г. Санкт-Петербург |
|
20 октября 2014 г. |
Дело N А26-7732/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Несмияна С.И., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ершовой Е.И.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21408/2014) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.02.2014 г. по делу N А26-7732/2013 (судья Левичева Е.И.), принятое
по заявлению Администрация Петрозаводского городского округа
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия
о признании незаконным представления от 08.08.2013 г. N 06-1-23/11
установил:
Администрация Петрозаводского городского округа, ОГРН 10210005338481, ИНН 1001040505, место нахождения: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 2 (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия, ОГРН 1041000025197, ИНН 1001047878, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 6 (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным представления от 08.08.2013 N 06-1-23/11 по тем основаниям, что оно не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и нарушает ее права и законные интересы.
Решением от 06.02.2014 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме; признано недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия от 08.08.2013 N 06-1-23/11, как не соответствующее нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации; суд обязал Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации Петрозаводского городского округа.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, настоящий спор неподведомственен арбитражному суду; в данном случае для Администрации представление носит информационный характер, поскольку не влечет для него никаких правовых последствий; неподведомственное арбитражному суду дело не может быть разрешено им по существу; представление указывает лишь на необходимость принятия мер по недопущению в дальнейшем совершения выявленных нарушений, в связи с чем не нарушает прав и охраняемых интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
19.05.2014 г. в апелляционный суд от Администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 г. решение от 06.02.2014 г. отменено, в удовлетворении заявления Администрации Петрозаводского городского округа отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.09.2014 г. постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 г. назначена апелляционная жалоба Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия к рассмотрению в судебном заседании апелляционного суда на 15.10.2014 г. в 10 час. 45 мин.
Заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. По мнению Администрации, исходя из статьи 284 Бюджетного кодекса РФ, вынесенное руководителями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства, которые могут быть обжалованы в установленном порядке; Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства; Служба финансово-бюджетного надзора, вынося представление, действовала в рамках своих полномочий по контролю за использованием средств федерального бюджета, в представлении содержатся выводы о нарушении бюджетного законодательства, а также требования обязывающие руководителя принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем и проинформировать контролирующий орган о результатах рассмотрения представления; тот факт, что представление адресовано не юридическому лицу, а непосредственно его руководителю, не свидетельствует о неподведомственности дела арбитражному суду; аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.10.2011 г. N 7407/11.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании плана контрольной работы на 2013 год и централизованного задания Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 24.12.2012 N 43-01-05-25/5292 Управлением в период с 26.04.2013 по 05.07.2013 проведена проверка использования Администрацией бюджетных средств, направленных в 2012 году на реализацию приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 05.07.2013 неправомерное расходование бюджетных средств в сумме 8005,380 тыс. руб. (предоставление гражданам социальных выплат с нарушением требований, предъявляемых к площади и благоустройству приобретаемого жилого помещения, предоставление социальной выплаты гражданам, не имеющим права не ее получение).
Представлением от 08.08.2013 N 06-1-23/11 Управление предложило главе Петрозаводского городского округа рассмотреть это представление и не позднее 30 дней с даты его получения проинформировать о результатах рассмотрения.
Не согласившись с представлением, Администрация обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, являясь органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, вправе осуществлять контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Пунктом 1 статьи 270.2 БК РФ, пунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, предусмотрено, что при установлении нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, должностные лица названного органа составляют и выдают представления и (или) предписания.
Право должностных лиц Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора) выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, кроме того закреплено в пункте 10 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (подпункт "г").
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В данном случае судом первой инстанции установлено, что Управление, вынося представление, действовало в рамках своих полномочий, представление содержит выводы о неправомерном расходовании Администрацией бюджетных средств, о нарушении бюджетного законодательства.
Глава Петрозаводского городского округа действует от имени Администрации, представление, содержащее требования, обязывающие главу Петрозаводского городского округа принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем и проинформировать контролирующий орган о результатах его рассмотрения, налагает обязанности не на главу Петрозаводского городского округа, а на саму Администрацию.
С учетом изложенного, доводы подателя апелляционной жалобы, о неподведомственности спора арбитражному суду, о том, что в данном случае для Администрации представление носит информационный характер, поскольку не влечет для него никаких правовых последствий, являются ошибочными.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (Приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы) (далее по тексту - Правила).
Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" и постановлением Правительства Республики Карелия от 20.05.2011 N 127-П "О долгосрочной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" и в целях оказания помощи молодым семьям, проживающим на территории Петрозаводского городского округа и нуждающимся в жилом помещении, Администрация Петрозаводского городского округа постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 14.09.2011 N 3655 утвердила "Положение о порядке реализации Администрацией Петрозаводского городского округа подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия" (далее по тексту - Положение).
Положение устанавливает порядок реализации Администрацией Петрозаводского городского округа подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия.
В соответствии с пунктом 7 указанных Правил в целях данных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 8 данного Положения решение о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в целях дальнейшего ее участия в подпрограмме принимается городской жилищной комиссией по результатам рассмотрения заявления о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении и документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня получения указанных документов управлением жилищного хозяйства.
В соответствии с пунктом 17 Правил, орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
В соответствии с пунктом 20 Правил, пунктом 17 Положения управление жилищного хозяйства до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, в соответствии с Приказом Министерства строительства Республики Карелия от 13.10.2010 N 207. Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа представляет эти списки в Министерство строительства Республики Карелия по форме и в сроки, установленные Министерством строительства Республики Карелия.
В соответствии с пунктами 22-24 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Министерство строительства Республики Карелия) на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Согласно пункту 25 Правил орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещает молодые семьи -претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.
Пункт 27 Правил предусматривает, что для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и следующие документы:
- в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил - документы, предусмотренные подпунктами "б" - "д" пункта 15 настоящих Правил (рассматриваемые случаи);
- в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил - документы, предусмотренные подпунктами "б" - "д" и "ж" пункта 15(1) настоящих Правил.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются нарушение установленного настоящим пунктом срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 32 настоящих Правил.
Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья.
Судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что Управлением не представлено суду доказательств того, что Администрацией нарушена часть 4 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации и допущено неправомерное расходование бюджетных средств в сумме 3437,880 тыс.руб., выразившееся в предоставлении Ягиной О.П., Старосотниковой Д.А., Красковой С.А., Кемовой Т.Г., Демидовой О.В., Широбоковой Л.В., Александрушкиной Ю.И. социальной выплаты с нарушением требований пункта 32 Правил предоставления социальных выплат.
Как следует из материалов дела, 17.02.2013 Антонову А.Н. Управлением Росреестра по Республике Карелия выдано уведомление N 01/008/2012-420 об отсутствии в ЕГРП сведений о правах на имеющееся у него объекты недвижимого имущества. Администрацией 30.03.2013 выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В пункте 27 Правил указано, на то какие документы должны быть приложены к заявлению о выдаче свидетельства, а орган местного самоуправления должен организовать работу по проверке содержащихся в этих документах сведений.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются нарушение установленного настоящим пунктом срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 32 Правил.
Оснований для отказа в выдаче свидетельства у Администрации не имелось. Свидетельство о праве собственности на жилое помещение по адресу: г. Петрозаводск, ул. Варламова, д. 38, кв. 66 выдано 14.05.2013, после получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Выводы ответчика о неправомерном расходовании Администрацией бюджетных средств в сумме 863,100 тыс. руб. правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными.
Материалами дела подтверждается, что на полученные социальные выплаты в сумме 3704,400 тыс. руб. Мулык Н.А., Мяус Н.А, Кузнецова Н.С., Неровный В.А., Алексеев И.П. приобрели жилые помещения в сельских населенных пунктах.
Из писем Администраций Паданского, Вешкельского, Пайского, Заозерского, Рыборецкого вепсского сельских поселений следует, что отсутствуют муниципальные правовые акты, определяющие степень благоустройства жилых помещений в данных сельских поселениях, в которых приобреталось спорное жилье.
Таким образом, выводы Управления о нарушении Администрацией предоставления социальной выплаты данным молодым семьям на приобретение неблагоустроенного жилья не основаны на муниципальных нормативных правовых актах, в которых изложены установленные санитарные и технические требования, благоустроенные применительно к условиям тех сельских поселений, выбранных для постоянного проживания, в котором приобретались жилые помещения этими молодыми семьями.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое представление не соответствует нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы Администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем признал заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, а представление - подлежащим признанию недействительным.
При вынесении обжалуемого судебного акта судом первой инстанции с учетом требований статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены все представленные в материалы дела доказательства, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены судебного акта апелляционной инстанцией не выявлено, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.02.2014 г. по делу N А26-7732/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7732/2013
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21408/14
09.09.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6773/14
27.05.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8648/14
06.02.2014 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-7732/13