г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А56-11953/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: Поплевкиной Л.П. по доверенности от 30.05.2014
от ответчика: Горбовского Д.В. по доверенности от 10.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17549/2014) ООО "Городской центр коммунального сервиса" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2014 по делу N А56-11953/2014 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению ООО "Городской центр коммунального сервиса"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса" (ОГРН 1037851027004, ИНН 7826124034, адрес: 197183, Санкт-Петербург. ул. Дибуновская, д. 50, подъезд 7, лит. А, оф. 204; далее - ООО "ГЦКС", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - инспекция) от 12.02.2014 N 650/14 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N273-70).
Решением от 30.06.2014 постановление инспекции Санкт-Петербурга от 12.02.2014 по делу об административном правонарушении N 650/14 изменено в части административного наказания, размер назначенного административного штрафа снижен до 50 000 руб.
Общество в апелляционной жалобе просит признать незаконным и отменить постановление от 12.02.2014 N 605/14. В обоснование жалобы общество ссылается на то, что у инспекции отсутствовали правовые основания для квалификации совершенного обществом административного правонарушения по статье 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 (далее - Закон N 273-70).
В судебном заседании представитель общества доводы жалобы поддержал, представитель инспекции возражал против ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 10.12.2013 N 25-р инспекцией 14.12.2013 проведена выездная проверка соблюдения требований Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге по адресам: Санкт-Петербург, Красное Село, пр. Ленина, д.61 корп. 3, д. 61, корп. 2, д. 63, корп.1, ул. Гвардейская, д. 6 корп. 2, д. 12, ул. Суворова, д. 2, д. 11, д. 13, ул. Лермонтова, д. 12, корп. 3. В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
По адресу: пр. Ленина, д. 61, корп.2:
- в нарушение пунктов 1.1.1, 1.6.2 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге" (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135, не обеспечено содержание в исправном состоянии фасада здания, а именно: не восстановлена отмостка дома, выкрашивание кирпичной кладки в цокольной части, отслоение штукатурного слоя цоколя, не произведена очистка фасада от загрязнений, надписей;
По адресу: пр. Ленина, д. 61, корп. 3:
- в нарушение пунктов 1.1.1, 1.6.2 Правил не обеспечено содержание в исправном состоянии фасада здания, а именно: не восстановлена отмостка дома;
- в нарушение пунктов 1.1.1, 1.6.2 Правил не обеспечено содержание в исправном состоянии фасада здания, а именно: не восстановлена отмостка дома;
По адресу: ул. Суворова, д.2:
- в нарушение пунктов 1.1.1, 1.6.2 Правил не обеспечено содержание в исправном состоянии фасада здания, а именно: не восстановлена отмостка дома, крыльцо дома;
По адресу: ул. Суворова, д. 11:
- в нарушение пунктов 1.1.1, 1.6.2 Правил не обеспечено содержание в исправном состоянии фасада здания, а именно: отметы водосточных труб установлены в ненадлежащем порядке, а именно: ниже чем 20 см до уровня тротуара, не произведена очистка фасада здания от надписей и объявлений;
По адресу: ул. Суворова, д. 13:
- в нарушение пунктов 1.1.1, 1.6.2 Правил не обеспечено содержание в исправном состоянии фасада здания, а именно: не устранены местные разрушения штукатурного слоя стен фасада;
По адресу: ул. Гвардейская, д. 12:
- в нарушение пунктов 1.1.1, 1.6.2 Правил не обеспечено содержание в исправном состоянии фасада здания, а именно: не восстановлена отмостка дома;
По адресу: ул. Гвардейская, д. 6 к. 2:
- в нарушение пунктов 1.1.1, 1.6.2 Правил не обеспечено содержание в исправном состоянии фасада здания, а именно: отсутствует элемент водоотлива водосточной трубы;
По адресу: ул. Лермонтова, д. 12 к. 3:
- в нарушение пунктов 1.1.1, 1.6.2 Правил не обеспечено содержание в исправном состоянии фасада здания, а именно: не произведена очистка фасада от загрязнений, надписей и объявлений.
По результатам проверки составлен акт от 14.12.2013 N 02/204-3, произведена фотосъемка.
18.12.2013 должностным лицом инспекции составлен протокол N 02/206 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20 Закона N 273-70.
Постановлением инспекции от 12.02.2014 N 650/14 общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции пришел выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 20 Закона N 273-70. В отсутствие доказательств, отягчающих ответственность общества, суд пришел к выводу о несоразмерности штрафа в размере 200 000 руб., в связи с чем снизил назначенное инспекцией наказание до 50 000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене с учетом следующего.
Статьей 20 Закона N 273-70 предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение владельцем здания, строения, сооружения или иным лицом, несущим соответствующие обязанности, обязанностей по содержанию его фасада, в том числе осуществление ремонтных работ с нарушением сроков и порядка, установленных правилами, утвержденными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, включая работы по снятию отслоившейся отделки наружной поверхности стен (штукатурки, облицовочной плитки); ремонту водосточных труб, наружных кондиционеров и радиоэлектронных устройств; снятию слабо держащихся декоративных элементов; удалению выпадающих кирпичей кладки стен; укреплению козырьков и ограждению крылец; установке и поддержанию в чистоте и состоянии, пригодном для обозрения, указателей улиц, номерных знаков домов и лестничных указателей и других элементов визуальной информации; удалению растительности с кровель и фасадов; вставке, установке, укреплению и содержанию в чистоте и технически исправном состоянии стекол, ручек в дверных и оконных заполнениях.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу статьи 2 Закона N 273-70 и пункта 2.1 Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334, фасады зданий и сооружений отнесены к объектам благоустройства.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 утверждены Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением Обществу вменены в вину нарушения пунктов 1.1.1, 1.6.2 Правил N 1135.
Согласно пункту 1.1.1 Правил N 1135 владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны поддерживать в исправном состоянии фасады зданий и сооружений (далее - фасады) и сохранять архитектурно-художественное убранство зданий и сооружений.
Согласно пункту 1.6.2 Правил N 1135 владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны: систематически проверять состояние фасадов и их отдельных элементов (балконов, лоджий и эркеров, карнизов, отливов, окрытий, водосточных труб, козырьков); проверять прочность креплений архитектурных деталей и облицовки, устойчивость парапетных и балконных ограждений; при осмотре фасадов крупноблочных и крупнопанельных зданий контролировать состояние горизонтальных и вертикальных стыков между панелями и блоками; по мере необходимости, но не реже одного раза в год, очищать и промывать фасады, используя специальную технику и смывки по методике, согласованной с КГА, а в случае если здание, сооружение является объектом культурного наследия, - с КГИОП; по мере необходимости, но не реже двух раз в год, весной (после отключения систем отопления) и осенью (до начала отопительного сезона), внутренние и наружные поверхности остекления окон, дверей балконов и лоджий, входных дверей в подъездах следует очищать и промывать, как правило, химическими средствами; проводить текущий ремонт, в том числе окраску фасада, с периодичностью в пределах 7 - 8 лет с учетом фактического состояния фасада; производить поддерживающий ремонт отдельных элементов фасада (цоколей, крылец, ступеней, приямков, входных дверей, ворот, цокольных окон, балконов и лоджий, водосточных труб, подоконных отливов, линейных окрытий).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" невыполнение или нарушение законодательства субъекта Российской Федерации всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за неисполнение муниципальных нормативных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ к предметам ведения Российской Федерации отнесено установление административной ответственности по вопросам федерального значения, в том числе, административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в силу пункта 1 части 1 статьи 1.3-1 к ведению субъекта Российской Федерации относится установление законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления.
Из системного анализа вышеприведенных приведенных норм следует, что законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе устанавливать ответственность не по всем вопросам, находящимся в его компетенции или компетенции муниципальных органов власти, а только по тем, по которым ответственность не установлена федеральным законом или по которым федеральным законодательством установление такой ответственности не отнесено к компетенции Российской Федерации.
Так, статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений, к которым относятся, в том числе организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации).
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), Указанные Правила изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, являются действующим нормативно-правовым актом, устанавливающим требования к содержанию жилищного фонда, соблюдение которых является обязательным как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Пунктом 4.2.3 Правил N 170 предусмотрены, требования к отделке фасадов зданий.
В соответствии с пунктом 4.2.3.1 Правил N 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и так далее должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и другое) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов требований Правил N 170 образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.22 КоАП РФ.
Таким образом, применительно к рассматриваемому делу, исходя из субъектного состава (Общество является лицом, ответственным за содержание спорного жилого дома) и вмененных нарушений (требования к надлежащему содержанию фасадов и отдельных элементов фасадов, действия общества надлежит квалифицировать в соответствии нормами КоАП РФ, а именно по статье 7.22 КоАП РФ за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2014 по делу N А56-11953/2014 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 12.02.2014 N 650/14.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11953/2014
Истец: ООО "Городской центр коммунального сервиса"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга