г. Санкт-Петербург |
|
23 октября 2014 г. |
Дело N А56-26328/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Беляева В.А. - доверенность N ПП12/11-2 от 30.11.2012
от ответчика (должника): предст. Шаханов Н.И. - доверенность от 30.06.2014, предст. Морковских К.Д. - доверенность от 01.10.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19074/2014) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2014 по делу N А56-26328/2014 (судья Синицына Е.В.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "ПЕТРОПРОМ"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
об оспаривании постановления и предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПЕТРОПРОМ" (ОГРН 1037816008625; далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления от 18.04.2014 N 08-031/2014-ПО и предписания от 31.03.2014 N ПВ-15/08-ПР/1 Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - административный орган, Департамент).
Решением суда от 25.07.2014 заявление Общества удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено, предписание признано недействительным.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда от 25.07.2014 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, полагая, что материалами дела подтверждается наличие в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения. По мнению подателя жалобы, несамоходное судно "НЕВКА" является стационарным объектом негативного воздействия согласно определению стационарного источника выбросов, данного в Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333).
Представители Департамента в судебном заседании поддержали доводы жалобы. Представитель Общества доводы жалобы отклонил, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции по настоящему делу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Департаментом в период с 03.03.2014 по 31.03.2014 на основании распоряжения от 14.02.2014 N ПВ-15/08 была проведена плановая выездная проверка ООО "ПЕТРОПРОМ", в ходе которой было установлено, что Общество допустило нарушение природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно, в ходе осуществления хозяйственной деятельности на производственной площадке, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, причал ОАО "ТМСР" "База Гавань Литке", Обществом осуществляются выбросы загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что является нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 31.03.2014 N ПВ-15/08-А и 31.03.2014 Обществу выдано предписание N ПВ-15/08-ПР/1 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, в соответствии с которым Обществу предписано выполнить экологические требования части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в части получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
По факту выявленного правонарушения 11.04.2014 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 08-031/2014-П, на основании которого постановлением от 18.04.2014 N 08-031/2014-ПО ООО "ПЕТРОПРОМ" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 180 000 рублей.
Считая привлечение к административной ответственности, а также выданное предписание незаконными, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, сделав вывод о том, что Департаментом не доказано, что Общество в проверяемый период осуществляло выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнение сторон, полагает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на правильном применении и толковании норм материального права и представленных в материалы дела доказательствах.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. В свою очередь, вредное (загрязняющее) вещество - это химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Выброс и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без соответствующего разрешения образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Вместе с тем, из логического толкования статьи 14 Закона N 96-ФЗ следует, что административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов является стационарным и отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.
По мнению Департамента, Общество имеет стационарный источник выбросов вредных веществ (несамоходная баржа "НЕВКА"), однако специальное разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствует.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что судно "НЕВКА" принадлежит Обществу на праве собственности (свидетельство ИС-1У N 000416), судно имеет Свидетельство о регистрации судна в Российской международном реестре судов (серия МР-У11 N 0002708 от 13.03.2014), а также Свидетельство о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации. Согласно Классификационному свидетельству, выданному Российским речным регистром, судно "НЕВКА" имеет порт приписки - Большой порт Санкт-Петербург.
Таким образом, анализ представленных в материалы дела доказательств позволяет сделать вывод о том, что судно "НЕВКА" относится к передвижному источнику выбросов в атмосферный воздух, а не к стационарному. Иное административным органом в нарушение части 5 статьи 200, части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.
Ссылка Департамента на Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333) несостоятельна, так как указанное Методическое пособие не является нормативным правовым актом, устанавливающим обязательные для применения неопределенного круга лиц права и обязанности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона N 96-ФЗ использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, подтверждающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.
В силу пункта 4 статьи 17 этого же Закона транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, в отношении передвижных средств и установок, производящих выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, действующим законодательством не установлена обязанность лиц, осуществляющих их эксплуатацию, получать разрешение на выброс вредных веществ.
Российским речным регистром на судно "НЕВКА" было выдано, в том числе, Свидетельство о предотвращении загрязнения атмосферы от 11.05.2011.
Нерегулярное проведение проверки, отсутствие декларации о соответствии Обществу не вменяется.
Превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Департаментом в соответствии с требованиями статьи 26.2 КоАП РФ не доказано, что правомерно установлено судом на основе анализа представленных в материалы дела доказательств применительно к положениям статей 22 и 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 1, 12 и 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
При таких обстоятельствах, у Департамента отсутствовали основания для вынесения в отношении Общества оспариваемого постановления и выдачи предписания, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Правовых и фактических оснований для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Департамента не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 июля 2014 года по делу N А56-26328/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26328/2014
Истец: ООО "Петропром"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо- Западному федеральному округу(Росприроднадзор)