город Омск |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А46-4191/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаровой Н.А.
судей Семеновой Т.П., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ауталиповой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9116/2014) федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" на решение Арбитражного суда Омской области от 08 июля 2014 года по делу N А46-4191/2014 (судья И.В. Патрахин), принятое по иску федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" (ИНН 5506032285, ОГРН 1025501246396, место нахождения: город Омск, ул. 7 Линия, д. 47а) к открытому акционерному обществу "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344, место нахождения: город Омск, ул. Маяковского, д. 2) об урегулировании разногласий, возникших при заключении государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения,
при участии в судебном заседании представителей:
от федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" - представитель Махрова Д.В. (удостоверение, по доверенности N 33 от 23.05.2014);
от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - представитель Шатов Д.А. (паспорт, по доверенности N 15/08 от 01.01.2014).
установил:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" (далее - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к открытому акционерному обществу "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении единого договора N 2970 холодного водоснабжения и водоотведения от 31.12.2013.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08 июля 2014 года по делу N А46-4191/2014 в удовлетворении исковых требований отказано, условия единого договора N 2970 холодного водоснабжения и водоотведения от 31.12.2013 приняты в редакции, изложенной ОАО "ОмскВодоканал".
Не согласившись с принятым судебным актом, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, принятии спорных условий договора в его редакции.
В обоснование податель жалобы указывает, что довод, что изменения не могут быть внесены в государственный контракт, поскольку он утвержден постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645, и законодательство о контрактной системе не подлежит применению неоснователен, так как федеральный закон от 05.04.2013 ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является нормативным актом более высокой юридической силы, а также принятым позднее. Ссылается на то, что имеется предупреждение УФАС России по Омской области N 04/31-14, которым действия ОАО "ОмскВодоканал" были признаны нарушающими антимонопольное законодательство.
ОАО "ОмскВодоканал" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "ОмскВодоканал" пояснил, что поддерживает решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным, просит оставить судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон суд апелляционной инстанции находит оспариваемый судебный акт подлежащим изменению по следующим причинам.
Как следует из материалов дела, при заключении ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области (заказчик) и ОАО "ОмскВодоканал" (исполнитель) государственного контракта (в предмет которого входит холодное водоснабжение и водоотведение, для соответствующих правоотношений Правительством РФ утверждена типовая форма единого договора на холодное водоснабжение и водоотведение, реквизиты предложенного обществом "ОмскВодоканал" проекта единого договора - "от 31.12.2013 N 2970", далее по тексту - договор от 31.12.2013 N 2970), возник спор по содержанию некоторых пунктов государственного контракта, а именно по:
пункту 7 (третье предложение), подпункту В пункта 13, подпункту Г пункта 13, подпункту Ж пункта 14, пункту 24 (первое предложение), пункту 36, пункту 38 и пункту 54, а также заменить слово "договор" на слово "государственный контракт".
В процессе совместного рассмотрения возникших разногласий в досудебном порядке стороны к соглашению по содержанию указанных пунктов не пришли, в связи с чем ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области обратилось в Арбитражный суд с настоящим иском.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 1 статьи 426 ГК РФ предусмотрен публичный договор - договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Государственный контракт N 604 от 11.01.2010 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ является публичным договором в связи с чем его заключение для ОАО "ОмскВодоканал" является обязательным.
По правилам пункта 2 статьи 445 ГК РФ, в случаях не достижения соглашения между контрагентами в отношении редакции определенных условий договора, составляется протокол разногласий, подлежащий дальнейшему согласованию.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статей 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
Таким образом, требование истца о судебном урегулировании разногласий, возникающих при заключении государственного контракта N 604 от 11.01.2010 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, является законным и обоснованным.
Принимая определенную редакцию несогласованных сторонами пунктов договора, суд должен руководствоваться надлежащей нормативно-правовой базой.
Так, согласно пункту 2 статьи 426 ГК РФ, условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей, при этом правила, изданные Правительством Российской Федерации, а также уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, обязательны для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), постановлениями Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 и N 645 "Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые Акты Правительства Российской Федерации" и "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" соответственно ( далее - Правил ХВС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правила о договоре энергоснабжения применяются, в том числе, и к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
В пункте 1 статьи 422 ГК РФ указано, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 1 Закона о водоснабжении и водоотведении настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством.
Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
Отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении"), за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.
К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Особенности водоснабжения объектов обороны и безопасности и водоотведения на таких объектах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из статьи 15 Закона о водоснабжении и водоотведении, в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
К отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора.
Единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил ХВС также установлено, что договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Истец просит по всему тексту заменить слово "договор" на слова "государственный контракт".
С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся в том числе, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ государственным или муниципальным контрактом признается договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт) или муниципального, образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд.
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей - статья 153 ГК РФ.
Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка) - п. 3 ст. 154 ГК РФ.
Термин "договор" и "государственный контракт" являются синонимами.
Правоотношения сторон применение того или иного термина ("договор" или "государственный контракт") не изменяет, соответственно использование в тексте письменной сделки того или иного термина не затрагивает права и обязанности сторон по нему и их нарушать не может.
Как правильно отметил суд первой инстанции, законодатель определил, что муниципальный контракт - это договор.
Для водоснабжения и водоотведения между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 утверждена типовая форма единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Учитывая, что основные права и обязанности сторон влекут квалификацию этой сделки как договора энергоснабжения, а Закон о закупках (предусматривающий термин "государственный контракт") регулирует не существо правоотношений по водоснабжению и водоотведению, а порядок и способ заключения договора, то оснований для предпочтения термина "контракт" и создания дополнительных сложностей для уяснения значения типовой формы, утвержденной Постановлением N 645 и обязательной для сторон в части собственно водоснабжения и водоотведения, не имеется.
Судом апелляционной инстанции установлено, что истец просит изложить третье предложение пункта 7 изложить в следующей редакции: "Сумма, уплачиваемая Абонентом по настоящему договору (с НДС) на 2014 год в соответствии с действующими тарифами и надбавками к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения составляет 1010000 руб. (с НДС), из них 900 000 руб. с НДС за счет федерального бюджета, 110 000 с НДС за счет средств дополнительного бюджетного финансирования", пункт 54 изложить в следующей редакции: "В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы."
Суд апелляционной инстанции полагает правомерным третье предложение пункта 7 изложить в следующей редакции: "Сумма, уплачиваемая Абонентом по настоящему договору (с НДС) на 2014 год в соответствии с действующими тарифами и надбавками к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения составляет 1010000 руб.", исходя из следующего.
Согласно статье 12 Закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Определение размера этих нужд, безусловно, относится к компетенции государственного заказчика, а не энергоснабжающей организации.
В силу пункта 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.
Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
В силу пунктов 1-3 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, стороны не спорят относительно применения тарифов на водоснабжение и водоотведение.
Оплата ресурсов производится по регулируемым ценам в зависимости от потребленного объема.
Договор от 31.12.2013 N 2970 не содержит условий, которые влекут штрафные санкции в случае потребления абонентом объема меньшего или большего, чем предусмотрено договором. Абонент в любом случае обязан будет оплатить фактически потребленный объем ресурса, по утвержденным в установленном порядке тарифам.
По мнению апелляционного суда, абонент с учетом особенностей своей деятельности, вправе определить ориентировочные объемы потребления ресурсов и, соответственно, цену договора на период, в то время как ответчиком предложение своей цены на период не обосновано ссылками на нормы права или иные основания.
Вместе с тем, третье предложение пункта 7 в редакции истца содержит условия об источниках финансирования ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области на цели водоснабжения и водоотведения.
По общему правилу п. 3 ст. 308 ГК РФ, обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Обязательств по финансированию ответчик перед истцом не имеет.
Предметом договора является осуществление водоснабжения и водоотведения, обязательства по которому стороны обязаны исполнять независимо от источников средств истца для оплаты ресурсов.
ОАО "ОмскВодоканал" не согласно с предложением истца о включении в договор от 31.12.2013 N 2970 условий об источниках финансирования.
Данное условие не подлежит включению в спорный договор, как не основанное на нормах права или соответствующем соглашении сторон.
Указание источника финансирования не имеет правового значения для настоящего договора, в том числе для исполнения обязательств по нему.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что третье предложение пункта 7 необходимо изложить в следующей редакции: "Сумма, уплачиваемая Абонентом по настоящему договору (с НДС) на 2014 год в соответствии с действующими тарифами и надбавками к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения составляет 1010000 руб."
Суд апелляционной инстанции полагает правомерным изложить пункт 54 изложить в редакции истца, а именно: "В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.", исходя из следующего.
Согласно пунктам 4-9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно п. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В силу части 1 статьи 13 Закона о водоснабжении и водоотведении по договору горячего или холодного водоснабжения (договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
На основании пунктов 4-5 Постановления N 644 холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, которые заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 66 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением N 645).
Вместе с тем закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам) на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (исполнитель) вправе потребовать уплаты пени за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Поскольку Закон N 44-ФЗ определяет специфику статуса заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе водоснабжения и водоотведения, нормы части 5 статьи 34 данного Закона об ответственности заказчика за неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, имеют приоритет над условиями типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением N 645.
Таким образом, оформляемые по процедуре Закона N 44-ФЗ контракты преследуют публичный интерес и направлены на достижение результата, достигаемого за счет траты бюджетных средств.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.01.2014 N 11535/2013, постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 29.04.2014 по делу N АОЗ-6174/2013.
Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" часть 15 статьи 34 изложена в следующей редакции:
"15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 26, 28 и 29 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок."
Пунктом 8 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона предусмотрено, в частности, оказание услуг по водоснабжению, водоотведению по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;
То есть, размер неустойки (п. 5 ст. 34) заказчиком (услуг по водоснабжению, водоотведению по регулируемым ценам) может не применяться.
Однако, волеизъявление в этой части может исходить именно от заказчика, а не исполнителя услуги.
Соответствующие доводы ОАО "Омскводоканал" отклоняются.
Подпунктом "в" пункта 13 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения установлено, что организация водопроводно-канализацинного хозяйства вправе временно прекращать или ограничивать холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что содержание подпункта "в" пункта 13 спорного договора в редакции ОАО "ОмскВодоканал" полностью соответствует содержанию подпункта "в" пункта 13 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ 29.07.2013 N 645.
Также указанная редакция подпункта "в" пункта 13 договора изложена в соответствии с пп. 5 ч. 5 ст. 13, пп. 3 ч. 5 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ст. 21 Закона о водоснабжении и водоотведении, подпунктом "з" пункта 34, подпунктом "д" пункта 36, пунктом 60, 61 Правил ХВС.
Так согласно подпункту "з" пункта 34 Правил ХВС организация водопроводно-канализацинного хозяйства обязана предупреждать абонентов и иных лиц о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и Правилами ХВС.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 36 Правил ХВС установлено, что организация водопроводно-канализацинного хозяйства вправе временно прекращать или ограничивать холодное водоснабжение, водоотведение, транспортировку холодной воды, сточных вод в порядке, предусмотренном Правилами ХВС.
В соответствии с пунктами 60, 61 Правил ХВС организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку холодной воды и (или) сточных вод в случаях, указанных в статье 21 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Перечень лиц, подлежащих уведомлению о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения, сроки уведомления о временном прекращении или ограничении, сроки снятия такого прекращения или ограничения определяются в соответствии с положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении". Уведомление указанных лиц осуществляется в письменном виде любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации.
Истец предложил исключить из подпункта "в" пункта 13 договора слова "временно прекращать".
Вместе с тем, в соответствии с положениями пункта 13 Правил ХВС абонент имеет право представлять в организацию водопроводно-канализационного хозяйства предложения об изменении представленных проектов договоров только в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", Правил ХВС и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством РФ.
Подпункт "в" пункта 13 договора в редакции ОАО "ОмскВодоканал" не нарушает права и законные интересы абонента и полностью соответствует императивным нормам действующего законодательства, регулирующего отношения организаций водопроводно-канализационного хозяйства и абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Вместе с тем, подпункта "д" пункта 68 Правил ХВС предусмотрено, что введение временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения не допускается (за исключением случаев аварий и проведения ремонтных работ) в отношении социально значимых категорий абонентов (объектов абонентов), в том числе, исправительные учреждения, в том числе следственные изоляторы, тюрьмы;
Абонент относится к категории, указанной в пункте 68 Правил ХВС, таким образом, ОАО "ОмскВодоканал" не вправе вводить временное прекращение или ограничения холодного водоснабжения объектов абонента за исключением случаев аварий и проведения ремонтных работ.
Это случаи, предусмотренные для исправительного учреждения законом, подпункт "в" пункта 13 договора изложен в соответствии с законом.
По группе разногласий сторон по соблюдению ответчиком пропускного режима истца (условия подпункта "г" пункта 13, подпункта "ж" пункта 14 и пункта 24 спорного договора).
Подпунктом "г" пункта 13 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения установлено, что организация водопроводно-канализацинного хозяйства вправе иметь беспрепятственный доступ к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета холодной воды в порядке, предусмотренном разделом VI настоящего договор.
Подпунктом "ж" пункта 14 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения установлено, что абонент обязан: обеспечивать беспрепятственный доступ представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным и (или) канализационным сетям, местам отбора проб холодной воды, сточных вод и приборам учета в случаях и в порядке, которые предусмотрены разделом VI настоящего договора.
Пунктом 24 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения установлено, что абонент обязан обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к местам отбора проб, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам в следующем порядке:
а) организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию иная организация предварительно оповещают абонента о дате и времени посещения с приложением списка проверяющих (при отсутствии служебных удостоверений или доверенности). Оповещение осуществляется любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно- телекоммуникационная сеть "Интернет"). При осуществлении проверки состава и свойств сточных вод предварительное уведомление абонента о проверке осуществляется не позднее 15 минут до начала процедуры отбора проб;
б) уполномоченные представители организации водопроводно-канализационного хозяйства или представители иной организации предъявляют абоненту служебное удостоверение;
в) доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к местам отбора проб воды, сточных вод, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам, установленным настоящим договором, осуществляется только в установленных настоящим договором местах отбора проб холодной воды и сточных вод;
г) абонент принимает участие в проведении организацией водопроводно- канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим разделом;
д) отказ в доступе (недопуск) представителям организации водопроводно- канализационного хозяйства к приборам учета (узлам учета) воды и сточных вод приравнивается к неисправности прибора учета, что влечет за собой применение расчетного способа при определении количества поданной (полученной) за определенный период холодной воды и принятых сточных вод за весь период нарушения. Продолжительность периода нарушения определяется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
е) в случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод, предусмотренных настоящим договором, отбор сточных вод осуществляется в порядке, установленном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 N 525.
Таким образом, содержание подпункта "г" пункта 13, подпункта "ж" пункта 14 и пункта 24 договора в редакции ОАО "ОмскВодоканал" полностью соответствует содержанию подпункта "г" пункта 13, подпункта "ж" пункта 14 и пункта 24 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ 29.07.2013 N 645 соответственно.
Принимая подпункт "г" пункта 13, подпункта "ж" пункта 14 и пункта 24 в редакциях, предложенных ответчиком, суд апелляционной инстанции полагает, что такие редакции основаны на части 3 статьи 15 Закона N 416-ФЗ, положениях Постановлений Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 и от 04.09.2013 N 776.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что согласно подпункту "з" пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения абонент обязан обеспечивать беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам), местам отбора проб воды, приборам учета.
Порядок обеспечения доступа организации водопроводно-канализационного хозяйства к водопроводным сетям, канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам), местам отбора проб воды, приборам учета детально регламентирован в пунктах 147 - 147 названных Правил, исходя из содержания которых, допуск осуществляется после заблаговременного оповещения абонента и согласования с ним даты и времени посещения, что предполагает учет режимности учреждения.
Передвижение представителей ОАО "Омскводоканал" по территории колонии с и доступ их к приборам учета и местам отбора проб с соблюдением требования о необходимости разрешения начальника колонии (п. 5 Приказа Минюста РФ от 03.09.2007 N 178) и иных мер безопасности обеспечивается условиями договора о заблаговременном предупреждении абонента о визите уполномоченных представителей снабжающей организации для проведения проверочных мероприятий.
Предлагая свою редакцию спорных условий единого договора (настаивая на соблюдении обществом "Омскводоканал" пропускного режима), истец не предлагает включить в договор понятие и расшифровку конкретных режимных мероприятий и порядок их выполнения обществом "Омскводоканал", что может привести к злоупотреблению со стороны истца - немотивированному недопущению общества к местам отбора проб и приборам учета.
Пунктом 44 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществить временное прекращение или ограничение холодного водоснабжения и приема сточных вод абонента только в случаях, установленных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", при условии соблюдения порядка временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и водоотведения, установленного правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, содержание пункта 36 договора в редакции ОАО "ОмскВодоканал" соответствует содержанию пункта 44 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства РФ 29.07.2013 N 645.
Пунктом 38 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения установлено, что уведомление организации водопроводно-канализационного хозяйства о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и приема сточных вод абонента, а также уведомление о снятии такого прекращения или ограничения и возобновлении холодного водоснабжения и приема сточных вод направляются соответствующим лицам любыми доступными способами (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом.
Таким образом, содержание пункта 38 договора в редакции ОАО "ОмскВодоканал" соответствует содержанию пункта 46 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ 29.07.2013 N 645.
Также указанная редакция пунктов 36, 38 договора изложена в соответствии с пп. 5 ч. 5 ст. 13, пп. 3 ч. 5 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ст. 21 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", подпунктом "в" пункта 34, подпунктом "д" пункта 36, пунктом 60, 61 Правил ХВС.
Как было указано выше согласно подпункту "з" пункта 34 Правил ХВС организация водопроводно-канализацинного хозяйства обязана предупреждать абонентов и иных лиц о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и Правилами ХВС.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 36 Правил ХВС установлено, что организация водопроводно-канализацинного хозяйства вправе временно прекращать или ограничивать холодное водоснабжение, водоотведение, транспортировку холодной воды, сточных вод в порядке, предусмотренном Правилами ХВС.
В соответствии с пунктами 60, 61 Правил ХВС организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку холодной воды и (или) сточных вод в случаях, указанных в статье 21 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Перечень лиц, подлежащих уведомлению о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения, сроки уведомления о временном прекращении или ограничении, сроки снятия такого прекращения или ограничения определяются в соответствии с положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении". Уведомление указанных лиц осуществляется в письменном виде любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации.
Истец предложил исключить из пункта 36 договора слова "временное прекращение", из пункта 38 договора слова "о временном прекращении".
Мотивы отклонения требований истца в этой части приведены выше применительно к рассмотрению разногласий по подпункту "в" пункта 13.
В соответствии с положениями пункта 13 Правил ХВС абонент имеет право представлять в организацию водопроводно-канализационного хозяйства предложения об изменении представленных проектов договоров только в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", Правил ХВС и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством РФ.
Неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 АПК РФ, является основанием для изменения судебного решения.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", согласно пункту 1 статьи 333.16, пункту 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под государственной пошлиной по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, понимается сбор, взимаемый с физических лиц и организаций в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе.
Исходя из положений пунктов 1, 3 и 8 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.
21. В силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
32. Судам нужно учитывать, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).
Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Как следует из пояснений ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области, а также из требования о включении в спорный договор условий об источниках финансирования (пункт 7 спорного договора в редакции истца) ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области вправе заниматься приносящей доход деятельностью.
В отношениях, регулируемых гражданским законодательством, государственные учреждения участвуют на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 124 ГК РФ).
Арбитражный процесс по делу инициирован ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области и направлен на урегулирование разногласий в рамках правоотношений по холодному водоснабжению и водоотведению.
В данном случае не доказано, что учреждение выступает в качестве истца в арбитражном процессе исключительно в связи с защитой им государственных и (или) общественных, то есть публичных, интересов в сфере возложенных на него функций, и, соответственно. О праве на освобождение от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение не заявляло.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает правомерным исполнение обязанности ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области по оплате государственной пошлины.
Судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. Апелляционная жалоба удовлетворена в части, решение изменено. Согласно п. 5 ст.110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 08 июля 2014 года по делу N А46-4191/2014 изменить, изложив резолютивную часть итогового судебного акта следующим образом.
Урегулировать разногласия, возникшие между федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" и открытым акционерным обществом "ОмскВодоканал" при заключении единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 2970 от 31.12.13 г.:
Третье предложение пункта 7 изложить в следующей редакции:
"Сумма, уплачиваемая Абонентом по настоящему договору (с НДС) на 2014 год в соответствии с действующими тарифами и надбавками к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения составляет 1010000 руб.".
Пункт 54 изложить в следующей редакции:
"В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.".
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" в пользу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" 1000 руб. расходов на оплату государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шарова |
Судьи |
Т.П. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4191/2014
Истец: федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области"
Ответчик: ОАО "ОмскВодоканал"