г. Санкт-Петербург |
|
22 октября 2014 г. |
Дело N А21-1919/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Поповой Н.М., Семиглазова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ершовой Е.И.,
при участии:
от истца: Сидорычева Е.Ю., доверенность от 14.05.2014:
от ответчика: Захаровская С.С., доверенность от 01.10.2014;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21663/2014) открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.07.2014 по делу N А21-1919/20144 (судья С.В. Генина), принятое
по иску открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях"
к Администрации муниципального образования "Лунинское сельское поселение"
3-е лицо: Администрация Неманского муниципального района
о взыскании 2 288 429 рублей 50 копеек,
установил:
открытое акционерного общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (адрес: 109507, г. Москва, ул. Ферганская, 25; ОГРН 5087746119951, ИНН 7721632827, далее - ОАО "Концерн Росэнергоатом") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с Администрации муниципального образования "Лунинское сельское поселение" (адрес: 238715, Калининградская обл., Неманский р-н, Лунино п., Новая ул., 13, ОГРН 1093914000597, далее - МО "Лунинское сельское поселение", администрация;) о взыскании 2 288 429 рублей 50 копеек неосновательного обогащения, составляющего неосновательно полученную от истца компенсационную стоимость озеленения по порубочному билету.
Определением суда от 03.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Неманского муниципального района (адрес: 238710, Калининградская область, Неманский район, г. Неман, ул. Победы, д. 32, ОГРН 1023901956990).
Решением от 02.07.2014 Арбитражный суд Калининградской области в иске отказал.
В апелляционной жалобе ОАО "Концерн Росэнергоатом" просит решение суда от 02.07.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Из материалов дела следует, что в 2012 году в соответствии с графиком строительства Балтийской АЭС проводился комплекс работ по проектированию и подготовке к прокладке внеплощадочных трубопроводов технического водоснабжения и линии электропередач ВЛ-110.
Согласно порубочному билету от 29.08.2012 N 002-13, полученному ОАО "Концерн Росэнергоатом", к вырубке назначено деревьев - 361 шт., цена компенсационной стоимости зеленых насаждений составила 2 288 429, 50 рублей.
Платежным поручением от 28.08.2012 N 1101 компенсационная стоимость в сумме 2 288 429 рублей 50 копеек перечислена ОАО "Концерн Росэнергоатом" на расчетный счет Администрации Лунинского сельского поселения.
Поскольку вырубка производилась на земельном участке сельскохозяйственного назначения, что в соответствии с Законом Калининградской области "Об охране зеленых насаждений" N 100 от 21.12.2006 не предполагает оплаты компенсационного озеленения, ОАО "Концерн Росэнергоатом" обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации о возврате 2 288 429 рублей 50 копеек неосновательно полученной компенсационной стоимости озеленения по порубочному билету.
Суд в иске отказал.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется в связи со следующим.
Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения. Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения, возникает с момента получения такого разрешения.
В соответствии со статьей 1 Закона Калининградской области от 21.12.2006 N 100 "Об охране зеленых насаждений", в редакции, действовавшей на момент выдачи порубочного билета, порубочный билет - это специальное разрешение, выдаваемое органами местного самоуправления на вырубку (снос) зеленых насаждений. Под зелеными насаждениями в указанном Законе понимается древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая растительность в парках, скверах, садах, иных рукотворных зеленых зонах, а также отдельно стоящие деревья и кустарники и иную растительность).
Статья 4 данного Закона устанавливает, что вырубка (снос) зеленых насаждений в населенных пунктах и в полосе отвода автомобильных дорог Калининградской области может проводиться в том числе, в случае реализации проектов строительства, реконструкции зданий, сооружений, благоустройства территории, утвержденных в установленном порядке и имеющих положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Во всех случаях вырубка зеленых насаждений, расположенных на территории населенных пунктов Калининградской области и в полосе отвода автомобильных дорог, производится на основании порубочного билета.
Вырубка зеленых насаждений, в том числе расположенных в зеленых зонах регионального значения, осуществляется на основании порубочного билета, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Калининградской области.
Разрешение на вырубку зеленых насаждений (порубочные билеты) получают: собственники - на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц; арендаторы и пользователи - на земельных участках, находящихся в аренде или пользовании граждан или юридических лиц; застройщики - на земельных участках, отведенных под строительство.
В соответствии с пунктами 15 и 16 Положения "О сносе и восстановлении зеленых насаждений на территории Калининграда", утвержденного Решением городского Совета депутатов Калининграда от 28.05.2003 N 216 во всех случаях вырубка зеленых насаждений на территории города Калининграда производится по порубочным билетам, выданным отделом охраны окружающей среды мэрии Калининграда.
Порубочный билет выдается на основании актов обследования зеленых насаждений, актов оценки зеленых насаждений, платежных документов об оплате восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений. В случае сноса зеленых насаждений в связи со строительством порубочный билет выдается после получения разрешения на производство строительно-монтажных работ.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Аналогичное положение закреплено в пункте 2 статьи 7 Закона об охране окружающей среды, следовательно, муниципальный район отнесен к субъекту природоохранной деятельности, на который возложена обязанность по охране окружающей среды.
Согласно пункту 1, 2 статьи 6 Закона Калининградской области "Об охране зеленых насаждений" от 21.12.2006 г. N 100 компенсационное озеленение производится в обязательном порядке во всех случаях повреждения или уничтожения (вырубки, сноса) зеленых насаждений. Компенсационное озеленение производится за счет средств физических или юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых произошло повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
Компенсационное озеленение производится в интересах населения, от имени которого выступает муниципальное образование, в пределах своей компетенции, с отнесением соответствующих расходов за счет казны. Договор аренды N НСП-33 от 7.12.2012 и порубочный билет, являются правовыми основаниями для перечисления спорных денежный средств, поэтому эти денежные средства не являются неосновательным обогащением ответчика.
Поскольку истцом не доказан факт приобретения или сбережения ответчиком имущества истца без наличия правовых оснований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии на стороне ответчика неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территории городского округа/поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа/поселения, относится к вопросам местного значения городского округа/поселения.
Установленные данным Законом права на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся: - правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных данным Федеральным законом; - правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
С учетом указанных норм и правовой позиции, высказанной в Определении Конституционного Суда РФ от 30.09.10 г. N 1261-О-О по запросу Калининградского областного суда о проверке конституционности статьи 4 Закона Калининградской области "Об охране зеленых насаждений", вопросы охраны зеленого фонда городских и сельских поселений относятся к вопросам местного значения и государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с федеральным и субъектным законодательством, при том условии, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере отношений вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды только в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществлять контроль за их исполнением. При этом федеральное законодательство не содержит положений, предусматривающих такое полномочие субъектов Российской Федерации, как установление порядка выдачи порубочного билета на вырубку (снос) зеленых насаждений и/или разрешения на пересадку зеленых насаждений, расположенных на территории городских округов.
В названном Определении Конституционный Суд указал, что вопросы выдачи порубочных билетов, будучи составной частью процесса организации благоустройства и озеленения территорий, относятся к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Полномочия же органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения могут устанавливаться только федеральными законами и уставами муниципальных образований.
Исходя из положений статьи 61 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. и пункта 1.4.1 Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 г. N 153 "О порядке создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" при любом виде разрешенной градостроительной деятельности на отведенном земельном участке работы не могут начаться без получения согласования в установленном порядке вырубки и пересадки зеленых насаждений на участке от специально на то уполномоченного местными органами самоуправления органа.
Недостаточная регламентация органом государственной власти субъекта Федерации порядка осуществления вопроса местного значения, не свидетельствует о невозможности осуществления органом местного самоуправления предусмотренных федеральным законодательством полномочий.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.07.2014 по делу N А21-1919/20144 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1919/2014
Истец: ОАО "Концерн Росэнергоатом", Филиал ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Дирекция строящейся Балтийской атомной станции"
Ответчик: Администрация Лунинского сельского поселения
Третье лицо: Администрация Неманского муниципального района