г. Санкт-Петербург |
|
22 октября 2014 г. |
Дело N А26-9251/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кривобоковым К.В.,
при участии:
от заявителя: представителя Пучинской С.А., доверенность от 01.08.2014
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19584/2014) Общества с ограниченной ответственностью "Форест-групп" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.07. 2014 по делу N А26-9251/2013 (судья Ильющенко О.В.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Форест-групп"
заинтересованное лицо: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
о признании незаконными действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Форест-групп" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными действий Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - заинтересованное лицо, Министерство), выраженных в письме от 16.10.2013 N 2.21/7666 от 16.10.2013, по отказу в выделении дополнительного объема изъятия древесины по сплошным рубкам (хвойное хозяйство) на 2013 год в объеме 3 116 куб.м. по договору аренды б/н от 18.12.2007.
Решением от 20.07.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела, неправильным применением судом норм материального права.
Общество считает, что в рамках настоящего дела решается вопрос о восстановлении нарушенного Министерством права заявителя в части предоставления для заготовки объема лесного ресурса, недоосвоенного заявителем по вине Министерства в 2012 году.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы жалобы. Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, своего представителя в заседание апелляционного суда не направило, просило рассмотреть жалобу в его отсутствие. В поступившем от заинтересованного лица письменном отзыве изложены его возражения против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 18.12.2007 Государственный комитет Республики Карелия по лесу (арендодатель) и ООО "Карелфинлес" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка общей площадью 26677 га, расположенного на территории ГУ "Олонецкий лесхоз" Коткозерского лесничества, для использования в целях заготовки древесины. Срок действия договора установлен по 31.12.2029; договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия 22.01.2008 за номером 10-10-01/068/2007-235. В связи с реорганизацией сторон договора 02.09.2011 правопреемниками заключено дополнительное соглашение, которым определено, что арендодателем является Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, арендатором - ООО "Форест-групп". Соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия 10.11.2013 за номером 10-10-01/102/2011-048.
Общество обратилось в Министерство с заявлением от 26.08.2013 об увеличении лимита изъятия древесины, заготавливаемой на основании указанного договора, по сплошным рубкам по хвойному хозяйству в 2013 году на 3116 куб.м. в связи с недоосвоением в 2012 году расчетной лесосеки в соответствии с пунктом 10 Правил заготовки древесины. В заявлении указано, что основанием для выделения дополнительного объема древесины является решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 02.08.2013 по делу N 04-37/31-2013.
Письмом от 16.10.2013 N 2.2-21/7666 Министерство отказало в предоставлении недоиспользованного объема древесины по тем основаниям, что по состоянию на 01.10.2013 Общество не полностью использовало установленный годовой объем изъятия древесины на 2013 год; разъяснило возможность повторного обращения с заявлением о предоставлении дополнительного объема древесины, в случае полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины.
Не согласившись с действиями Министерства по отказу в выделении дополнительного объема древесины, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, установив, что оспариваемые действия Министерства не нарушают права Общества.
Апелляционный суд соглашается с изложенными в решении выводами.
Согласно статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1); лесная декларация подается ежегодно, в частности, лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду (часть 2).
В соответствии с частью 3 статьи 26, частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются, а правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральное агентство лесного хозяйства утвердило приказом от 01.08.2011 N 337 Правила заготовки древесины (далее - Правила), а приказом от 17.01.2012 N 18 - Порядок заполнения и подачи лесной декларации (далее - Порядок).
Согласно пунктам 4 и 5 Порядка в лесную декларацию вносится информация о декларируемом периоде; в приложении к декларации указываются сведения об объемах использования лесов.
В соответствии с пунктом 5 Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества. Если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку.
Согласно пункту 12 Правил рубка лесных насаждений на каждой лесосеке осуществляется в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.
Как усматривается из материалов дела, письмом от 16.10.2013 Министерство отказало Обществу в удовлетворении заявления об увеличении лимита изъятия древесины, ссылаясь на пункт 10 Правил и разъяснения Федерального агентства лесного хозяйства по вопросу применения пункта 10 Правил.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов являются наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Материалами дела подтверждается, что оспариваемое решение принято Министерством в соответствии с его компетенцией, поскольку в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 06.10.2010 N 206-П, Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции, в том числе в области лесных отношений.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что оспариваемое решение принято в соответствии с действующими на момент принятия решения законами и иными нормативными правовыми актами.
Министерство отказало ООО "Форест-групп" в приеме четырех лесных деклараций об использовании лесов в периоды с 25.12.2012 по 24.12.2013 и с 29.12.2012 по 28.12.2013, представленных Обществом 14.12.2012 и 18.12.2012, мотивируя отказ отсутствием лесосек в проекте освоения лесов на 2012 год; решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 02.08.2013 по делу N 04-37/31-2013 о нарушении антимонопольного законодательства действия Министерства по отказу в приеме лесных деклараций признаны нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Министерству выдано предписание от 02.08.2013.
Министерством во исполнение предписания в адрес Общества направлено письмо от 28.02.2014 N 251, которым Министерство признало отказы в приеме лесных деклараций недействительными и предложило Обществу направить возвращенные лесные декларации на новое рассмотрение.
Судом первой инстанции правильно указано в решении, что способ восстановления нарушенного права заявителя уже установлен в предписании УФАС; Министерством указанное предписание исполнено.
Суд по итогам рассмотрения дела пришел к обоснованному выводу о том, что признание незаконным отказа в приеме лесных деклараций само по себе не свидетельствует об обязанности Министерства выделить испрашиваемый дополнительный объем древесины, в связи с чем отсутствуют доказательства нарушения прав Общества оспариваемыми действиями Министерства.
Изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.06.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.