г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А26-761/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Г.В.Борисовой
при ведении протокола судебного заседания: Тихоновой Н.И.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен (уведомление N 26074);
от заинтересованного лица: не явился, извещен (уведомление N 26075);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15266/2014) ООО "Пудожская теплоснабжающая организация-1" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.04.2014 по делу N А26-761/2014 (судья Свидская А.С.), принятое в порядке упрощенного производства
установил:
ООО "Пудожская теплоснабжающая организация-1" (186150,Республика Карелия, г.Пудож, ул. Садовая, д.18, ОГРН 1101039000468, далее - ООО "Пудожская ТСО-1", общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (185035, г.Петрозаводск, ул.Энгельса, д.4, далее - инспекция, административный орган) от 09.01.2014 N 15-10/01-14 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Пудожская ТСО-1" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить по тем основаниям, что общество, как ресурсоснабжающая организация, не является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По мнению общества, ответственность за качество и своевременность предоставления коммунальных услуг несет управляющая организация - ООО "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства" (далее- ООО "УК ЖКХ"), выступающее по договору с потребителями исполнителем услуг по горячему водоснабжению. Кроме того, в апелляционной жалобе указано, что прекращение подачи теплоснабжения и горячей воды произошло из-за ограничения ОАО "Карельская энергосбытовая компания" подачи электроэнергии для котельных ООО "Пудожская ТСО-1", обеспечивающих производство и подачу населению города Пудожа централизованного горячего водоснабжения.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, на основании коллективных жалоб жителей города Пудожа о ненадлежащем теплоснабжении жилых домов прокуратура Пудожского района провела проверку деятельности ООО "Пудожская ТСО-1".
В ходе проверки прокуратура установила, что ООО "Пудожская ТСО-1" является регулируемой организаций в сфере теплоснабжения в Пудожском районе (http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Committee/Price/Docs/org_warm.html).
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.4 Устава общество в целях извлечения прибыли осуществляет такие виды деятельности как производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, распределение и передача пара и горячей воды (тепловой энергии).
С 08.07.2013 ООО "Пудожская ТСО-1" прекратило централизованное горячее водоснабжение в объекты жилищного фонда, расположенные на территории Пудожского городского поселения, в связи с ограничением гарантирующим поставщиком ОАО "Карельская энергосбытовая компания" подачи электрической энергии в котельные общества по причине непогашения задолженности по оплате электрической энергии и мощности; горячее водоснабжение до 28.11.2013 не восстановлено.
28.11.2013 по факту отключения централизованного горячего водоснабжения в городе Пудоже прокурором Пудожского района Вагиным Н.В. с участием законного представителя общества Пахомова О.А., в отношении ООО "Пудожская ТСО-1" возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Поскольку в соответствии с частью первой статьи 23.55 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассматривают органы государственной жилищной инспекции, то прокуратура направила постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 28.11.2013 с материалами проверки для рассмотрения в Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия.
Постановлением Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 09.01.2014 N 15-10/01-14 ООО "Пудожская ТСО-1" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде 5 000 рублей штрафа.
Не согласившись с законностью данного постановления, ООО "Пудожская ТСО-1" обратилось в арбитражный суд с заявление о признании его незаконным по тем основаниям, что общество не является субъектом вмененного ему правонарушения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В силу статьи 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей. Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения характеризуется необеспечением надлежащего предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.
Порядок предоставления коммунальных услуг потребителям установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "б" пункта 4); предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов (пункт 13); за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность (подпункт "а" пункта 149); исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (пункт 150).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно пункту 4 раздела II приложения N 1 допустимая продолжительность перерыва подачи воды при бесперебойном круглосуточном горячем водоснабжении составляет 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям государственных стандартов.
В силу пункта 4.12 Государственного стандарта ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 19.06.2000 N 158-ст (далее - ГОСТ 51617-2000), потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать непрерывность потребления.
Поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды и газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем (пункт 4.12.2 ГОСТ 51617-2000).
Оказание данных услуг должно быть постоянным, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ; в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей (пункт 4.12.3 ГОСТ 51617-2000).
Согласно пункту 27 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана обеспечивать бесперебойный режим подачи горячей воды, установленный договором горячего водоснабжения, кроме случаев временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, предусмотренных Федеральным законом.
Предоставление коммунальных услуг гражданам в необходимых для них объемах в соответствии с требованиями вышеуказанных правовых норм зависит не только от действий (бездействий) лиц, отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем и предоставляющих коммунальные услуги, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы, но и напрямую зависит от действий лиц, отвечающих за качество и непрерывность предоставления коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг, за надлежащее техническое состояние систем коммунальной инфраструктуры, организацию предоставления коммунальных ресурсов.
Материалами дела подтверждается, что организацией, на которую возложены функции по предоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома города Пудожа, является ООО "Пудожская ТСО-1" (т.1, л.д.126-135).
