Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16 февраля 2015 г. N Ф09-9340/14 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
22 октября 2014 г. |
Дело N А60-9858/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Виноградовой Л.Ф., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кычёвой С.В.
при участии представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Объединение "Горнощитское" (ОГРН 1116639001270, ИНН 6639022584) - Коноваловой Е.И. (доверенность от 10.04.2014),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 июля 2014 года
по делу N А60-9858/2014
принятое судьей Филипповой Н.Г.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Объединение "Горнощитское"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
об исправлении кадастровой ошибки,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Объединение "Горнощитское" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) о признании кадастровой ошибкой в сведениях государственного кадастра недвижимости, допущенной при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0513037:1735, 66:41:0513037:1736, 66:41:0513037:1737, 66:41:0513037:1738, выразившейся в ошибочном применении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка по 7-ой группе видов разрешённого использования (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения) вместо удельного показателя кадастровой стоимости по 9-ой группе видов разрешённого использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
Установить для целей налогообложения кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 11406 кв. м с кадастровым номером 66:41:0513037:1735, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, с. Горный Щит с даты постановки на кадастровый учёт, на период действия Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. N 695-ПП, то есть до 31.12.2013 г., в размере 10 998 121 рублей 44 копейки, исходя из стоимости удельного показателя 1 кв. м, соответствующего 9 группе видов разрешённого использования, в размере 964 рубля 24 копейки.
Установить для целей налогообложения кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 93066 кв. м с кадастровым номером 66:41:0513037:1736, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, с. Горный Щит с даты постановки на кадастровый учёт, на период действия Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. N 695-ПП, то есть до 31.12.2013 г., в размере 89 737 959 рублей 84 копейки, исходя из стоимости удельного показателя 1 кв. м, соответствующего 9 группе видов разрешённого использования, в размере 964 рубля 24 копейки.
Установить для целей налогообложения кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 1010 кв. м с кадастровым номером 66:41:0513037:1737, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, с. Горный Щит с даты постановки на кадастровый учёт, на период действия Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. N 695-ПП, то есть до 31.12.2013 г., в размере 973 882 рубля 40 копеек, исходя из стоимости удельного показателя 1 кв. м, соответствующего 9 группе видов разрешённого использования, в размере 964 рубля 24 копейки.
Установить для целей налогообложения кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 70973 кв. м с кадастровым номером 66:41:0513037:1738, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, с. Горный Щит с даты постановки на кадастровый учёт, на период действия Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. N 695-ПП, то есть до 31.12.2013 г., в размере 68 435 005 рублей 52 копейки, исходя из стоимости удельного показателя 1 кв. м, соответствующего 9 группе видов разрешённого использования, в размере 964 рубля 24 копейки.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 июля 2014 года исковые требования к кадастровой палате удовлетворены путем исправления кадастровой ошибки, допущенной в акте от 07.10.2013 об определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0513037:1735, 66:41:0513037:1736, 66:41:0513037:1737, 66:41:0513037:1738, расположенных по адресу г. Екатеринбург, с. Горный Щит, путем установления с даты постановки их на кадастровый учет кадастровой стоимости указанных земельных участков с применением удельного показателя кадастровой стоимости исходя из 9-ой группы видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства". С кадастровой палаты в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 20 000 рублей. В удовлетворении исковых требований к Управлению Росреестра отказано.
Не согласившись с решением суда, кадастровая палата обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что общество не обладает правом на подачу настоящего заявления, поскольку на момент обращения в суд не являлось собственником спорных земельных участков 66:41:0513037:1736, 66:41:0513037:1737, 66:41:0513037:1738. Также указывает, что у суда не имелось оснований для удовлетворения иска, так как по заявлению истца от 15.11.2013 и заявлению правообладателя земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:1736 уже внесены изменения в государственный кадастр недвижимости с изменением вида разрешенного использования. Помимо этого, заявитель жалобы усматривает нарушение в том, что суд удовлетворил требования общества о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений за период с момента постановки участков на кадастровый учет до 31.12.2013.
Общество в представленном письменном отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, и решение суда просит оставить без изменения.
Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, общество на основании ст. 65 Земельного кодекса РФ, ст. 388, 389, 390, 391 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), владея на праве собственности земельными участками, является плательщиком земельного налога за земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0513037:1735, 66:41:0513037:1736, 66:41:0513037:1737, 66:41:0513037:1738.
Указанные земельные участки были вновь образованы в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0513037:1470, 66:41:0513037:1476, 66:41:0513037:1477, и поставлены на кадастровый учет 07.10.2013.
Для определения налоговой базы для исчисления земельного налога за 2013 год общество заказало кадастровые справки о кадастровой стоимости земельных участков. В соответствии с полученными кадастровыми справками истцу стало известно, что:
1. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:1735 в соответствии с актом определения кадастровой стоимости названного участка от 07.10.2013 года на дату его постановки на кадастровый учет, т.е. на 07.10.2013 г., составила 175 725 854 (Сто семьдесят пять миллионов семьсот двадцать пять тысяч восемьсот пятьдесят четыре) рубля 00 копеек.
2. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:1736 в соответствии с актом определения кадастровой стоимости названного участка от 07.10.2013 года на дату его постановки на кадастровый учет, т.е. на 07.10.2013 г., составила 1 433 815 745 (Один миллиард четыреста тридцать три миллиона восемьсот пятнадцать тысяч семьсот сорок пять) рублей 04 копейки.
3. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:1737 в соответствии с актом определения кадастровой стоимости названного участка от 07.10.2013 года на дату его постановки на кадастровый учет, т.е. на 07.10.2013 г. составила 15 560 504 (Пятнадцать миллионов пятьсот шестьдесят тысяч пятьсот четыре) рубля 40 копеек.
4. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:1738 в соответствии с актом определения кадастровой стоимости названного участка от 07.10.2013 года на дату его постановки на кадастровый учет, т.е. на 07.10.2013 г., составила 1 093 441 266 (Один миллиард девяносто три миллиона четыреста сорок одна тысяча двести шестьдесят шесть) рублей 12 копеек. При этом орган кадастрового учета исчислил кадастровую стоимость с применением удельного показателя, соответствующего 7 группе вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
На момент постановки на кадастровый учет указанные земельные участки имели вид разрешённого использования - "объекты складского назначения различного профиля, объекты оптовой торговли, выставочные комплексы, административные и офисные здания".
Посчитав, что кадастровая стоимость земельных участков органом кадастрового учета была определена неверно, в связи с применением удельного показателя кадастровой стоимости 7 группы видов разрешённого использования - "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" кадастрового квартала 66:41:0513037, который составляет в соответствии с приказом МУГИСО от 15.01.2013 г. N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее по тексту - Приказ N 32 - 15 406 (Пятнадцать тысяч четыреста шесть) рублей 44 копейки за 1 кв. м, общество обратилось в Управление Росреестра, а также в кадастровую палату с требованием исправить кадастровую ошибку путем установления с даты постановки на кадастровый учет кадастровой стоимости земельных участков с применением удельного показателя исходя из 9-ой группы видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
В ответ на обращение Управление Росреестра и кадастровая палата сообщили об отсутствии кадастровой ошибки, указав, что 29.03.2013 органом кадастрового учета в рамках информационного взаимодействия были внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Руководствуясь п. 2.1.6. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых Приказом Минэкономразвития N 222 от 12.08.2006 (далее по тексту - Методические указания, утвержденные Приказом N 222), и удельными показателями кадастровой стоимости, утверждёнными Приказом N 32, рассчитало кадастровую стоимость по 7 группе видов разрешённого использования - "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения". При этом органом кадастрового учета с учетом того, что участки имеют более чем один вид разрешенного использования, их кадастровая стоимость определена путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее (п. 2.1.16 Методических указаний).
Считая, что в исправлении кадастровой ошибки отказано неправомерно, поскольку исходя из вида разрешенного использования спорных участков они неверно отнесены к 7 группе, что нарушает права общества как плательщика земельного налога в 2013 году, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции признал требования обоснованными и указал на необходимость исправить кадастровую ошибку, допущенную в акте от 07.10.2013 об определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0513037:1735, 66:41:0513037:1736, 66:41:0513037:1737, 66:41:0513037:1738, расположенных по адресу г. Екатеринбург, с. Горный Щит, путем установления с даты постановки их на кадастровый учет кадастровой стоимости указанных земельных участков с применением удельного показателя кадастровой стоимости исходя из 9-ой группы видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства".
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения явившегося представителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы на основании следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
На основании п. 2 указанной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7 - 21 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Частью 2 ст. 16 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 13 - 20 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Исходя из ч. 3 ст. 16 названного Закона, кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 10 - 17 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений может осуществляться на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 22 Закона "О государственном кадастре недвижимости" необходимым для кадастрового учета документом является, в частности, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в п. 14 ч. 2 ст. 7 указанного Закона сведений).
В соответствии с п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, с целью образования земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0513037:1735, 66:41:0513037:1736, 66:41:0513037:1737, 66:41:0513037:1738 путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0513037:1470, 66:41:0513037:1476, 66:41:0513037:1477 кадастровым инженером подготовлен межевой план, в соответствии с которым вновь образованные земельные участки были поставлены на кадастровый учет 07.10.2013.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости", ст. 3 Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утверждённых Решением Екатеринбургской городской Думы N 68/48 от 13.11.2007, при подготовке межевого плана указаны виды использования образуемых участков, разрешенных как основные и вспомогательные для соответствующей территориальной зоны.
Также суд первой инстанции установил, что в письме N 21.3-06/9699 от 20.09.2013 Департаментом архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений г. Екатеринбурга указано, что земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0513037:1470, 66:41:0513037:1476, 66:41:0513037:1477, из которых были образованы спорные участки, в соответствии с Правилами землепользования и застройки, находятся в зоне Ц-6 (складских объектов и оптовой торговли).
Согласно Правилам землепользования и застройки (ст. 52-1) Зона Ц-6 выделена для обеспечения правовых условий формирования коммерческой застройки непроизводственного назначения и обслуживающих центров в промышленных районах, в местах расположения производственных и коммунально-складских баз. Особенностью зоны является сочетание объектов, связанных с обеспечением производственной и другой деятельности и обслуживающих, коммерческих объектов местного и городского значения. В указанной зоне Правилами землепользования и застройки установлены основные виды использований, объекты складского назначения различного профиля; объекты оптовой торговли; выставочные комплексы; автопредприятия; техно-торговые центры.
Исходя из Правил землепользования и застройки разрешённое использование - "административные и офисные здания", является вспомогательным видом разрешенного использования, а не основным.
Суд установил, что исходные земельные участки не относились с 7 группе видов разрешенного использования (л.д. 76-81, л.д. 152), при этом никаких изменений в отношении зоны, к которой относятся участки, или вида их разрешенного использования, указывающего на то, что по состоянию на 07.10.2013 земельные участки предназначены для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, что позволило бы их отнести к 7 группе, не производилось.
Кроме того, представленными в материалы дела документами подтверждено, что на спорных земельных участках до настоящего времени какие - либо объекты отсутствуют и участки находятся в зоне Ц-6 (складских объектов и оптовой торговли).
Установив данные обстоятельства и отсутствие в деле доказательств использования спорных земельных участков с целью размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, что позволило бы отнести их к 7 группе видов разрешенного использования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные земельные участки ошибочно отнесены к 7 группе видов разрешенного использования вместо 9 группы (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства), ввиду чего правомерно удовлетворил требования в части исправления указанной кадастровой ошибки (ст. 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости").
Довод заявителя жалобы о том, что общество не обладает правом на подачу настоящего заявления, поскольку на момент обращения в суд не являлось собственником спорных земельных участков, подлежит отклонению, поскольку в силу ст. 388, п. 7 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации общество в 2013 году являлось налогоплательщиком земельного налога, когда земельные участки находились в его собственности,.
Довод заявителя жалобы о том, что оснований для удовлетворения иска не имелось, так как по заявлению истца от 15.11.2013 и заявлению правообладателя земельного участка с кадастровым номером 66:41:0513037:1736 внесены изменения в государственный кадастр недвижимости с изменением вида разрешенного использования, подлежит отклонению, поскольку в период, предшествующей подаче заявлений 15.11.2013 и 25.03.2014, кадастровая ошибка существовала и подлежит исправлению с момента её внесения в сведения государственного кадастра недвижимости.
На основании вышеизложенного, обжалуемый судебный акт принят при правильном применении судом норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы кадастровой палаты не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 июля 2014 года по делу N А60-9858/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В.Скромова |
Судьи |
Л.Ф.Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-9858/2014
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16 февраля 2015 г. N Ф09-9340/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Объединение "Горнощитское"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"