город Омск |
|
27 октября 2014 г. |
Дело N А70-3798/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9227/2014) Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.07.2014 по делу N А70-3798/2014 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системс" к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении N 16-10-2014 от 04.04.2014,
при участии в судебном заседании:
от Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - представитель не явился, извещено;
от общества с ограниченной ответственностью "Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системс" - представитель не явился, извещено.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системс" (далее по тексту - ООО "Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту - Управление, административный орган) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении N 16-10-2014 от 04.04.2014.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.07.2014 по делу N А70-3798/2014 требования Общества удовлетворены.
Суд первой инстанции признал подтвержденным факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, суд первой инстанции установил, что при наличии доказательств надлежащего извещения законного представителя Общества о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, административный орган отказал явившемуся представителю Общества, имеющему надлежащим образом оформленную доверенность, участвовать при составлении протокола об административном правонарушении, что лишило Общество возможности воспользоваться правами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное послужило основанием для признания оспариваемого постановления Управления незаконным и его отмены.
Не согласившись с указанным судебным актом, административный орган обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.07.2014 по делу N А70-3798/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы административный орган указал, что в административном производстве, возбужденном в отношении юридического лица, может участвовать его законный представитель или его защитник на основании надлежащим образом оформленной доверенности, тогда как представителем Общества Матвеевым С.Г. была представлена доверенность N 26 от 21.03.2014, из которой следует, что он не является защитником Общества в связи с отсутствием у него полномочий предусмотренных статьей 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управлением и Обществом заявлены ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения Управления N 57/388 от 23.01.2014 в отношении ООО "Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системс" была проведена плановая проверка.
В результате проведенной проверки выявлены нарушения требований нормативных документов в области промышленной безопасности, а именно:
отсутствует план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, чем нарушен пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 20.06.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
отсутствует договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание опасного производственного объекта, чем нарушен пункт 1 статьи 10, пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 20.06.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
отсутствует график аттестации специалистов по вопросам безопасности, чем нарушен пункт 19 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N 37.
24.03.2013 по результатам плановой проверки в отношении Общества составлен протокол N 16-10-2014 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
04.04.2014 Управлением вынесено постановление 16-10-2014 от 04.04.2014 по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Тюменской области.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.07.2014 по делу N А70-3798/2014 требования Общества удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Управлением в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как было указано выше, в рассматриваемом случае Общество было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении требований нормативных документов в области промышленной безопасности (нарушения описаны выше).
Судом первой инстанции установлен и подтверждается материалами дела факт совершения Обществом вменяемого ему правонарушения.
Вместе с тем, апелляционный суд также поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае административным органом допущено нарушение процедуры привлечение заявителя к административной ответственности. Указанный вывод основан на следующем.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Как указано в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется, исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол составляется в присутствии физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, им разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Таким образом, лицу, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, а также в отношении которого рассматриваются материалы дела об административном производстве, должна быть предоставлена возможность участвовать при указанных действиях и пользоваться другими правами, предусмотренными Кодексом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
При этом, лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, может воспользоваться предоставленными ему Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правами и гарантиями посредством своего представителя.
В соответствии со статьей 25.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
В силу статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство (статья 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 2297/11, КоАП РФ не устанавливает требования о включении номера дела об административном правонарушении в выдаваемую защитнику доверенность, равно как и не указывает отсутствие в ней номера дела в качестве основания для запрета или ограничения участия защитника, действующего на основании такой доверенности, в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Таким образом, с момента возбуждения дела об административном правонарушении привлекаемое к ответственности лицо может реализовать принадлежащие ему права и гарантии посредством своего представителя по общей доверенности, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола, а не только посредством законного представителя.
Как следует из материалов дела, заявитель был надлежащим образом извещён о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Факт надлежащего извещения заявителем не оспаривается.
Для участия в составлении протокола и представления интересов Общества, заявитель направил Матвеева С.Г., действующего по доверенности N 26 от 21.03.2014 (т.2, л.д. 15).
Согласно данной доверенности, Матвеев С.Г. был уполномочен представлять интересы Общества в Северо-Уральском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с правом знакомиться с результатами проверок, подавать от имени Общества заявления, справки, копии документов Общества и иные документы, получать акты проверок, предписания, протоколы, постановления и иные документы, а также совершать иные действия, связанные с реализацией настоящих полномочий.
Однако, не смотря на наличие полномочий на представление интересов заявителя в Северо-Уральском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, отражённых в указанной доверенности, Матвеев С.Г. не был допущен к участию в составлению протокола об административном правонарушении со ссылкой на то, что данный представитель действует по общей доверенности, а, следовательно, не может участвовать при составлении протокола об административных правонарушениях.
Учитывая, что порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении, и принимая во внимание то, что проверка процедуры привлечения к административной ответственности является самостоятельным процессуальным действием при рассмотрении вопроса о законности оспариваемого постановления о привлечении к ответственности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при наличии доводов заявителя относительно недопущения представителя Общества Матвеев С.Г. к составлению протокола об административном правонарушении, заявленных как при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и апелляционному суду, Управление не доказало соблюдение процедуры привлечения заявителя к административной ответственности. Надлежащих доказательств, позволившие суду усомниться в обоснованности доводов заявителя, административным органом в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При этом мотивы отказа Матвеева С.Г. в участии в составлении протокола об административном правонарушении в качестве представителя Общества не могут быть признаны судом апелляционной инстанции обоснованными.
Содержащееся в пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснение относительно того, что наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является, касается лишь оценки доказательств по вопросу надлежащего уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени совершения процессуальных действий, и не может свидетельствовать о каком-либо возможном ограничении прав защитника, действующего на основании общей доверенности.
Доверенность, выданная законным представителем юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, на участие в конкретном административном деле имеет значение только для разрешения вопроса об извещении законного представителя общества при отсутствии других доказательств такого извещения.
Таким образом, при наличии надлежащего извещения законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, отказ в допуске явившегося в административный орган представителя с доверенностью, составленной в соответствии с требованиями закона, для составления протокола об административном правонарушении нарушает право лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту и является существенным процессуальным нарушением, которое не может быть восполнено в последующем.
Таким образом, несмотря на то, что Матвеев С.Г. имел общую доверенность административный орган, принимая во внимание надлежащее извещение законного представителя Общества, должен был обеспечить участие указанного представителя при составлении протокола в качестве представителя, защитника Общества по доверенности.
Процессуальное нарушение административным органом требований статей 28.2, 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носит существенный характер, является неустранимым при производстве по данному делу об административном правонарушении и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушение административным органом процедуры привлечения Общества к ответственности в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных по делу требований.
Указанный подход изложен в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 2297/11.
Таким образом, удовлетворив требование Общества, и признав незаконным оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности, вынесенное с существенным нарушением процедуры привлечения к ответственности, повлекшим лишение гарантированного законом права на защиту лица привлекаемого к ответственности, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.07.2014 по делу N А70-3798/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-3798/2014
Истец: ООО "Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системс"
Ответчик: Северо-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору