г. Самара |
|
27 октября 2014 г. |
Дело N А65-10420/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Мега-Альянс" - Сакулин Р.А., доверенность от 14 марта 2014 года,
от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - не явился, извещен,
от Федерального государственного унитарного предприятия "Волжско- Уральское строительное управление Министерства обороны Российской Федерации" - не явился, извещен,
от Министерства обороны Российской Федерации - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 октября 2014 года, в зале N 7, апелляционные жалобы
Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан,
Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 августа 2014 года по делу N А65-10420/2014, судья Хасанов А.Р.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мега-Альянс", г. Казань,
к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1091690054763, ИНН 1655183653),
третьи лица:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан,
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
Федеральное государственное унитарное предприятие "Волжско- Уральское строительное управление Министерства обороны Российской Федерации",
Министерство обороны Российской Федерации,
о признании незаконным отказа, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мега-Альянс", г. Казань (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань, (далее - ответчик, ТУ Росимущества в РТ ) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность заявителя за выкуп земельного участка с кадастровым номером: 16:50:060629:375, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: г. Казань, Советский район, ул. Гвардейская, общей площадью 14 775 кв.м., выраженного в письме от 20.02.2014 г. N 04/884, об обязании в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером: 16:50:060629:375, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Гвардейская, общей площадью 14 775 кв.м., в собственность заявителю за выкуп в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, об обязании в месячный срок с момента принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителю осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: 16:50:060629:375, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Гвардейская, общей площадью 14 775 кв.м., по цене в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Решением суда первой инстанции от 08 августа 2014 года заявление удовлетворено.
Суд признал незаконным отказ в предоставлении в собственность заявителя за выкуп земельного участка с кадастровым номером: 16:50:060629:375, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Гвардейская, общей площадью 14 775 кв.м., выраженного в письме от 20.02.2014 г. N 04/884, как не соответствующий требованиям действующего законодательства, и обязал Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г. Казань устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Мега-Альянс", г. Казань путем принятия в месячный срок с момента вступления в законную силу судебного акта решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером: 16:50:060629:375, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Гвардейская, общей площадью 14 775 кв.м., в собственность заявителю за выкуп в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, а также подготовки в месячный срок с момента принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителю проекта договора купли-продажи земельного участка и направления его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (том 2 л.д. 55-61).
В апелляционной жалобе Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказать заявителю в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
В апелляционной жалобе Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда первой инстанции изменить и отказать: в удовлетворении иска о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность заявителя за выкуп земельного участка с кадастровым номером: 16:50:060629:375, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Гвардейская, общей площадью 14 775 кв.м., об обязании в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу принять решение o предоставлении спорного земельного участка в собственность заявителю за выкуп в размере 2, 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, об обязании в месячный срок с момента принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителю осуществить подготовку проекта договора купли-продажи спорного земельного участка и направлении его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора в полном объеме и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно. Просит отложить рассмотрение данного дела в связи с невозможностью явки в судебное заседание по причине отсутствия финансирования и рассмотрением другого дела в АС Оренбургской области.
Рассмотрев заявленное ходатайство в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения заявителя, суд апелляционной инстанции отклоняет его как необоснованное и не подтвержденное документально.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 06.10.2014 г.).
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, Федеральное государственное унитарное предприятие "Волжско- Уральское строительное управление Министерства обороны Российской Федерации" и Министерство обороны Российской Федерации отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции заявитель является собственником объектов недвижимости: здание (учебный класс), назначение: нежилое, 2 - этажное, площадь 340,5 кв.м., инвентарный номер 9321, литер А, кадастровый номер: 16:50:060629:2651, адрес объекта: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Гвардейская, д. 45В; здание, назначение: нежилое, 1 - этажное, площадь 241,5 кв.м., инвентарный номер 9321, литер Г, кадастровый номер: 16:50:060629:2650, адрес объекта: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Гвардейская, д. 45В; сооружение дорога и площадка, назначение: нежилое, площадь 2 519, 5 кв.м., инвентарный номер 9321, литер 1, кадастровый номер: 16:50:060629:2649, адрес объекта: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Гвардейская, д. 45В, которые расположены на земельном участке, кадастровый номер: 16:50:060629:375, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Гвардейская, общей площадью 14 775 кв.м.
На земельный участок с кадастровым номером 16:50:060629:375 зарегистрировано право федеральной собственности.
27.06.2012 г. заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за выкуп, к которому были приложены заверенные копии паспорта генерального директора ООО "Мега-Альянс", протокол общего собрания участников ООО "Мега-Альянс" об избрании генерального директора ООО "Мега-Альянс", доверенность от 26.06.2012 г., протокол подведения итогов торгов на аукционе по продаже имущества ФГУП "Волжско-Уральское строительное управления МО РФ" N 3/4 от 14.01.2008 г., Договор купли-продажи недвижимого имущества на аукционе N 2/08 от 28.01.2008 г., Акт приема-передачи объектов недвижимости к Договору N 2/08 от 28.01.2008 г. купли-продажи недвижимого имущества на аукционе от 28.01.2008 г., сообщение от 27.06.2012 г.
Письмом от 20.02.2014 г. N 04/884 ответчик отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, сославшись на невозможность продажи соответствующего земельного участка по льготной цене в размере 2, 5% от кадастровой стоимости земельного участка и отсутствием у ответчика компетенции для рассмотрения обращения заявителя (том 1 л.д. 38-39).
Заявитель, посчитав указанный отказ незаконным и нарушающим его права и интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
08 августа 2014 года Арбитражный суд Республики Татарстан принял обжалуемое решение.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта, а также перечня документов, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений.
Данный перечень утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. N 475 (с изменениями).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду, также в месячный срок с даты принятия решения готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 27.06.2012 г. заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:060629:375 в собственность за выкуп с приложением предусмотренных законодательством документов.
Отказ мотивирован отсутствием у ответчика компетенции для рассмотрения обращения заявителя и предложил заявителю обратиться с заявлением к третьему лицу, фактически отказав заявителю в предоставлении земельного участка за выкуп.
Согласно пункту 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.
Исходя из пункта 1 статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение о Росимуществе).
Согласно пункту 1 указанного Положения Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений ил актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения).
Таким образом, поскольку земельный участок с кадастровым номером 16:50:060629:375 находится в федеральной собственности, компетентным органом по вопросу о предоставлении его в собственность является Территориальное управления Росимущества в Республике Татарстан.
В данном случае отчуждение заявителю трех объектов недвижимости из федеральной собственности (объекты ранее находились на праве оперативного управления у ФГУП "Волжско-Уральское строительное управление МО РФ") в связи с проведением конкурсного производства в отношении продавца повлекло прекращение прав прежнего собственника зданий и сооружения на спорный земельный участок, на котором они расположены.
Поскольку право пользования спорным земельным участком прекратилось в результате продажи объектов недвижимости, участок фактически выбыл из владения предприятия Минобороны России и перешел в силу закона в пользование нового собственника объектов недвижимости (заявителя), следовательно, отсутствуют основания считать, что он относится к имуществу, находящемуся в ведении Вооруженных Сил России, в отношении которого это министерство могло бы осуществлять правомочия собственника имущества, не имеется.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации утратило свои распорядительные правомочия в отношении спорного земельного участка, которые перешли к ТУ Росимущества в РТ.
С позиции изложенного следует, что отказ ответчика в предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 16:50:060629:375, мотивированный отсутствием у ТУ Росимущества в РТ компетенции по рассмотрению данного вопроса и необходимостью обращения в территориальные органы Министерства обороны Российской Федерации, является незаконным по причине несоответствия действующему законодательству и сложившейся правоприменительной практики.
При этом наличие зарегистрированного в пользу ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком не может быть основанием для отказа заявителю в реализации принадлежащего ему исключительного права на приобретение данного земельного участка за выкуп.
В силу статьи 552 ГК РФ и пункта 1 статьи 35 ЗК РФ у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение их в аренду у публичного собственника, а не у обладателя права постоянного (бессрочного) пользования ими.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.
При наличии у собственника объекта недвижимости исключительного права на приобретение соответствующего земельного участка в собственность или в аренду прекращение права постоянного (бессрочного) пользования не требуется.
Также суд обоснованно посчитал не подтвержденным материалами дела довод Министерства обороны Российской Федерации о возможном нахождении в границах спорного земельного участка с кадастровым номером 16:50:060629:375 иных объектов недвижимости, не принадлежащих на праве собственности заявителю, поскольку третье лицо не представило в подтверждение данного довода надлежащих доказательств.
Более того, не указало, какие иные объекты недвижимости располагаются в границах спорного земельного участка.
Наличие в границах земельного участка с кадастровым номером 16:50:060629:375 исключительно трех объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности заявителю, подтверждено имеющимися в материалах дела кадастровыми выписками на данные объекты недвижимости, справкой кадастрового инженера от 21.03.2014 г., заключением кадастрового инженера от 24.06.2014 г.
Несостоятелен довод относительно того, что спорный земельный участок изъят из оборота, поскольку отсутствуют доказательства расположения на данном земельном участке зданий, строений или сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации.
Относительно определения выкупной цены спорного земельного участка суд правомерно руководствовался пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Судом установлено, что заявитель приобрел здание (учебный класс), назначение: нежилое, 2 - этажное, площадь 340,5 кв.м., инвентарный номер 9321, литер А, кадастровый номер: 16:50:060629:2651, адрес объекта: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Гвардейская, д. 45В; здание, назначение: нежилое, 1 - этажное, площадь 241,5 кв.м., инвентарный номер 9321, литер Г, кадастровый номер: 16:50:060629:2650, адрес объекта: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Гвардейская, д. 45В; сооружение дорога и площадка, назначение: нежилое, площадь 2 519,5 кв.м., инвентарный номер 9321, литер 1, кадастровый номер: 16:50:060629:2649, адрес объекта: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Гвардейская, д. 45В, из государственной собственности, что подтверждено протоколом подведения итогов торгов на аукционе по продаже имущества ФГУП "Волжско-Уральское строительное управления МО РФ" N 3/4 от 14.01.2008 г., Договором купли-продажи недвижимого имущества на аукционе N 2/08 от 28.01.2008 г., Актом приема-передачи объектов недвижимости к Договору N 2/08 от 28.01.2008 г. купли-продажи недвижимого имущества на аукционе от 28.01.2008 г.
Общество с заявлением о выкупе земельного участка с приложением всех необходимых документов обратилось к ответчику 27.06.2012 г., то есть до 01.07.2012 г.
Таким образом, заявитель имеет полное право претендовать на предоставление земельного участка в собственность за выкуп по льготной цене в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционные жалобы не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Мега-Альянс".
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционных жалобах Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан и Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 1 000 руб. до рассмотрения апелляционной жалобы, то госпошлина подлежит взысканию с Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, в размере 1 000 руб. в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 августа 2014 года по делу N А65-10420/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-10420/2014
Истец: ООО "Мега-Альянс", г. Казань
Ответчик: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ, ФГУП "Волжско- Уральское строительное управление Министерства обороны Российской Федерации", Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско- Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации