69 Правил 354.
На основании пункта 71 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, приказом Минрегиона РФ от 19.09.2011 N 454 утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению.
Ни в названных правилах, ни в методических рекомендациях не содержится норм, запрещающих включать в платежный документ на оплату коммунальных услуг помимо коммунальных услуг также иные услуги, непосредственно связанные с обслуживанием данного жилого дома.
На основании изложенного, в соответствии с положениями Закона N 103-ФЗ, ст.ст. 702, 779, 971 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции также находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что возложение обязанности на общество исключить из платежных документов наименование МУП ЕРКЦ г.Уфы, банковские реквизиты, а также иные виды платежей не основано на требованиях действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.07.2014 по делу N А07-10292/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Ю.А.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-10292/2014
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ УФА"
Ответчик: Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору
Третье лицо: МУП Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан