город Воронеж |
|
14 октября 2014 г. |
Дело N А48-167/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение арбитражного суда Орловской области от 14.07.2014 по делу N А48-167/2014 (судья Володин А.В.), принятое по заявлению государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области к индивидуальному предпринимателю Лагутиной Ирине Николаевне (ОГРНИП 310574208100011) о взыскании финансовых санкций в сумме 2 904 руб.,
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области - представители не явились, надлежаще извещено;
от индивидуального предпринимателя Лагутиной Ирины Николаевны - представители не явились, надлежаще извещена,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее - управление Пенсионного фонда, фонд, страховщик) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Лагутиной Ирине Николаевне (далее - предприниматель Лагутина, предприниматель, страхователь) о взыскании финансовой санкции в сумме 2 904 руб. за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением арбитражного суда Орловской области от 14.07.2014 в удовлетворении заявленных требований фонду отказано в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление Пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить решение суда области и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы управление Пенсионного фонда ссылается на то, что предпринимателем был нарушен срок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за первое полугодие 2013 года, подлежащих представлению не позднее 15.08.2013.
Электронное письмо от страхователя было получено приемным модулем ПК БПИ 08.08.2013, который, сформировав уведомление об ошибке в связи с проставлением подписи незарегистрированным сертификатом, в тот же день направил его оператору связи.
При этом фонд настаивает на том, что документом, подтверждающим факт представления сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, является не квитанция о доставке отчетности, а протокол контроля сведений о застрахованных лицах. Отсутствие положительного протокола проверки отчетности, по мнению управления Пенсионного фонда, может квалифицироваться как непредставление отчетности.
Надлежащие сведения на застрахованных лиц, принятые фондом, представлены предпринимателем лишь 16.09.2013, то есть за пределами установленного срока. В указанной связи, как считает фонд, у него имелись основания для привлечения предпринимателя к ответственности за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за первое полугодие 2013 года, а, следовательно, и для обращения в суд за взысканием суммы финансовых санкций.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители управления Пенсионного фонда и предпринимателя Лагутиной, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не явились. На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом области и следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда была проведена проверка факта своевременности представления предпринимателем Лагутиной сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за полугодие 2013 года в отношении застрахованных лиц, являющихся сотрудниками предпринимателя, и выявлено, что указанные сведения были представлены 16.09.2013, то есть с нарушением установленного законодательством о страховых взносах срока, о чем управлением был составлен акт от 16.092013 N 209 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам рассмотрения акта 17.10.2013 управлением Пенсионного фонда было принято решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной частью 3 статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 2 7-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) в виде финансовой санкции в сумме 2 904 руб.
Требованием от 12.11.2013 N 209 предпринимателю Лагутиной было предложено в срок до 12.12.2013 в добровольном порядке уплатить сумму финансовых санкций в 2 940 руб.
Поскольку в добровольном порядке указанное требование исполнено не было, управление Пенсионного фонда в порядке статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением о взыскании с предпринимателя финансовых санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в совершении правонарушения в связи с непредставлением в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета отсутствует вина предпринимателя Лагутиной, поскольку страхователем были совершены все необходимые действия для своевременного исполнения обязанности по представлению фонду сведений персонифицированного учета.
Суд апелляционной инстанции указанный вывод суда области находит соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормам права, исходя из следующего.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации и индивидуальные предприниматели, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), если иное не предусмотрено названным Федеральным законом (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
В силу пункта 1 части 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным названным пунктом, страхователи представляют сведения о каждом работающем у них застрахованном лице, установленные Федеральным законом N 27-ФЗ.
В частности, частью 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предусмотренные данным Законом сведения, в том числе: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу или дату заключения договора гражданско-правового характера; дату увольнения или дату прекращения договора гражданско-правового характера; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) предусматривалось, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10-ти процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С 01.01.2014 указанная норма действует в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, устанавливающей за предусмотренные в ней правонарушения ответственность в виде взыскания финансовых санкций в размере 5-ти процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
При этом, названный Федеральный закон не содержит норм, регулирующих порядок привлечения страхователей к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном0 учете.
В силу положений статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ правоотношения по привлечению страхователей к ответственности регулируются нормами названного Закона.
В частности, согласно статье 40 Федерального закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое законодательством о страховых взносах установлена ответственность.
Ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ, несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях неисполнения ими обязанностей, предусмотренных названным Федеральным законом (статья 41 Федерального закона N 212-ФЗ).
Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (статья 42 Федерального закона N 212-ФЗ). Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Положениями части 1 статьи 43 Федерального закона N 212-ФЗ установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения. При этом перечень обстоятельств не является исчерпывающим ввиду того, что обстоятельствам, исключающие вину лица в совершении правонарушения, относятся иные (не перечисленные в указанной норме) обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 указанной статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.
Из изложенного следует, что основанием для привлечения плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, является виновное (умышленное или по неосторожности) непредставление им в установленный статьей 11 названного Федерального закона срок (в том числе, представление с нарушением срока) в орган Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц.
В силу статей 40, 42, 43 Закона лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения при отсутствии вины лица в совершении правонарушения или наличии обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения.
Как следует из апелляционной жалобы фонда, основанием для вывода о представлении предпринимателем Лагутиной управлению Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета по телекоммуникационным каналам связи с нарушением срока явился возврат представленных ею 08.08.2013 сведений в связи с незарегистрированным сертификатом электронно-цифровой подписи (л.д.15-17).
Пунктом 10 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ) предусмотрено, что плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 50 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в форме электронных документов в соответствии с требованиями настоящей части.
При представлении расчетов в форме электронных документов орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить подтверждение приема указанных расчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В целях внедрения в практику работы органов Пенсионного фонда единой системы обмена документами по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р утверждены Технология, Регламент и Протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации (СЭД ПФР), а также Регламент обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи.
Пунктом 7 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в СЭД ПФР предусмотрен порядок информационного обмена.
Абонент СЭД ПФР осуществляет обмен документами в электронном виде с ЭЦП по каналам связи, используя для этого программное обеспечение абонента. При представлении абонентами-страхователями индивидуальных сведений о застрахованных лицах абонент соблюдает следующий порядок:
- формирует файлы со сведениями о застрахованных лицах и иными необходимыми сведениями для отправки в орган Пенсионного фонда России;
- проверяет правильность подготовки отчета проверочной программой Пенсионного фонда России;
- обеспечивает достоверность передаваемых документов;
- после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их ЭЦП и в зашифрованном виде отправляет в орган Пенсионного фонда России.
При этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган Пенсионного фонда России будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, которую абонент-страхователь получает в течение 2 рабочих дней с момента отправки электронного документа и сохраняет ее.
Факт приема документов органом Пенсионного фонда России фиксируется соответствующим протоколом контроля, подтверждающим правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе. Названный документ страхователь получает от органа Пенсионного фонда в зашифрованном виде и подписанный его ЭЦП в течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений в орган Пенсионного фонда.
После получения протокола страхователь отправляет в орган Пенсионного фонда квитанцию о доставке протокола контроля, подписанную ЭЦП, что является подтверждением получения протокола, а протокол контроля, подписанный ЭЦП органа Пенсионного фонда России и ЭЦП страхователя, сохраняет в архиве.
Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.
При неполучении страхователем от органа Пенсионного фонда в установленное время квитанции о доставке сведений или протокола контроля сведений, он заявляет органу Пенсионного фонда о данном факте, выясняет причину отсутствия квитанции и при необходимости повторяет процедуру представления сведений.
Специалисты территориального органа Пенсионного фонда обязаны в течение 24 часов с момента поступления сведений от страхователя проверить подлинность ЭЦП абонента и отправить ему квитанцию о доставке сведений; в течение трех рабочих дней с момента поступления сведений проверить их программами Пенсионного фонда, оформить соответствующие протоколы контроля, заверить их ЭЦП органа Пенсионного фонда и направить в адрес страхователя в зашифрованном виде.
В соответствии с пунктом 9 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в СЭД ПФР все споры, разногласия, требования, возникающие между участниками электронного документооборота, подлежат разрешению в соответствии с Регламентом обеспечения безопасности при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи. Регламент является документом, обязательным для исполнения абонентом и специалистом органа Пенсионного фонда России и должен быть доведен до каждого абонента СЭД Пенсионного фонда России.
В разделе 6 Регламента установлен порядок организации разбора конфликтных ситуаций и споров, связанных с практикой применения ЭЦП.
Согласно пункту 6.1.1 данного раздела Регламента возникновение конфликтных ситуаций может быть связано с формированием, доставкой, получением, подтверждением получения электронного документа, а также использованием в данных документах ЭЦП. Конфликтные ситуации могут возникать в следующих случаях: неподтверждение подлинности защищенных электронных документов средствами проверки ЭЦП получателя; оспаривание факта идентификации владельца ЭЦП, подписавшего электронный документ; заявление отправителя или получателя электронного документа об его искажении; оспаривание факта отправления и (или) получения защищенного электронного документа; оспаривания времени отправления и (или) получения защищенного электронного документа; иные случаи возникновения конфликтных ситуаций.
Конфликтные ситуации разрешаются (урегулируются) сторонами в рабочем порядке и/или по итогам работы экспертной комиссии (пункт 6.1.2 Регламента).
Пунктом 6.2.1 Регламента установлено, что в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих, по мнению одной из сторон, о возникновении и/или наличии конфликтной ситуации, данная сторона (сторона-инициатор) незамедлительно извещает другую заинтересованную сторону о возможном возникновении и/или наличии конфликтной ситуации, обстоятельствах, свидетельствующих о ее возникновении или наличии, а также ее предполагаемых причинах.
Сторона, которой было направлено извещение о конфликтной ситуации (сторона-ответчик), обязана не позднее чем в течение следующего рабочего дня проверить наличие указанных в извещении обстоятельств и по необходимости принять меры по разрешению конфликтной ситуации со своей стороны (пункт 6.2.2 Регламента). В тот же срок сторона-ответчик извещает доступными способами сторону-инициатора о результатах проверки и, при необходимости, о мерах, принятых для разрешения конфликтной ситуации (пункт 6.2.2 Регламента).
При этом согласно пункту 6.3.1 Регламента конфликтная ситуация признается разрешенной в рабочем порядке в случае, если сторона-инициатор удовлетворена информацией, полученной в извещениях стороны-ответчика, и не имеет к ней претензий в связи с конфликтной ситуацией.
В соответствии с пунктами 6.3.2 и 6.4.1 Регламента в случае, если конфликтная ситуация не была разрешена в рабочем порядке, сторона-инициатор должна не позднее чем в течение трех рабочих дней после возникновения конфликтной ситуации направить уведомление о конфликтной ситуации и предложение о создании экспертной комиссии по разрешению конфликтной ситуации стороне-ответчику.
Экспертная комиссия должна быть сформирована сторонами, участвующими в разрешении конфликтной ситуации, не позднее чем на третий рабочий день после получения предложения и для нее устанавливается тридцатидневный срок работы, который по согласованию сторон может быть дополнительно продлен не более чем на тридцать дней (пункты 6.5.1, 6.5.3 Регламента).
В силу указаний пункта 6.7.2 Регламента по итогам работы экспертной комиссии составляется акт, являющийся основанием для принятия сторонами решения по урегулированию конфликтной ситуации (пункт 6.7.5 Регламента).
В соответствии с пунктом 6.1.3 Регламента в случае невозможности разрешения конфликтной ситуации в рабочем порядке и по итогам работы экспертной комиссии стороны разрешают конфликтную ситуацию в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в СЭД ПФР установлено, что для осуществления электронного документооборота в конкретном регионе заключается Соглашение между соответствующим управлением Пенсионного фонда и удостоверяющим центром (УЦ) абонентов СЭД, имеющих доверительные отношения с УЦ ПФР - Соглашение о совместных действиях по организации информационного обмена по телекоммуникационным каналам связи.
Соглашение определяет область совместных действий сторон, их права и обязанности, границы зон ответственности, порядок проведения профилактических мероприятий, ответственность сторон, порядок разрешения конфликтных ситуаций и споров, срок действия соглашения.
Таким образом, утвержденными Пенсионным фондом Российской Федерации подзаконными актами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, установлен определенный порядок обмена электронными документами по телекоммуникационным каналам связи и утверждены формы документов, которыми оформляются и подтверждаются факты совершения участниками электронного документооборота действий по отправке и получению, а также по подтверждению отправки и получения электронных документов по телекоммуникационным каналам связи.
Данный порядок должен быть оговорен сторонами электронного документооборота в Соглашении между ОПФР и УЦ Абонентов СЭД и является обязательным для участников Соглашения.
Материалами дела доказано, что предпринимателем Лагутиной расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также сведения индивидуального (персонифицированного) учета за первое полугодие 2013 года были направлены по телекоммуникационным каналам связи общества с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор" (далее - общество "Компания "Тензор", оператор связи), являющегося оператором связи, 08.08.2013, то есть в установленный законом срок.
Квитанция о получении отчетности сформирована 08.08.2013.
В тот же день оператором связи был получен от управления Пенсионного фонда протокол входного контроля, сообщающий о невозможности принятия сведений в связи с ошибкой проверки электронно-цифровой подписи, которая была проставлена незарегистрированным сертификатом.
Из письменных пояснений общества "Компания "Тензор", данных им суду первой инстанции (письмо от 30.05.2014 исх. N 25562) следует, что сведения, переданные предпринимателем Лагутиной в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи 08.08.2013 для направления в адрес управления Пенсионного фонда по Железнодорожному (Северному) району г. Орла, возвратились от фонда в связи с ошибкой, вызванной тем, что при первичной регистрации сертификата абонента в управлении Пенсионного фонда 11.07.2013 был указан неверный регистрационный номер страхователя. Как следует из письма, в настоящее время установить виновных в указанной ошибке лиц не представляется возможным.
В соответствии с пунктами 1.5 и 1.6 Соглашения от 04.02.2011 N 15-067, заключенного между управлением Пенсионного фонда (УЦ ОФПР) и обществом "Компания "Тензор", органы Пенсионного фонда, эксплуатирующие аппаратно-программный комплекс УЦ ОПФР, обеспечивают выпуск и сертификатов ключей подписи для пользователей органов Пенсионного фонда и обслуживание сертификатов, выпущенных в УЦ для собственных пользователей.
Таким образом, ответственность за отсутствие регистрации сертификата электронно-цифровой подписи не может быть возложена на пользователей данного сертификата, поскольку именно фондом обеспечивается его выпуск и эксплуатация.
В указанной связи судом области обосновано указано на отсутствие вины предпринимателя Лагутиной в несвоевременном представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета, так как данное нарушение допущено в результате обстоятельств, не зависящих от предпринимателя.
Кроме того, как следует из пояснений общества "Компания "Тензор", уведомление об ошибке, направленное обществом предпринимателю Лагутиной, было получено ею лишь 11.09.2013.
Управлением Пенсионного фонда установлено при проведении проверки, что оформленные надлежащим образом сведения индивидуального (персонифицированного) учета за полугодие 2013 года были представлены страхователем и приняты фондом 16.09.2013.
В соответствии с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, не применяются, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки.
В рассматриваемом случае, как установил суд области, предпринимателем нарушения были устранены в течение пяти дней с даты фактического получения сведений об ошибке в принятии расчета и сведений индивидуального (персонифицированного) учета, что также исключает привлечение ее к ответственности за их несвоевременное представление.
При этом суд первой инстанции правомерно отклонил довод фонда о том, что освобождение от ответственности предусмотрено при обнаружении ошибок специалистом фонда лишь в ходе приемной компании представленных форм сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период, поскольку вышеприведенное письмо Пенсионного фонда Российской Федерации не содержит указанных фондом ограничений.
Более того, в своем письме Пенсионный фонд Российской Федерации указывает, что в случае представления страхователями исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Исходя из изложенного, поскольку предприниматель самостоятельно исправила допущенные ошибки, Пенсионный фонд неправомерно применил санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 212-ФЗ.
Кроме того, апелляционная коллегия полагает необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что факт представления страхователем спорных сведений персонифицированного учет и 16.09.2013, не исключает и не опровергает само по себе факта первоначального представления этого же расчета 08.08.2013, поскольку Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации допускает возможность повторного направления сведений, на что указывается в разделе 7 Технологии "Порядок обмена документами".
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал, что в удовлетворении требований государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о взыскании с предпринимателя Лагутиной финансовой санкции в сумме 2 904 руб. следует отказать.
Управлением Пенсионного фонда достоверных и достаточных доказательств, опровергающих факт направления предпринимателем в установленный законом срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за полугодие 2013 года по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде, в нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, суду не представлено, вследствие чего им не доказано наличие оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ, и законность принятого им решения о привлечении страхователя к ответственности.
Доводы управления Пенсионного фонда, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся судебной практике.
В указанной связи суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Обстоятельства рассматриваемого дела установлены судом области верно. Выводы, сделанные судом, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из результатов рассмотрения дела и положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Орловской области от 14.07.2014 по делу N А48-167/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-167/2014
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области
Ответчик: Лагутина Ирина Николаевна