г. Пермь |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А50-5095/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбуновой Л.Д.
при участии:
от истца - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354; ИНН 5902293298): не явились,
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "МТМ-Строй" (ОГРН 1045901548747; ИНН 5916014890): Кейзеров Д.М., паспорт, доверенность от 12.05.2014,
от третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162; ИНН 5902293114): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 09 июля 2014 года
по делу N А50-5095/2014,
принятое судьей Батраковой Ю.В.
по иску Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
к обществу с ограниченной ответственностью "МТМ-Строй"
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
о взыскании денежных средств, о расторжении договора аренды лесного участка от 12.11.2009 N 433
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "МТМ-Строй"
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
о признании недействительными расчетов размера арендной платы на 2010-2011 гг., 2012 г., 2013 г. по договору аренды лесного участка от 12.11.2009 N 433
установил:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением (с учетом уточнений исковых требований в порядке, определенном ст. 49 АПК РФ) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "МТМ-Строй" (далее - ООО "МТМ-Строй") задолженности по арендной плате по договору лесного участка от 12.11.2009 N 433 по состоянию на 17.06.2014 в сумме 1 461 829,08 руб., из них 225 129,16 руб. в бюджет Пермского края, 1 236 699,92 руб. в федеральный бюджет, и расторжении договора аренды лесного участка от 12.11.2009 N 433.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
Протокольным определением Арбитражного суда Пермского края от 24.06.2014 судом принято к производству встречное исковое заявление ООО "МТМ-Строй" к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о признании недействительными расчетов размера арендной платы за 2010-2011 гг., 2012 г., 2013 г. по договору аренды лесного участка от 12.11.2009 N 433.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.07.2014 в удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края к ООО "МТМ-Строй" отказано. Требования ООО "МТМ-Строй" к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края удовлетворены. Признаны недействительными расчеты размера арендной платы на 2010-2011 гг., 2012 г., 2013 г. по договору аренды лесного участка от 12.11.2009 N 433.
Не согласившись с принятым решением, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, взыскать задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 12.11.2009 N 433. В обоснование жалобы Министерство указывает на то, что увеличение арендной платы за пользование лесным участков произошло в связи с изменением количественного состава пород. Эти изменения не противоречат законодательству, произведены по соглашению сторон.
По мнению Министерства, запрет на изменение арендной платы по договору аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, предусмотрен только для изменения в сторону уменьшения.
ООО "МТМ-Строй" по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на обоснованность выводов суда первой инстанции. Представитель ООО "МТМ-Строй" в судебном заседании поддержал доводы отзыва.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Представители Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание не явились, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.11.2009 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и ООО "МТМ-Строй" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 433, согласно которому арендодатель, действующий в соответствии со ст. 29,72,74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола о результатах аукциона от 28.10.2009 N 9 обязуется предоставить, а арендатор (ООО "МТМ-Строй") обязуется принять во временное пользование лесной участок площадью 7828 га, расположенный по адресу: Пермский край, Большесосновский муниципальный район, ГКУ "Частинское лесничество" Большесосновское сельское участковое лесничество кварталы 2, 4-6 (СХПК "Память Ильича"), кварталы 1-3 (СХПК "Пермяковский"), кварталы 1-3 (СХПК "Солодовский"), кварталы 3, 7, 10-12 (СХПК "Черновское"), кварталы 1-4, 6-9, 11-18 (СХПК "Верхпоткинский") (п. 2 договора).
На основании Указа губернатора Пермского края от 05.07.2011 N 53 "О внесении изменений в указ губернатора Пермского края от 29.12.2007 N 121 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Агентство по природопользованию Пермского края было переименовано в Министерство лесного хозяйства Пермского края.
На основании постановления Правительства Пермского края от 03.09.2012 N 756-п "О Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края", Министерство лесного хозяйства Пермского края реорганизовано в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
В соответствии с пунктами 3.4.9, 3.4.13., 3.4.24, 3.12, 4.21, 4.25 Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 N 756-п, Министерство осуществляет владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Пермского края, предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в аренду, организует и осуществляет заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности Пермского края, проводит единую политику внедрения и совершенствования арендных отношений в лесопользовании, осуществляет функции администратора доходов федерального бюджета от платы за использование лесов, а также наделено правом, в установленном порядке предъявлять иски и осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации права.
Таким образом, с 10.09.2012 арендодателем по договору аренды лесного участка от 12.11.2009 N 433 является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
В соответствии с п. 21 срок действия договора аренды лесного участка от 12.11.2009 N 433 установлен с 12.11.2009 по 11.11.2058 включительно.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 13.08.2010 за N 59-59-13/018/2010-275.
Лесной участок передан ООО "МТМ-Строй", что подтверждается представленным в материалы дела актом приема-передачи лесного участка в аренду от 12.11.2009 (приложение N 5 к договору).
В силу п. 13.2. договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены договором.
Согласно п. 7 договора арендная плата составляет 1 080 027 руб. в год. Арендная плата вносится арендатором не позднее 15 числа каждого месяца долями в размере 1/12 части годового размера арендной платы, если иное не предусмотрено приложением 3 к договору (п. 8.1. договора).
Размер арендной платы может быть скорректирован в связи с изменением среднего объема использования лесов по материалам Проекта освоения лесов (пункт 7.1).
Размер ежегодной арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в договор (п. 9 договора).
Между сторонами подписаны расчеты размера арендной платы на 2010- 2011 гг., 2012 г., в результате корректировки арендных платежей размер арендной платы на 2010-2011 гг. установлен в сумме 1 784 011 руб., на 2012 год - 1 599 126 руб.
По утверждению Министерства в адрес ООО "МТМ-Строй" направлен расчет размера арендной платы на 2013 г., согласно которому размер арендной платы на 2013 г. установлен в сумме 2 481 761 руб.
Министерство 16.01.2014 направило в адрес ООО "МТМ-Строй" письмо N СЭД-30-01-22-98 с требованием о погашении задолженности по арендной плате в сумме 1 682 198,04 руб. в течение 15 календарных дней с момента получения данного уведомления. Претензия оставлена без ответа.
Ссылаясь на неисполнение ООО "МТМ-Строй" своих обязательств по внесению арендной платы Министерство обратилось в суд с рассматриваемым иском.
ООО "МТМ-Строй", ссылаясь на незаконность изменения размера арендной платы и отсутствие в связи с этим задолженности по ее уплате, обратилось в суд с требованием о признании недействительными (ничтожными) расчетов размера арендной платы.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что внесение изменений в договор аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, противоречит действующему законодательству, в связи с чем отказал в удовлетворении первоначального иска и удовлетворил встречный иск.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции действующей на момент подписания оспариваемых расчетов) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу п. 1, 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного ч. 7 ст. 53.7 настоящего Кодекса (в редакции, действующей на момент подписания оспариваемых расчетов).
В отношении применения данного правила в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12157/13 изложена следующая позиция.
Пунктом 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом. Вместе с тем ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации содержит специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным непосредственно Лесным кодексом (ч. 7 ст. 53.7 названного Кодекса). Таким образом, исключается применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.
Механизм изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, в данном случае не может быть использован по следующим причинам. Во-первых, он предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке, что прямо исключается ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, во-вторых, изменение объема подлежащих заготовке лесных ресурсов на переданном в аренду лесном участке не относится к существенному изменению обстоятельств, которое стороны не могли разумно предвидеть при заключении договора, а в аукционной документации была непосредственно заложена возможность такого изменения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 17.12.2013 N 12157/13, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания задолженности по арендной плате, поскольку условия договора аренды лесного участка от 12.11.2009 N 433, заключенного по результатам проведения аукциона, не могли быть изменены в порядке, предусмотренном ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, действия сторон в данной части противоречат положениям ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, что влечет недействительность соглашений об изменении размера арендной платы на 2010-2011 гг., 2012 г., 2013 г. по договору аренды лесного участка от 12.11.2009 N 433.
Ссылка Министерства на то, что расчеты размера арендной платы на 2010-2011 гг., 2012 г., 2013 г. по договору аренды лесного участка от 12.11.2009 N 433 подписаны обеими сторонами, изменение размера арендной платы не противоречит действующему законодательству, подлежит отклонению, поскольку положения ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации не носят диспозитивного характера, что исключает возможность регулирования сторонами данного вопроса в соглашении.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в ст. 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым допускается изменение арендной платы в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка, в силу п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяют свое действие на отношения сторон в 2010-2011 гг., 2012 г., 2013 г. и могут быть применены к отношениям, возникшим после введения их в действие.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения первоначальных исковых требований о взыскании задолженности по арендной плате, встречные исковые требования удовлетворены судом правомерно.
Доводы Министерства о том, что запрет на изменение размера арендной платы по договору аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, предусмотрен только для изменения в сторону уменьшения, отклоняется судом апелляционной инстанции по вышеуказанным мотивам.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 июля 2014 года по делу N А50-5095/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5095/2014
Истец: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
Ответчик: ООО "МТМ-Строй"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ, Министерство Экономического Развития РФ Заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ПК (Управление Росреестра по ПК) Носкова Н. Я.