г. Воронеж |
|
27 октября 2014 г. |
Дело N А14-4513/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.10.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.10.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой Е.В.,
при участии:
от товарищества собственников жилья "Хользунова 3": Сывороткин В.В., представитель по доверенности от 16.07.2014, паспорт; от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
|
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2014 по делу N А14-4513/2014 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению товарищества собственников жилья "Хользунова 3" (ОГРН 1093668019389) к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968) о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Хользунова 3" (далее - заявитель, ТСЖ "Хользунова 3") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - административный орган, ГЖИ, Инспекция) N 272 от 12.03.2014 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2014 заявленные требования удовлетворены; признано незаконным и отменено постановление ГЖИ N 272 от 12.03.2014.
Не согласившись с решением, Инспекция обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.
Указывает на то, что факт нарушения ТСЖ "Хользунова 3" обязательных требований, связанных с обеспечением исправного состояния загрузочных клапанов мусоропровода, установлен, в оспариваемом судебном акте под сомнение не ставится, признается и самим Товариществом.
Считает, что санитарные правила не должны применяться ГЖИ.
Ссылается на то, что в результате приведения в неисправное состояние мусоропровода фактически уменьшился размер общего имущества собственников помещений указанного многоквартирного дома.
В заседании апелляционной инстанции представитель Товарищества возражал против доводов апелляционной жалобы, просил суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Инспекции в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 3 по улице Хользунова города Воронеж 03.06.2010 принято решение закрыть мусоропроводы на лестничных клетках подъездов с 1 по 7 указанного дома и установить контейнерную площадку на территории Хользунова, д.3.
Между ООО "Район-ТБО" и ТСЖ "Хользунова 3" 01.01.2013 заключен договор N 13 Р-92 КМ на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов из жилищного фонда.
Должностным лицом административного органа на основании приказа руководителя ГЖИ N 70 от 22.11.2013 с целью проверки обращения жителя дома N3 по улице Хользунова г. Воронежа 18.02.2014 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований к содержанию и эксплуатации жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ "Хользунова 3".
Факт надлежащего извещения заявителя о месте и времени проведения внеплановой выездной проверки подтвержден уведомлением Инспекции от 22.01.2014 N 73-13, которое было вручено 01.02.2014 директору ТСЖ "Хользунова 3".
В ходе проверки административным органом установлено, что в доме не обеспечено исправное состояние мусоропровода на лестничных клетках подъездов с 1 по 7 жилого дома N 3 (заварены загрузочные клапаны) (пункты 5.9.2, 5.9.3, 5.9.30).
Данный факт инспекция посчитала нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки N 499 от 18.12.2014.
Его копия вручена директору ТСЖ Кондауровой Т.С., которая отразила в акте несогласие с выводом о нарушении.
Указала, что мусоропровод дома N 3 по улице Хользунова г. Воронежа заварен по решению общего собрания собственников помещений, оформленному протоколом N 1а от 03.06.2010, в соответствии с пунктом 8.2.3 СанПин 2.1.2.2645-10.
Однако, в отсутствие извещенного надлежащим образом законного представителя ТСЖ, в отношении ТСЖ был составлен протокол об административном правонарушении N 218 от 18.02.2014.
Копия протокола об административном правонарушении N 218 от 18.02.2014 направлена в адрес заявителя, что подтверждено сопроводительным письмом Инспекции от 20.02.2014 NЖИ-639-16.
Административным органом 18.02.2014 вынесено предписание N 203 о выполнении работ по выявленным нарушениям, действующих нормативно-технических требований по использованию, содержанию и эксплуатации жилищного фонда, придомовых территорий, гостиниц, связанных с ними объектов коммунального назначения и предоставления коммунальных услуг, согласно которого ТСЖ "Хользунова 3" обязано в срок до 20.04.2014 устранить выявленные в ходе внеплановой выездной проверки нарушения.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении заявителя, 12.03.2014 заместитель руководителя ГЖИ вынес постановление N 272 по делу об административном правонарушении, которым привлек заявителя к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ, и назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.
ТСЖ "Хользунова 3", не согласившись с постановлением N 272 от 12.03.2014 и, ссылаясь на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.01.2014 по делу N А14-9271/2013, обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Товарищества, Девятнадцатый арбитражный апелляционная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектами данного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
Согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ):
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ товарищество должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также иные обязанности, предусмотренные законом.
Согласно пункту 1.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170) - (далее - Правила) они определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Правила изданы в соответствии с пунктом 53 ранее действовавшего Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. N 1289. Указанный комитет преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое согласно пункту 8 Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 находится в ведении Минрегиона России.
Таким образом, Правила содержат нормы, обязательные для исполнения товариществами собственников жилья.
Вместе с тем, статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации, статьи 1 и 8 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закрепляют право каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", устанавливая право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, определяет, в том числе, что жилые помещения по планировке должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока; при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац второй статьи 8, пункт 1 статьи 23, пункт 1 статьи 24).
Указанными законоположениями, имеющими общий характер, непосредственно не установлены требования к жилым помещениям и расположенному в зданиях инженерному оборудованию, условиям их эксплуатации. Безопасность и безвредность для человека условий проживания обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
СанПиН 2.1.2.2645-10 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 (ред. от 27.12.2010) (далее -Санитарные правила) согласно их пункту 1.4 предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пункт 3.11 и абзац второй пункта 8.2.3 этих Санитарных правил устанавливают запрет на размещение мусороприемной камеры, ствола мусоропровода и устройства для его очистки и промывки над жилыми комнатами, под ними, а также смежно с ними.
Пункт 1.1 Правил определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, и исходя из указанных целей оспариваемая в части норма подлежит применению в системной связи с нормами действующего федерального законодательства, в том числе с учетом Санитарных правил.
Кроме того согласно подпункту "м" пункта 5.9.5. Правил мусоросборные камеры не должны граничить с жилыми помещениями.
Таким образом, пункт 3.11 и абзац второй пункта 8.2.3 Санитарных правил полностью согласуется с подпунктом "м" пункта 5.9.5 Правил, законность которых проверена и подтверждена решениями Верховного Суда Российской Федерации от 23.11. 2011 по гражданскому делу N ГКПИ11-1784 от 08.08.2012 по гражданскому делу N АКПИ12-937.
Мусоропровод дома N 3 по улице Хользунова г. Воронежа заварен по решению общего собрания собственников помещений, оформленному протоколом N 1а от 03.06.2010, в соответствии с пунктом 8.2.3 СанПин 2.1.2.2645-10.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу о приоритете в данном случае санитарных норм, которым постановление ГЖИ N 272 от 12.03.2014 противоречит, и удовлетворил заявленные требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения не усматривается.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.08.2014 по делу N А14-4513/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275, части 5.1 статьи 211 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4513/2014
Истец: ТСЖ "Хользунова 3"
Ответчик: ГЖИ Воронежской области, Гжи Воронежской области .