В связи с длительным непогашением задолженности по оплате за электрическую энергию по договору энергоснабжения N 0626 от 09.09.2010 ОАО "Карельская энергосбытовая компания" (далее - гарантирующий поставщик) с 08.07.2013 произвело в отношении ООО "Пудожская ТСО-1" ограничение режима потребления электрической энергии до уровня аварийной брони. Возобновление режима потребления электрической энергии произведено гарантирующим поставщиком после урегулирования вопросов по задолженности общества только 30.08.2013 (т.1, л.д.101-102).
Факт нарушения обществом режима обеспечения населения коммунальной услугой горячего водоснабжения, выразившегося в прекращении централизованного горячего водоснабжения в городе Пудоже с 08.07.2013 по 18.07.2013 путем прекращения поставки от своих котельных ресурса горячего водоснабжения, подтверждается письмами Администрации Пудожского городского поселения N 1531 от 07.08.2013 (т.1, л.д.122), ООО "УК ЖКХ" N569 от 09.08.2013 (т.1, л.д.125), постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 28.11.2013 (т.1, л.д.43-47). Обстоятельства прекращения подачи коммунального ресурса в многоквартирные жилые дома города Пудожа обществом не отрицаются.
Таким образом, обществом допущены нарушения пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, пункта 4 раздела II приложения N 1 указанных Правил, пунктов 4.12, 4.12.2 и 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000.
Суд первой инстанции дал правильную оценку доводам общества о том, что оно, как ресурсоснабжающая организация, не является надлежащем субъектом выявленного правонарушения.
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признаются юридические лица, обязанные обеспечивать население коммунальными услугами, и (или) лица, на которых возложены обязанности по соблюдению режима их предоставления. Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у таких лиц перед всеми потребителями. При этом статья 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях не персонифицирует ответственность и не связывает ее исключительно с лицом, непосредственно предоставляющим потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Из материалов дела следует, что ООО "Пудожская ТСО-1", являясь ресурсоснабжающей организацией на основании заключенного с ООО "УК ЖКХ" договора снабжения тепловой энергией и горячей водой для целей предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению от 22.05.2012, несет ответственность за объем, режим и качество подачи горячей воды в многоквартирные дома города Пудожа (пункты 1.1 и 2.1.1 договора), следовательно, общество относится к числу субъектов административного правонарушения как лицо, осуществляющее поставку коммунальных ресурсов.
Таким образом, осуществляя предоставление коммунальных услуг по горячему водоснабжению на территории Пудожского района, ООО "Пудожская ТСО-1" по смыслу Правил предоставления коммунальных услуг является исполнителем коммунальных услуг, а граждане - их потребителями, то есть общество обязано предоставлять гражданам, проживающим в жилых домах на указанной территории, коммунальные услуги соответствующего качества и в необходимых объемах.
В рассматриваемом случае, в случае прекращения подачи коммунальных ресурсов, управляющая организация- ООО "УК ЖКХ", в ведении которой находятся внутридомовые сети жилого фонда в городе Пудоже, не имеет возможности обеспечить добросовестных граждан-потребителей горячим водоснабжением.
При таких обстоятельствах, событие административного правонарушения и факт его совершения обществом доказаны, у прокуратуры имелись основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении N 15-10/01-14.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества подтверждается тем, что оно не приняло своевременных мер по погашению образовавшейся перед гарантирующим поставщиком задолженности (с учетом полного погашения задолженности Администрацией Пудожского муниципального района). Представленные в материалы дела обращения общества в прокуратуру, органы власти и самоуправления (т.1, л.д.73-75) не являются доказательством принятия надлежащих мер по погашению задолженности перед гарантирующим поставщиком и урегулированию вопроса ограничения режима потребления электрической энергии. Доказательства ведения обществом претензионной работы с должниками, в том числе гражданами, в материалы дела не представлены.
Необходимых и достаточных доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры (действенные и своевременные) по соблюдению правил предоставления коммунальных услуг потребителям, и доказательств объективной невозможности соблюдения обществом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, вывод административного органа о наличии в действиях ООО "Пудожская ТСО-1" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является правильным.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного. Апелляционный суд не находит оснований для переоценки данного вывода суда, поскольку длительный период неполучения коммунальной услуги горячего водоснабжения исключает благоприятное проживание граждан, нарушает их права и создает угрозу их жизни, здоровью и имуществу.
При производстве по делу об административном правонарушении Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия не было допущено процессуальных нарушений, а равно и нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого лица, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления. Размер штрафных санкций определен административным органом в минимальном размере с учетом обстоятельств совершения правонарушения, отношения заявителя к совершенному деянию, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств. Срок давности привлечения общества к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях инспекций, с учетом положений Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", соблюден.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02 апреля 2014 года по делу N А26-761/2014, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Пудожская теплоснабжающая организация-1"-без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-761/2014
Истец: ООО " Пудожская теплоснабжающая организация - 1"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Республики Карелия