г. Хабаровск |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А73-8446/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи И.И. Балинской
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 29.08.2014
по делу N А73-8446/2014,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к отделу судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска
о признании незаконным и отмене постановления отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска от 24.06.2014 о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ, Министерство, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска (далее - Отдел, административный орган) по делу об административном правонарушении от 26.06.2014 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ.
Решением суда от 29.08.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву доказанности состава вмененного правонарушения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Полагает, что оснований для привлечения его к ответственности у Отдела не имелось, поскольку вина Министерства не доказана.
ОСП по Центральному району города Хабаровска отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В порядке статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела видно, что 03.11.2011 Отделом судебных приставов по Центральному району города Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС N 019321785, выданного 02.11.2011 Центральным районным судом г. Хабаровска в соответствии с решением от 30.09.2011 по делу N 2-5914/11 об обязании Министерства ЖКХ предоставить Купраловой Екатерине Валерьевне (после регистрации брака присвоена фамилия Макарова) благоустроенное, отвечающее санитарно-техническим требованиям жилое помещение общей площадью не менее 18 кв. м на состав семьи из одного человека, в г. Хабаровске за счет жилищного фонда Хабаровского края, возбуждено исполнительное производство N 34008/11/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление. Указанным постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Министерство письмом от 22.11.2011 N 1-07/11345 сообщило в Отдел о том, что решение Центрального районного суда г. Хабаровска по делу N 2-5914/11 от 30.09.2011 не может быть исполнено по причине отсутствия свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в г. Хабаровске.
Требованием от 28.06.2012 судебным приставом Министерству установлен новый срок исполнения решения суда.
Неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем Отдлеа постановления от 07.09.2012 о взыскании с Министерства исполнительского сбора по исполнительному производству N 34008/11/01/27 в размере 5 000 руб.
Поскольку на 06.06.2014 решение суда должником исполнено не было судебным приставом-исполнителем Министерству ЖКХ вновь выдано требование от 06.06.2014 N 27001/14/34008 об исполнении решения суда в срок до 18.06.2014. Также Министерство предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда. Указанное требование получено Министерством 06.06.2014.
Этим же требованием должник уведомлен о времени и месте рассмотрения вопроса о привлечении его к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
19.06.2014 судебным приставом-исполнителем в отношении Министерства, в отсутствие его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол N 012204/01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 19.06.2014, полученным Министерством 20.06.2014, рассмотрение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ назначено на 26.06.2014 в 15 час. 40 мин.
26.06.2014 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении должностным лицом Отдела вынесено постановление, которым Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Несогласие Министерства с указанным постановлением явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона).
Статьей 6 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" установлено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду, влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу статьи 6 Закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным Законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 ЗаконаN 229-ФЗ, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Статьей 105 Закона N 229-ФЗ установлены общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), и указано на возможные последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
Согласно части 1 названной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона).
По материалам дела апелляционным судом установлено и Министерством не оспаривается, что Отделом на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство N 34008/11/01/27, во исполнение которого Министерство обязано за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить Купраловой Екатерине Валерьевне (после регистрации брака - Макарова) благоустроенное жилое помещение.
Однако Министерство, должным образом извещенное о возбуждении в отношении него исполнительного производства и об установлении новых сроков для исполнения требований исполнительного документа, не совершило необходимых действий по исполнению судебного решения. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Субъективная сторона правонарушения заключается в том, что Министерство не предприняло необходимых мер к исполнению требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок. Доказательств того, что суд общей юрисдикции, выдавший исполнительный лист, предоставил Министерству отсрочку исполнения содержащегося в нем требования, в дело не представлено.
Уведомление Министерством административного органа о невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в городе Хабаровске не свидетельствует об отсутствии вины должника во вменяемом правонарушении. Поскольку указанные действия не привели к исполнению решения суда в установленный срок, принятые Министерством меры являются недостаточными и не освобождают его от административной ответственности.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии вины Министерства во вменяемом ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ и о наличии в действиях Министерства состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Суд апелляционной инстанции, с учетом совокупности допущенных нарушений и обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что в исполнительном документе содержится требование имущественного характера, неисполнение которого не охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17.15 КоАП РФ, отклоняется апелляционной инстанцией.
Главой 13 Закона N 229-ФЗ предусмотрена специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
В данном деле исполнительным листом Центрального районного суда на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение. Следовательно, довод жалобы в данной части подлежит отклонению как несостоятельный.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.08.2014 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8446/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8446/2014
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: ОСП по Центральному району г. Хабаровска, Отдел судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска